Судья Панова Л.В.
Дело № 2-3004/2023
74RS0005-01-2023-002167-34
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 11-2288/2024
26 февраля 2024 года г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Скрябиной С.В.,
судей Дюсембаева А.А., Елгиной Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником Созыкиной С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области, Государственного стационарного учреждения социального обслуживания «Челябинский психоневрологический интернат №2» на решение Металлургического районного суда города Челябинска от 10 октября 2023 года по иску Гилязовой Найли Загидуллиновны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области, Государственному стационарному учреждению социального обслуживания «Челябинский психоневрологический интернат №2» о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности,
Заслушав доклад судьи Дюсембаева А.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционных жалоб, объяснения представителя ответчика ОСФР по Челябинской области - Иванова А.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представитель ответчика ГСУСО Челябинский психоневрологический интернат № 2» - Нестеровой Н.Г., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца Гилязовой Н.З. и представителя истца Юриной Е.В., возражавших против доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гилязова Н.З. обратилась в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее - ОСФР по Челябинской области), ГСУСО «Челябинский психоневрологический интернат №2» о признании незаконным решения № от 10 ноября 2022 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в стаж на соответствующих видах работ по Списку №2 периоды работы с 01 марта 2014 года по 22 июня 2018 года и с 25 июня 2018 года по 11 октября 2022 года в должности <данные изъяты> назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400 - ФЗ «О страховых пенсиях» с даты обращения за ней с 12 октября 2022 года, возложении на ГСУСО «Челябинский психоневрологический интернат №2» обязанности представить в ОСФР корректирующие индивидуальные сведения с кодом льготы в соответствии с п. 2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400 - ФЗ «О страховых пенсиях» за периоды работы с 01 марта 2014 года по 22 июня 2018 года и с 25 июня 2018 года по 11 октября 2022 года, оплатить дополнительный тариф по страховым взносам в отношении Гилязовой Н.З. за указанные периоды.
В обоснование иска указала, что 12 октября 2022 года обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400 - ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с достижением возраста 53 года, стажа работы с тяжелыми условиями труда 5 лет, страхового стажа 20 лет. Решением от 10 ноября 2022 года № в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Полагает решение ответчика об отказе в установлении досрочной пенсии незаконным и необоснованным.
В судебное заседание суда первой инстанции истец Гилязова Н.З. не явилась, о месте и времени слушания была извещена. Представитель истца Юрина Е.В., действующая на основании доверенности в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика ОСФР по Челябинской области - Галичина Т.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика ГСУСО Челябинский психоневрологический интернат № 2» - Нестерова Н.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала относительно удовлетворения исковых требований в части зачета в стаж на соответствующих видах работ по Списку №2 периода работы истицы в должности санитарки в ГСУСО «Челябинский психоневрологический интернат №2» и назначении ей досрочной страховой пенсии по старости, вместе с тем возражала относительно возложения на работодателя обязанности оплатить дополнительный тариф по страховым взносам, ввиду отсутствия денежных средств.
Представители третьих лиц Министерство социальных отношений Челябинской области, МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания были извещены.
Решением Металлургического районного суда г. Челябинска от 11 октября 2023 года с учетом определения об исправлении описки от 09 ноября 2023 года исковые требования Гилязовой Н.З. удовлетворены., признано незаконным решение ОСФР по Челябинской области № от 10 ноября 2022 года об отказе в назначении Гилязовой Н.З. досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях»; на ОСФР по Челябинской области возложена обязанность включить Гилязовой Н.З. в стаж на соответствующих видах работ по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы с 01 марта 2014 года по 22 июня 2018 года, с 25 июня 2018 года по 11 октября 2022 года в должности санитарки в ГСУСО «Челябинский психоневрологический интернат №2» и назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» с даты обращения 12 октября 2022 года; на ГСУСО «Челябинский психоневрологический интернат №2» возложена обязанность представить в отношении Гилязовой Н.З. в ОСФР по Челябинской области корректирующие индивидуальные сведения с кодом льготы в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» за период работы с 01 марта 2014 года по 22 июня 2018 года, с 25 июня 2018 года по 11 октября 2022 года и оплатить дополнительный тариф по страховым взносам за указанные периоды работы.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ОСФР по Челябинской области просит решение отменить в части удовлетворенных к пенсионному органу требований, в указанной части принять новое решение, которым отказать истцу в удовлетворении требований, поскольку к подготовительным и вспомогательным работам следует относить только те работы, которые непосредственно связаны с перечисленными в части 1 указаний Минсоцзащиты РФ от 26.04.1993 года № 1-31-у «О порядке применения раздела ХХIV Списка №2». Поскольку истцом не представлено доказательств полной занятости на работах, предусмотренных Списком № 2, оснований для включения спорных периодов в специальный стаж истца не имеется. Страхователем ГСУСО «Челябинский психоневрологический интернат № 2» страховые взносы дополнительному тарифу за спорные периоды не производились. Документов, подтверждающих уплату страховых взносов по дополнительному тарифу с 01 января 2013 года, истцом не предоставлено.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ГСУСО «Челябинский психоневрологический интернат №2» просит решение отменить в части возложенных на него обязанностей, принять новое в указанной части новое решение, об отказе в удовлетворении требований, поскольку размер дополнительных тарифов устанавливается в зависимости от итогов проведенной специальной оценки условий труда, созданных работодателем для своих работников, в картах специальной оценки условий труда <данные изъяты> с 2013 года отсутствовало право на досрочное назначение страховой пенсии, указанные несоответствия в картах СОУТ с 2014 года об отсутствии права на досрочное назначение страховой <данные изъяты> в спорный период были устранены проведением 19 июня 2023 года внеплановой специальной оценки условий труда на рабочем месте <данные изъяты> на основании жалоб работников. В связи с чем, считает, что суд необоснованно обязал ГСУСО «ЧПНИ № 2» оплатить дополнительный тариф по страховым взносам за спорные периоды, в которые специальная оценка условий труда не подтверждала льготный стаж. Поскольку на пенсионный орган возложена обязанность включить в специальный стаж истца спорные периоды работы, то это обстоятельство исключает необходимость передачи интернатом в пенсионный фонд корректирующих индивидуальных сведений с кодом льгот за спорный период. Указывает, что о резолютивной части решения сторонам стало известно 13 октября 2023 года, тем самым полагает суд нарушил правила о тайне совещания судей при принятии решения.
Представители третьих лиц Министерства социальных отношений Челябинской области, МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, в суд не явились, в связи с чем, судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобах, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400 - ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях») право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В соответствии с пп. «б» п. 1 данного постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяется:
- Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее - Список № 2 от 26 января 1991 года);
- Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года (далее - Список № 2 от 22 августа 1956 года).
В соответствии со Списком 2 от 26 января 1991 года, правом на досрочное пенсионное обеспечение по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» обладают работники учреждений здравоохранения и социального обеспечения, непосредственно обслуживающим больных, в том числе среднему и младшему медицинскому персоналу в домах-интернатах для психических больных системы социального обеспечения (раздел XXIV, код 2260000г).
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец Гилязова Н.З. с 17 октября 2013 года была принята в качестве <данные изъяты> С 01 марта 2014 года переведена на должность <данные изъяты>, с 01 ноября 2014 года на должность <данные изъяты>, где продолжает работать по настоящее время, что подтверждается трудовой книжкой истца, справкой работодателя (т. 1 л.д. 18-21, 22)
12 октября 2022 года Гилязова Н.З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в ОСФР по Челябинской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (т. л.д. 47-58).
Решением ОСФР по Челябинской области от 10 ноября 2022 года № ей было отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ по Списку №м 2 не менее 5 лет (т. 1 л.д. 34-40).
Продолжительность страхового стажа истца по подсчетам ответчика составила 32 года 02 месяца 06 дней; продолжительность стажа на соответствующих видах работ по Списку № 2 составила - 00 лет 04 месяца 12 дней; величина индивидуального пенсионного коэффициента - 68,105.
В специальный стаж истца не включены периоды работы с 01 марта 2014 года по 22 июня 2018 года и с 25 июня 2018 года по 11 октября 2022 года в должности <данные изъяты> поскольку сведения в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица отражены без указания кодов особых условий труда, работодателем не подтверждена занятость на работах, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии в течение полного рабочего дня.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что факт работы истца, связанной с <данные изъяты>, а также ее полная занятость на соответствующих видах работ подтвержден надлежащими относимыми и допустимыми письменными доказательствами, в связи с чем, имеются основании для возложения на ответчика обязанности включить спорные периоды работы с 01 марта 2014 года по 22 июня 2018 года и с 25 июня 2018 года по 11 октября 2022 года в специальный стаж Гилязовой Н.З., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» и назначить ей досрочную страховую пенсию с момента обращения с заявлением о назначении пенсии - 12 октября 2022 года.
Установив, что в спорные периоды с 01 марта 2014 года по 22 июня 2018 года и с 25 июня 2018 года по 11 октября 2022 года характер работы Гилязовой Н.З. на протяжении всего периода работы в <данные изъяты> не изменялся, и весь период работы в должности <данные изъяты> истица занималась <данные изъяты>, что дает ей право на досрочное назначение пенсии по старости, действующим законодательством на работодателя, независимо от его организационно-правовой формы, возложена обязанность оплачивать за работников, занятых на соответствующих видах работ страховые взносы по дополнительным тарифам, в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу о возложении на ГСУСО «Челябинский психоневрологический интернат № 2» обязанности представить в отношении Гилязовой Н.З. корректирующие индивидуальные сведения с кодом льготы в соответствии с в соответствии с п. 2 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» за спорные периоды работы и оплатить дополнительный тариф по страховым взносам в отношении истицы за указанные периоды.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, изложенными в обжалуемом судебном постановлении.
Доводы апелляционной жалобы ОСФР по Челябинской области о том, что полная занятость истца на соответствующих видах работ не подтверждена, поскольку непосредственное обслуживание больных - это работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента, осуществление подготовительных и вспомогательных работ не может быть учтено, судебной коллегией отклоняются по следующим основаниям.
Согласно пункту 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени, то есть в течение полного рабочего дня.
Согласно Указанию Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 26 апреля 1993 года № 1-31-У «О порядке применения Раздела XXIV Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. О льготном пенсионном обеспечении работников, занятых в производстве синтетических моющих средств» «непосредственное обслуживание больных» - это работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента.
Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно-охранительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов, в том числе: проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи и кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и т.д. В соответствии с действующим пенсионным законодательством право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ по «непосредственному обслуживанию больных» в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени).
В соответствии с абзацем первым пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Гилязова Н.З. зарегистрирована в системе персонифицированного учета 19 января 1998 года (т. 1 л.д. 81).
Как следует из трудового договора № от 17 октября 2013 года и дополнительных соглашений к нему, заключенных между Гилязовой Н.З. и ГСУСО «Челябинский психоневрологический интернат № 2», условия труда на рабочем месте истца соответствуют требованиям охраны труда, класс (подкласс) №. Работнику производятся ежемесячные выплаты компенсационного характера, в том числе, надбавка за особые условия труда в размере 25% от должностного оклада; надбавка работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда – 12% от должностного оклада (т. 1 л.д. 91-97).
Работнику установлена сокращенная продолжительности рабочего времени 36 часовая рабочая неделя; ежегодные основной и дополнительный оплачиваемые отпуска продолжительностью 28 и 35 календарных дней соответственно (п. 19, 20 трудового договора).
Предусмотренные трудовым договором выплаты стимулирующего характера истцу производились работодателем в течение всего спорного периода, что подтверждается карточками справками на оплату (т. 1 л.д. 176-196).
Как следует из карты специальной оценки условий труда № от 15 апреля 2022 года на рабочем месте истца установлен итоговый класс (подкласс) условий труда - № В карте специальной оценки условий труда указано право работника на повышенную оплату труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, проведение медицинских осмотров. Право на досрочное назначение страховой пенсии не указано (т. 1 л.д. 26-27).
Согласно карте специальной оценки условий труда № от 19 июня 2023 года на рабочем месте на рабочем месте истца установлен итоговый класс (подкласс) условий труда - № В карте специальной оценки условий труда указано право работника на повышенную оплату труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, проведение медицинских осмотров, на досрочное назначение страховой пенсии по Списку № 2 от 26 января 1991 года (т. 1 л.д. 142-143).
Как следует из должностной инструкции <данные изъяты> утвержденной 28 февраля 2014 года, в должностные обязанности Гилязовой Н.З. входит в том числе: <данные изъяты> (т. 1 л.д. 197-200 т. 1).Согласно должностной инструкции <данные изъяты> от 20 сентября 2018 года в должностные обязанности истца входит: <данные изъяты> (т.1л.д. 23-25).
Таким образом, проанализировав все представленные доказательства в их совокупности, в том числе условия трудового договора, должностной инструкции, содержание карт специальной оценки условий труда, справки работодателя, суд пришел к верному выводу о том, что указанные доказательства подтверждают, что истец была в течение полного рабочего дня осуществляла <данные изъяты>, предусмотренном Списком № 2, в связи с чем, спорные периоды подлежат включению в стаж Гилязовой Н.З., дающей ей право на досрочное назначение пенсии.
Приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 года № 541н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих и в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» для должности санитарка установлены следующие обязанности: производит уборку помещений в медицинской организации. Помогает старшей медицинской сестре при получении медикаментов, инструментов, оборудования и доставке их в отделение. Получает у сестры-хозяйки и обеспечивает правильное хранение и использование белья, хозяйственного инвентаря, посуды и моющих средств. Убирает прикроватные столики у лежачих больных после каждого приема пищи. По указанию палатной медицинской сестры сопровождает больных в лечебно-диагностические кабинеты. Выполняет функции курьера, осуществляет мойку аптечной посуды. Сообщает сестре-хозяйке о неисправностях в системе отопления, водоснабжения, канализации и в электроприборах. Осуществляет подготовку помещения и ванн. Систематически (после каждого больного) осуществляет санитарно-гигиеническую обработку ванны и мочалок. Оказывает помощь больным при приеме гигиенической ванны, при раздевании и одевании. При отсутствии младшей медицинской сестры по уходу за больными получает у сестры-хозяйки нательное и постельное белье и производит его смену. Получает готовую пищу на пищеблоке, проверяет ее по весу и счету. Расписывается в раздаточной ведомости. Производит подогрев пищи. Производит раздачу больным пищи в горячем виде согласно меню и назначенной диете. Производит мытье посуды, уборку буфетной и столовой, соблюдая санитарные требования. Систематически производит уборку холодильников, предназначенных для хранения продуктов больных. Обеспечивает санитарно-гигиеническое содержание буфетной и столовой. Своевременно информирует руководство отделения о необходимости ремонта оборудования и инвентаря буфетной.
Характеристики, изложенные в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих от 23 июля 2010 года идентичны должностной инструкции истца по должности <данные изъяты>
Кроме того, в соответствии с дополнением к трудовому договору, в должностные обязанности истца входит <данные изъяты>
Судом обоснованно учтены разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», в соответствии с которым во время выполнения работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ.
Выполнение истцом работ по Списку № 2 в течение полного рабочего дня подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств, которые ответчиком надлежащим образом не опровергнуты. Доказательств осуществления работы, не подлежащей включению в специальный стаж, ответчиком суду не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что сведения о работе Гилязовой Н.З. за спорный период представлены работодателем без кода особых условий труда, оплата страховых взносов за истца по соответствующим тарифам также не производилась, истец своевременно результаты специальной оценки условий труда не обжаловала, в связи с чем вывод суда о том, что неуплата страхователем в установленные срок или уплата страховых взносов не в полном объеме не должна препятствовать реализации права своевременно и в полном объеме получить пенсию не имеет правового обоснования, судебной коллегией отклоняются в связи со следующим.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Федеральный закон «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 01 января 2014 года).
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда»).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда»).
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (п.п. 1 - 7 ст. 7 Федерального закона «О специальной оценке условий труда»).
В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Согласно ст. 14 Федерального закона «О специальной оценке условий труда», условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда. Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
На работодателей, применяющих труд работников на указанных видах работ, возложена обязанность по уплате, начиная с 01 января 2013 года дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», а с 01 января 2017 года - статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации, а также предусмотрено правило о том, что периоды такой работы, имевшие место после 01 января 2013 года, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов. Условия назначения страховой пенсии по старости применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по таким работам соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Из представленных в материалы дела результатов специальной оценки условий труда за 2017 и 2022 годы по должности истца следует, что на ее рабочем месте установлен класс № что соответствует вредному классу условий труда. Право истца на досрочное пенсионное обеспечение в карте специальной оценки условий труда не указано (т. 1 л.д. л.д. 26-27, т. 2 л.д. 1-2).
Вместе с тем, вопреки доводам апелляционной жалобы, подпись истца в карте СОУТ не свидетельствует о ее согласии с результатами специальной оценки условий труда. Из материалов дела следует, что в связи с жалобами работников, работодателем была проведена внеплановая оценка условий труда в 2023 году (т. 1 л.д. 131-141, 142-143), по результатам которой в карте указано на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со Списком №2 от 26 января 1991 года № 10, как младшему медицинскому персоналу, непосредственно обслуживающему больных в психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических учреждениях (позиция 2260000г-1754б раздела XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения»).
С учетом того, что работа истца протекает в <данные изъяты>, то основополагающим показателями для определения класса условий труда является тяжесть трудового процесса, которая установлена всеми картами оценки условий труда показателями 3.2, то есть вредные условия труда второй степени, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы.
Несоответствия в части наличия права на досрочное пенсионное обеспечение в картах специальной оценки труда за 2017 год и 2022 год были устранены проведением работодателем 19 июня 2023 года внеплановой специальной оценки условий труда на рабочих местах всех <данные изъяты>
Работодатель не оспаривал право истца на досрочное пенсионное обеспечение, что подтверждается условиями трудового договора, предусматривающего выплаты за работу с вредными и опасными условиями труда и дополнительные оплачиваемые отпуска, продолжительностью 35 дней. Из материалов дела следует, что характер работы истца за весь спорный период не менялся. После проведения специальной оценки условий труда в 2023 года, работодателем предоставляются в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведения с кодом особых условий труда.
При таких обстоятельствах, как верно указал суд первой инстанции, неуплата страхователем в отношении истца дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в связи с неверными данными карт специальной оценки условий труда, не должна препятствовать реализации истцом права своевременно и в полном объеме получить пенсию.
Доводы апелляционной жалобы ответчика ГСУСО «Челябинский психоневрологический интернат №2» о том, что суд необоснованно обязал работодателя предоставить в отношении истца в пенсионный орган корректирующие сведения с кодом льготы в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» и оплатить дополнительный тариф по страховым взносам за спорные периоды работы истца, так как в данные периоды работы специальная оценка условий труда не подтверждала льготный стаж, поскольку на пенсионный орган возложена обязанность включить в специальный стаж истца спорные периоды работы, то это обстоятельство исключает необходимость передачи интернатом в пенсионный фонд корректирующих индивидуальных сведений за спорные периоды, судебной коллегией признаются не состоятельными.
В силу ч. 6 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 данной статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 данной статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Статьей 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» внесены изменения в Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Он дополнен статьей 33.2. «Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий страхователей с 1 января 2013 года», в пункте 2 которой предусмотрено, что для страхователей, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 6 этого Федерального закона (лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации), в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с 1 января 2015 г. - в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»), применяются с 1 января 2013 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ (░ 1 ░░░░░░ 2015 ░. - ░░░░░░░░░ ░░░░░░), ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 2.1 ░░░░░░░░░ ░░░░░░: 2003 ░░░ - 2,0 ░░░░░░░░; 2014 ░░░ - 4,0 ░░░░░░░░; 2015 ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ - 6,0 ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №2» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.2 ░.1 ░░.30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░ 2013 ░░░░ № 400 - ░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ 01 ░░░░░ 2014 ░░░░ ░░ 22 ░░░░ 2018 ░░░░, ░ 25 ░░░░ 2018 ░░░░ ░░ 11 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░. ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ № ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 1 ░░░░░░ 2013 ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░ ░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ №2 ░░ 26 ░░░░░░ 1991 ░░░░ № 10, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №2» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 13 ░░░░░░░ 2023 ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 10 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 10 ░░░░░░░ 2023 ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 327-330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 10 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №2» - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04 ░░░░░ 2024 ░░░░