Гр. дело № 2-1239/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Калач-на-Дону 9 декабря 2019 года
Калачевский районный суд Волгоградской области в составе: председательствующего судьи Евдокимовой С.А., при секретаре Дик Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Старикова Вячеслава Андреевича, Стариковой Татьяны Владимировны, Старикова Максима Вячеславовича к войсковой части 3642, жилищной комиссии войсковой части 3642 о признания решения жилищной комиссии войсковой части 3642 о снятии с жилищного учета незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Стариков В.А., а также его супруга Старикова Т.В. и сын Стариков М.В., обратились в Калачёвский районный суд Волгоградской области с исковым заявлением о признании незаконным решения жилищной комиссии войсковой части № 3642 от 31 мая 2019 года.
В обоснование указано, что истец Стариков В.А. как военнослужащий состоял с 26 июля 2018 года (с даты написания рапорта) на жилищном учете лиц, нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма. Решением жилищной комиссии войсковой части 3642 от 31 мая 2019 года он был снят с жилищного учета и исключен из списков нуждающихся в жилом помещении, в связи с выявлением сведений несоответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет. С данным решением истец и его семья не согласились, обратились в суд с настоящим иском, поскольку приказом № 67 с/ч от 28 марта 2019 года Стариков В.А. был уволен в отставку, по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Жильем при увольнении он не был обеспечен.
В судебном заседании истец Стариков В.А. исковые требования поддержал, пояснил суду следующее. Никаких сведений, не соответствующих действительности, он в жилищную комиссию войсковой части 3642 не предоставлял. На момент увольнения состав его семьи составлял 3 человека, его выслуга лет составляла 22 года 00 месяцев 21 день – в календарном исчислении, 23 года 02 месяца 13 дней – в льготном исчислении. Право собственности на <адрес> в <адрес> было им утрачено на основании договора дарения от 22 марта 2013 года своей матери ФИО8., тогда как на жилищный учет он был поставлен с 26 июля 2018 года (спустя более 5 лет после отчуждения недвижимости). Жилой дом и земельный участок под ним по адресу: <адрес> принадлежит его супруге Стариковой Т.В. в порядке наследования после смерти её родителей. В данном жилом доме, площадью 47,9 кв.м., он с женой и сыном проживают по настоящее время. Поскольку Законом «О статусе военнослужащих» предусмотрен норматив общей площади жилого помещения на каждого члена семьи в размере 18 кв.м., следовательно на семью, состоящую из 3 человек, положено 54 кв.м. (18*3). Следовательно, он составом семьи 3 человека обоснованно был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в 2018 году и незаконно был снят с учета в 2019 году, после увольнения.
В судебном заседании истец Старикова Т.В. дала аналогичные Старикову В.А. показания и исковые требования просила удовлетворить.
Ответчик Стариков М.В. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия в связи с нахождением на учебе в г.Волгограде.
Представитель ответчика - войсковой части 3642 Долгов В.В., представитель ответчика – жилищной комиссии войсковой части 3642 Николаев Г.Ю. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, поскольку критерием нуждаемости в предоставлении жилого помещения является учетная норма жилой площади, а не норма предоставления. Приходящаяся на долю каждого из истцов общая площадь жилого помещения превышает учетную норму, что свидетельствует об отсутствии нуждаемости в предоставлении жилого помещения.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п.2.1 ст. 15 указанного Федерального закона Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно п.1 ст.15.1 указанного Федерального закона, норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512.
В соответствии с п. 1 вышеуказанных Правил признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанный в абз. 3 и 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» осуществляется по основаниям, предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом, в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту прохождения военной службы или по избранному постоянному месту жительства (п. 2 Правил).
Согласно п. 6 этих же Правил военнослужащие, которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия по намеренному ухудшению жилищных условий, связанные, в том числе, с отчуждением жилых помещений или их частей, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет (ч. 8 ст. 51 Жилищного кодекса РФ).
Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства (Обзор судебной практики N 1, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016).
В судебном заседании установлено, что Стариков В.А. проходил службу по контракту, приказом командира войсковой части 3642 № 67 с/ч от 28 марта 2019 года уволен в отставку, на основании пункта «а» пункта 1 статьи 51 Закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и подпункта «а» пункта 3 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года № (по достижении предельного возраста пребывания на венной службе).
21 апреля 2019 года Стариков В.А. исключен из списков личного состава войсковой части 3642.
Выслуга лет составила: 22 года 00 месяцев 21 день – в календарном исчислении, 23 года 02 месяца 13 дней – в льготном исчислении (л.д.15).
Решением жилищной комиссии от 21 августа 2018 года, оформленным протоколом № 10, Стариков В.А. составом семьи 3 человека принят на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в форме предоставления ему денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений с даты написания рапорта – 26 июля 2018 года (л.д.16-17).
Как видно из представленных документов членами семьи Старикова В.А. являются его супруга Старикова Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и сын Стариков М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.19,20).
Решением жилищной комиссии от 31 мая 2019 года, оформленным протоколом №, вышеуказанное решение комиссии от 21 августа 2018 года фактически отменено, истец составом семьи 3 человека снят с жилищного учета на основании п.6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ. Основанием для принятия такого решения послужило выявление сведений о приобретении супругой истца домовладения по адресу: <адрес>. При этом жилой дом имеет площадь 47,9 кв.м., на одного члена семьи приходится 15,96 кв.м. (47,9 :3 чел.), что больше учетной нормы площади жилого помещения для признания граждан в качестве нуждающихся жилом помещении, утвержденной Постановлением главы Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области от 17 февраля 2015 года (л.д.23)
По мнению суда, вышеуказанное решение жилищной комиссии полностью соответствует требованиям ст. ст. 7, 49, 50, 51, 53, 56 Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», п. 6 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512.
Действия истца Старикова В.А. по отчуждению по договору дарения от 22 марта 2013 года <адрес> в <адрес> в пользу своей матери (л.д.24) не свидетельствуют о намеренном ухудшении жилищных условий с целью быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку к моменту написания рапорта на улучшение жилищных условий прошло более 5 лет. Вместе с тем это обстоятельство не может повлечь отмену обжалуемого решения жилищной комиссии.
Постановлением главы Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области от 17 февраля 2015 года установлена учетная норма в размере 15 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Принимая во внимание, что площадь принадлежащего супруге истца Стариковой Т.В. жилого дома составляет 47,9 кв.м, то есть более учетной нормы в размере 15 кв. м, приходящейся на каждого из истцов: Старикова В.А., Старикову Т.В., Старикова М.В. (47,9 / 3 = 15,96), данное обстоятельство не позволяло Старикову В.А. и членам его семьи находиться на жилищном учете, поскольку они не могли быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с тем, что были обеспечены жилым помещением свыше учетной нормы.
При таких обстоятельствах, владение на праве собственности Стариковой Т.В. жилым домом, площадью 47,9 кв.м., правомерно было расценено жилищным органом как невозможность, в силу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, истцу и членам его семьи быть принятыми на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Соответственно обжалуемое решение жилищной комиссии о снятии Старикова В.А. и членов его семьи с жилищного учета основано на законе.
Доводы истцов том, что в принадлежащем на праве собственности Стариковой Т.В. жилом доме на долю каждого из истцов приходится по 15,96 кв.м. общей площади, тогда как норма предоставления военнослужащему составляет не менее 18 кв. м на человека, суд находит несостоятельными, поскольку критерием нуждаемости в предоставлении жилого помещения является учетная норма жилой площади, а не норма предоставления (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, п. 2 Правил признания нуждающихся в жилых помещениях военнослужащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года № 512). Приходящийся на долю каждого из истцов размер общей площади жилого помещения превышает учетную норму, что свидетельствует об отсутствии нуждаемости в предоставлении жилого помещения.
Вместе с тем, с учетом жилого дома по адресу: <адрес>, обеспеченность семьи истца превышает учетную норму, установленную в <адрес> (15 кв.м). Указание истцами на норму 18 кв. м. несостоятельно, так как это размер нормы предоставления, а не учета (ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).
Не могут быть приняты во внимание и доводы стороны истцов о том, что истец Стариков В.А. никогда ранее не обеспечивался жильем за счет средств федерального бюджета, поскольку в силу установленных обстоятельств оснований к принятию его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не имелось.
При этом, довод истцов о том, что вышеуказанный жилой дом получен в результате принятия в наследство после смерти родителей, не могут являться основанием для исключения этого жилого помещения при определении уровня обеспеченности семьи истца общей площадью жилого помещения. Таких положений вышеприведенные нормы права не содержат.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
Суд, анализируя в совокупности все собранные по делу доказательства, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку оснований полагать, что обжалуемое решение нарушает права и законные интересы заявителя не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
в удовлетворении исковых требований Старикова Вячеслава Андреевича, Стариковой Татьяны Владимировны, Старикова Максима Вячеславовича к войсковой части 3642, жилищной комиссии войсковой части 3642 о признания решения жилищной комиссии войсковой части 3642 о снятии с жилищного учета незаконным - отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Волгоградский областной суд в течение месяца, через Калачевский районный суд со времени изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: