Дело № 2а-226/2020
25RS0039-01-2020-000039-70
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17.02.2020 года с. Вольно-Надеждинское
Надеждинский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Хрещатой С.Б.,
при секретаре Бондаренко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ганжа М.А. к администрации Надеждинского муниципального района Приморского края о признании незаконным решения органа местного самоуправления и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Ганжа М.А. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и(или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от .................. .............., направленное администрацией Надеждинского муниципального района Приморского края, а также обязать администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края повторно рассмотреть уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома или уведомлении об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от .................. .............. в срок, не превышающий 7 рабочих дней с момента вступления судебного решения в законную силу
Свои требования административный истец мотивировала тем, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером .............., расположенного по адресу: ..............., площадью 1500 кв.м., из земель населенных пунктов, вид разрешенного пользования: под индивидуальное строительство домовладения.
В целях использования принадлежащего истцу земельного участка в соответствии с его видом разрешённого использования .................. истец уведомила административного ответчика о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на вышеуказанном земельном участке.
.................. административным ответчиком в ее адрес направлено уведомление .............. о несоответствии параметров, указанных в уведомлении предельным параметрам разрешенного строительства объекта капитального строительства по следующим основаниям: земельный участок сформирован в территориальной зоне (Р1)- зона зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов, бульваров, садов).
Согласно уведомлению ответчика, индивидуальные жилые дома не входят в перечень основных видов разрешенного использования земельных участков, установленных для вышеуказанной территориальной зоны.
Истец полагает, что направленное спорное уведомление от .................. .............. нарушает права собственника земельного участка, поскольку земельный участок образован до утверждения Правил землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения, предназначен для индивидуального жилищного строительства, может использоваться по назначению.
Истец лишен возможности строительства индивидуального жилого дома на собственном участке, сформированного и предоставленного именно для таких целей.
Административный истец Ганжа М.А. в судебное заседание не явилась, просила исковые требования удовлетворить, настоящее дело рассмотреть в её отсутствие.
Представитель административного ответчика Осипова Н.А. в судебное заседание не явилась, просила принять решение на усмотрение суда.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с п. 1.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ в редакции Федерального закона N 340-ФЗ от 3 августа 2018 года, выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов ИЖС.
Согласно ч. 15 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ в редакции указанного закона разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.
Правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта, вправе направить в орган местного самоуправления предусмотренное частью 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства.
Согласно ч.7 ст.51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
направляет застройщику уведомление о соответствии либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по утвержденной форме.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Ганжа М.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером .............., расположенного по адресу: ..............., площадью 1500 кв.м. из земель населённых пунктов, вид разрешенного использования: под индивидуальное строительство домовладения.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно ст. 260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
.................. Ганжа М.А. обратилась в администрацию Надеждинского муниципального района с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на указанном земельном участке.
.................. администрацией Надеждинского муниципального района Приморского края в адрес Ганжи М.А. направлено уведомление .............. о несоответствии параметров, указанных в уведомлении предельным параметрам разрешенного строительства объекта капитального строительства в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером .............. сформирован в территориальной зоне (Р1)- рекреационная зона для сохранения и использования существующего ландшафта и создания экологической чистой окружающей среды в интересах здоровья и общего благополучия населения). Основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: лесные насаждения, сады; лесопарки, лугопарки; тренировочные базы, лыжные базы; плодопитомники и питомники саженцев деревьев; туристические базы; площадки для занятия спортом и отдыха; пункты проката игрового и спортивного инвентаря; технологические проезды. Индивидуальные жилые дома не входят в перечень основных видов разрешенного использования земельных участков, установленных для вышеуказанной территориальной зоны.
На основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по нецелевому назначению подразделяются на следующие категории: 1)земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с частью 1 статьи 85 Земельного кодекса РФ, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
1) жилым;
2) общественно-деловым;
3) производственным;
4) инженерных и транспортных инфраструктур;
5) рекреационным;
6) сельскохозяйственного использования;
7) специального назначения;
8) военных объектов;
9) иным территориальным зонам.
Частью 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ).
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры
Таким образом, с учетом положений ст. 85 Земельного кодекса РФ, несмотря на принадлежность земельного участка с кадастровым номером .............. к территориальной зоне (Р1), Ганжа М.А. вправе использоватьсвой земельный участок в соответствии с его целевым назначением.
Территориальная зона (Р1), на которой расположен земельный участок административного истца, была установлена Правилами землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения, утвержденными Распоряжением департамента градостроительства Приморского края от .................. .............., значительно позже постановки на кадастровый учет земельного участка (.................. год).
Ст. 36 ГрК РФ установлено, что Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Таким образом, территориальная зона, а равно, как и градостроительный регламент такой зоны были установлены без учета требований градостроительного законодательства.
Так же ст. 36 ГрК РФ дублирует положения ст. 85 ЗК РФ, устанавливая, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом.
Такие же положения содержатся в Правилах землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения, которыми была установлена спорная зона.
Согласно п. 20 указанных Правил Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, установленному Правилами, являются несоответствующими разрешенному использованию.
В соответствии с п. 21 Земельные участки или объекты капитального строительства, указанные в части 20 настоящей статьи, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.
При таких обстоятельствах, действия административного ответчика являются незаконными, не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, создающими препятствия в реализации прав, административный истец лишена возможности строительства индивидуального жилого дома на собственном участке, сформированном и доставленном именно для этой цели. В связи с чем, требования административного истца являются обоснованными.
Согласно ч.2,3 ст.227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
В резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться:
указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Учитывая требования к решению, предусмотренные ст.227 КАС РФ, срок, установленный п.19 ст.55 ГрК РФ, суд полагает, что на администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края должна быть возложена обязанность устранить допущенные нарушения закона в течение семи дней со дня вступления в законную силу решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Ганжа М.А. к администрации Надеждинского муниципального района, удовлетворить.
Признать незаконным уведомление администрации Надеждинского муниципального района Приморского края о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам на земельном участке от .................. ..............
Обязать администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края в течение семи дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть уведомление Ганжа М.А. о планируемых строительстве объекта индивидуального жилищного строительства от .................. ..............
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Надеждинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.Б. Хрещатая