БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
31RS0002-01-2023-003884-94 33-2143/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Белгород 21 мая 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Переверзевой Ю.А.
судей Тертышниковлй С.Ф., Фурмановой Л.Г.
при секретаре Сердюковой А.В.
с участием прокурора Кирилловой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Неженцевой Е.Н. к Ушакову Ю.Д. о взыскании компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе Неженцевой Е.Н.
на решение Белгородского районного суда Белгородской области от 19 октября 2023г.
Заслушав доклад судьи Тертышниковой С.Ф., пояснения Неженцевой Е.Н. и ее представителя Дятлова И.А., поддержавших заявленные требования, Ушакова Ю.Д., просившего об отказе в удовлетворении заявленных требований, заключение прокурора Кирилловой М.А., считавшей заявленные Неженцевой Е.Н. требования обоснованными, судебная коллегия
установила:
Неженцева Е.Н. обратилась в суд с указанным выше иском к Ушакову Ю.Д., в котором просила взыскать в ее пользу в счет компенсации морального вреда 200 000 рублей.
При этом сослалась на то, что 06.01.2023 в 09 часов 40 минут в районе 14 км.+100 м автодороги «Белгород-Шебекино» Белгородского района Белгородской области Ушаков Ю.Д., управляя автомобилем «Nissan X-Trail» с государственным регистрационным знаком №, в нарушение требований п.п 1.3, 1.5, 10.1 ПДД не учел метеорологические и дорожные условия, не выбрал безопасный скоростной режим, позволяющий водителю обеспечить возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения Правил дорожного движения которая позволила бы избежать столкновения, в результате чего изменил траекторию движения и совершил наезд на расположенное у края проезжей части транспортное средство «Шевроле Авео» с государственным регистрационным знаком №, в результате чего Неженцева Е.Н. получила телесные повреждения, причинившие легкий вред здоровью. В связи с произошедшим истец испытывала переживания, нервное потрясение и стресс от полученных травм.
07.07.2023 постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Белгорода Ушаков Ю.Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа.
Решением Белгородского районного суда Белгородской области от 19 октября 2023г. исковые требования удовлетворены в части.
С Ушакова Ю.Д. в пользу Неженцевой Е.Н. в счет компенсации морального вреда взыскано 130 000 рублей.
С Ушакова Ю.Д. в доход бюджета муниципального образования «Белгородский район» взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе Неженцева Е.Н. просит изменить решение суда перовой инстанции, увеличить размер взысканной в ее пользу компенсации морального вреда.
Протокольным определением от 07.05.2024 судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ввиду ненадлежащего извещения ответчика о рассмотрении дела, что является безусловным основанием к отмене решения суда.
Исследовав обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований и необходимости их частичного удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 06.01.2023 в 09 часов 40 минут в районе 14 км.+100 м автодороги «Белгород-Шебекино» Белгородского района Белгородской области водитель Ушаков Ю.Д., управляя автомобилем «Nissan X-Trail», государственный регистрационный знак № в нарушение требований п.п 1.3, 1.5, 10.1 ПДД не учел метеорологические и дорожные условия, не выбрал безопасный скоростной режим, позволяющий водителю обеспечить возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения Правил дорожного движения которая позволила бы избежать столкновения, в результате чего изменил траекторию движения и совершил наезд на расположенное у края проезжей части транспортное средство «Шевроле Авео», государственный регистрационный знак №, в результате чего Неженцева Е.Н. получила телесные повреждения, которые причинившие легкий вред здоровью: <данные изъяты>. Повреждения образовались от воздействия тупых твердых предметов в срок, который может соответствовать 06.01.2023, что подтверждено заключением эксперта № 752 от 28.03.2023.
С учетом указанных обстоятельств, 07.07.2023 постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Белгорода Ушаков Ю.Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа.
При таких данных, с учетом преюдиции установленных вышеуказанным судебным постановлением обстоятельств, руководствуясь ст. ст. 1064, 1079 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости обязания ответчика, являющегося владельцем источника повышенной опасности, возместить истцу причиненный его неправомерными действиями моральный вред.
Доводы ответчика об отсутствии его вины в дорожно-транспортном происшествии и о том, что телесные повреждения истец могла получить при наезде на бордюр, а не от столкновения с автомобилем под его управлением неубедительны.
Постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Белгорода от 07.07.2023г. установлена вина Ушакова Ю.Д. в рассматриваемом дорожно-транспортном происшествии, а также установлены обстоятельства наступления в результате ДТП последствий причинения потерпевшей Неженцевой Е.Н. легкого вреда здоровью (наличие причинно-следственной связи между нарушением Ушаковым Ю.Д. Правил дорожного движения и причинением легкого вреда здоровью).
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По общему правилу, моральный вред компенсируется в денежной форме (пункт 1 статьи 1099 и пункт 1 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) (пункт 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда").
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснено, что суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении. Размер компенсации морального вреда не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других имущественных требований.
Как разъяснено в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", при определении размера компенсации морального вреда суду с учетом требований разумности и справедливости следует исходить из степени нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств каждого дела.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, разрешая вопрос о размере компенсации морального вреда, судебная коллегия исходя из положений статей 151, 1100, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом всех заслуживающих внимания обстоятельств, полагает отвечающим требованиям разумности и справедливости размер компенсации морального вреда равным 130 000 руб., полагая что такой размер компенсации морального вреда соразмерен характеру причиненного вреда, не является заниженным, направлен на надлежащее возмещение причиненного истцу вреда.
В том числе, судебная коллегия учитывает фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред истцу, характер и степень причиненных Неженцевой Е.Н. нравственных и физических страданий, объема причиненных телесных повреждений (<данные изъяты>), необходимость длительного амбулаторного лечения (с 6.01.по 23.01. 2023г.), что подтверждается медицинской документацией и заключением эксперта № 752 от 28.03.2023.
Так же судебная коллегия учитывает пояснения истца о том, что по факту получения телесных повреждений она испытывала физическую боль и нравственные страдания, выразившиеся в переживании, нервном потрясении от случившегося и стрессе от полученных травм. До настоящего времени сохраняются головные боли, отечность суставов и она наблюдается у невролога, а также то, что из-за полученных в результате ДТП травм истец испытывала боли, эмоциональное потрясение, значительное неудобство, долгое время ела через трубочку легкую пищу, поскольку у нее был прокушен язык и имеется шрам на подбородке, сохраняются боли, она не могла вести привычный активный образ жизни, ухаживать за ребенком, что бесспорно, доставило серьезные моральные страдания.
При этом, судебная коллегия учитывает, то, что ответчик и его супруга являются пенсионерами, размер их пенсии составляет 18524.36 руб. и 19072,39 руб., в собственности ответчика находится автомобиль Рено Логан, семья проживает в г.Шебекино в доме сына, который ему подарен ответчиком, о чем в судебном заседании пояснил Ушаков Ю.Д..
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что выплата такого размера компенсации морального вреда с учетом представленных ответчиком доказательств его материального положения не будет являться непосильным для семьи ответчика.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 130 000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 327.1,328,329, п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Белгородского районного суда Белгородской области от 19 октября 2023 г. по делу по иску Неженцевой Е.Н. (паспорт №) к Ушакову Ю.Д. (паспорт №) о взыскании компенсации морального вреда отменить.
Принять новое решение, которым взыскать с Ушакова Ю.Д. в пользу Неженцевой Е.Н. в счет компенсации морального вреда 130 000 рублей и 300 рублей госпошлины в доход бюджета муниципального образования «Белгородский район».
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через Белгородский районный суд Белгородской области.
Мотивированный текст апелляционного определения составлен 23.05.2024.
Председательствующий
Судьи