УИД 03RS0003-01-2022-007770-28
Дело № 12-709/2022
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
08 декабря 2022 года г. Уфа, ул. Матросова, д. 1, каб. 307
Судья Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан Зинатуллина И.Ф.,
с участием заявителя Ишмуратова И.Ф., представителя заявителя - Мурзабаевой А.С. по доверенности от 07.12.2022г., представителя административного органа УФАС по РБ Фахрисламовой Д.Р., действующей по доверенности № от 10.01.2022 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ишмуратова Ильшата Флюровича на постановление руководителя УФАС по РБ Хомякова А.Н. по делу об административном правонарушении №.№ от 24.06.2022 г. в отношении Ишмуратова И.Ф. по ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № от 24.06.2022 г., вынесенным руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по РБ Хомяковыям А.Н., должностное лицо заместитель руководителя по содержанию и эксплуатации дорог ГКУ Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан Ишмуратов И.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Ишмуратов И.Ф. обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить указанное постановление, прекратить производство по делу, ввиду отсутствия состава правонарушения.
В судебном заседании заявитель Ишмуратов И.Ф., представитель заявителя Мурзабаева А.С. доводы жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель административного органа Фахрисламова Д.Р. с доводами жалобы не согласилась, просила постановление оставить без изменения, жалобу Ишмуратова И.Ф. – без удовлетворения.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, заслушав явившихся лиц, судья приходит к следующему.
Статьей 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлен запрет федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 данного Федерального закона (пункт 7 части 1).
Согласно ч. 1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 настоящего Кодекса, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч.1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Любая конкурентная среда предполагает значимые границы и субъектный состав (п.п.1, 3, 4 и 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
В соответствии с п. 17 ст.4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.9 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации (п. 1.2 ст. 28.1 КоАП РФ).
Судьей установлено, что решением Комиссии Башкортостанского УФАС России по делу № от 25.06.2021 действия ГКУ Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан квалифицированы как нарушающие ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
Выводы, изложенные в решении Комиссии Башкортостанского УФАС России, нашли подтверждение в решении Арбитражного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ (в полном объеме изготовлено 06.12.2021 г.) по делу №
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2022 г. (в полном объеме изготовлено 15.02.2022 г.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения, жалоба казенного учреждения - без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.06.2022 г. по тому же делу постановление апелляционной инстанции и решение суда первой инстанции оставлены без изменения, кассационная жалоба казенного учреждения - без удовлетворения.
Как следует из обжалуемого постановления, установлено, что Государственным комитетом Республики Башкортостан по конкурентной политике в 2020 году в Единой информационной системе в сфере закупок размещены закупки, предметом которых являются содержание автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения.
Извещения о проведении закупочных процедур размещены в короткий промежуток времени в период с 03.08.2020 по 06.08.2020, сроки выполнения работ определены следующим образом: начало - с 01.10.2020, окончание по 30.09.2022.
Заказчиком аукциона является ГКУ Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан.
Предоставленными материалами и документацией об электронных аукционах подтверждается, что при формировании лота в каждый аукцион включены работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, расположенных в разных административных районах Республики Башкортостан.
Исходя из указанного, укрупнение лота путем включения работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования в нескольких административных районах Республики Башкортостан привело или могло привести к ограничению потенциальных участников, желающих и имеющих финансовую и техническую базу, принять участие в аукционе по выполнению работ только в одном административном районе указанного в укрупненном лоте.
В тоже время, согласно документации об аукционе заказчиком - ГКУ Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан при указании размера обеспечения заявок и размера обеспечения исполнения контракта, в рассматриваемые периоды, в рамках указанных электронных аукционов объединены 54 района Республики Башкортостан (по 2, 3, 4 в каждой закупке).
Исходя из указанного, укрупнение лотов в перечисленных электронных аукционах при включении работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, расположенных в разных административных районах Республики Башкортостан, привело к значительному увеличению сумм обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта, исключив тем самым, возможность участия в торгах отдельных участников рынка, и ограничив возможность соперничества на аукционе за право заключения государственного контракта.
Ограничение конкуренции в рамках рассматриваемых электронных аукционов подтверждается количеством поступивших заявок. По результатам определения исполнителей, согласно размещенным на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок протоколам рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе закупки признаны несостоявшимися в связи с поступлением единственной заявки (АО «Башкиравтодор») на каждый из электронных аукционов.
Установив вышеперечисленные обстоятельства в совокупности, Управление пришло к выводу о том, что указанный размер обеспечения заявки и контракта является значительным и может повлиять на количество участников закупки, поскольку для того, чтобы осуществить организацию работ, участнику необходимо будет задействовать существенные трудовые и финансовые ресурсы. В тоже время объединение в один лот нескольких районов субъекта Российской Федерации ограничивает потенциальное количество участников, желающих принять участие в аукционе.
Объединение в один лот нескольких дорог и установление начальной
(максимальной) цены контрактов обозначенном размере обязывает Заказчика
установить дополнительные требования к участникам закупки согласно ч.2 ст.31
Закона о контрактной системе и Постановлению Правительства Российской
Федерации от 04.02.2015 № «Об установлении дополнительных требований к
участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения
товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их
технической и (или) технологической сложности, инновационного,
высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить,
выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие
необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих
соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям»
(далее - Постановление Правительства), что может подтвердить незначительное
количество участников закупок, при том, что рынок услуг по содержанию дорог
конкурентный. Для того чтобы осуществить организацию работ по выполнению контракта в силу необходимости их выполнения в различных районах Республики Башкортостан, участнику аукциона необходимо задействовать дополнительные трудовые и финансовые ресурсы. Кроме того, период, на который Заказчик решил объявить электронные аукционы, предполагает невозможность в течение около двух лет, доступа иных хозяйствующих субъектов на соответствующий рынок.
В соответствии с ч.2 ст.34 Закона о контрактной системе в редакции, действовавшей по состоянию на момент заключения контрактов на период 2018-2020 годы, при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и ст.95 Закона.
Согласно положениям ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных
контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества
поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных
условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные
контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять
процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество
поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не
более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается
изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской
Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству
товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в
контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять"
процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом
количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны
уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги.
Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара
при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого
товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены
контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.
Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрены ограничения для изменения цены контракта. Данные ограничения установлены как для подрядчика, так и для заказчика и обусловлены тем, что заключению контракта предшествует выбор подрядчика на торгах, при проведении которых участники предлагают условия выполнения работ заранее и победитель определяется исходя из предложенных им условий.
Положением государственного контракта № предусмотрена возможность изменить существенные условия контракта в части изменения цены контракта (п.2.5), которые корреспондируют положениям п.1 ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе. Между тем в рассматриваемом случае Заказчиком допущено превышение допустимого предела более чем на 10%
В соответствии с ч.6 ст.96 Закона о контрактной системе в случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных 4.6.1 и 6.2 настоящей статьи.
Установлено, что при осуществлении закупок на содержание автомобильных дорог на период 2020-2022 годы, сторонами допущено изменение расчета обеспечения исполнения контракта.
Так, если в извещениях и документациях об электронных аукционах размер обеспечения исполнения контракта составлял десять процентов начальной (максимальной) цены контракта, то при заключении дополнительных соглашений (преимущественно от 10.12.2020) в качестве отправной суммы расчета сторонами использовалась сумма заключенного контракта.
Из материалов дела также следует, что сторонами допускается изменение в содержании приложения №.1 к техническому заданию (п.4.4, 6), ранее не
предусмотренные положениями документации и проекта контракта.
Также в ходе рассмотрения дела Башкортостанским УФАС России установлен факт дублирования части работ.
Таким образом, Управлением установлено, что негативное влияние на конкуренцию путем необоснованного укрупнения лотов, созданию АО «Башкиравтодор» преимущественных условий при исполнении принятых обязательств, приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 22.11.2011 №-р в целях обеспечения эффективного расходования средств бюджета Республики Башкортостан, выделяемых на содержание, ремонт, капитальный ремонт, строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения казенное предприятие Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан преобразовано в государственное казенное учреждение Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан и определить его государственным заказчиком и получателем бюджетных средств, выделяемых на содержание, ремонт, капитальный ремонт, строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения (п. 1). Согласно п. 1.4 Устава учреждение является некоммерческой организацией, осуществляющей оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству (в настоящее время Министерство транспорта и дорожного хозяйства).
Пунктом 1.5 Устава определено, что учреждение является юридическим лицом, находящимся в ведомственном подчинении Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству. Предметом деятельности учреждения является осуществление функций государственного заказчика, в том числе работ по содержанию автомобильных дорог Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения (п.2.2).
Следовательно, на осуществляемые ГКУ Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан закупки, с учетом целей и задач, с помощью которых удовлетворяются нужды государства, распространяют свои действия запреты, установленные ст. 17 Закона о защите конкуренции, поскольку учреждение в данном случае является органом, осуществляющими функции органа исполнительно власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, ГКУ Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан допущено нарушение ч.1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с ч.1 ст.37 Закона о защите конкуренции за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действия (бездействие) должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных ч.7 ст. 14.32 настоящего Кодекса.
Согласно ч.1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
В соответствии со статьей 2.4. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации к административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Приказом (распоряжением) руководителя казенного учреждения от ДД.ММ.ГГГГ № лс Ишмуратов И.Ф. назначен на должность заместителя руководителя по содержанию и эксплуатации автодорог ГКУ Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан.
Согласно должностной инструкции заместителя руководителя по содержанию и эксплуатации автодорог в функциональные обязанности заместителя руководителя входит осуществление организации работы по заключению контрактов на выполнение работы по содержанию автомобильных дорого общего пользования регионального и межмуниципального значения и сооружений на них, осуществление общего контроля за выполнением работ, соответствием объема, качества, стоимости и сроков выполнения условия-договора, руководство работой по составлению и заключению договоров на содержание дорог (п.2.8, 2.9, 2.11).
Вышеизложенные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами: Протоколом об административном правонарушении по делу №.9-1118/2022 от ДД.ММ.ГГГГ, Приказом № от 25.09.2020г. О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дала о нарушении антимонопольного законодательства, Решением УФАС по РБ по делу № от 25.06.2021г., Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.12.2021г. по делу №, Постановлением Восемнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 15.02.2022г. по делу №, Копией Приказа Гостранса РБ от ДД.ММ.ГГГГ № лс, Копией Трудового договора № от 17.07.2020г., Копией должностной инструкции от 15.06.2020г., а также иными материалами дела об административном правонарушении.
При получении доказательств, положенных в основу постановления должностного лица о привлечении к административной ответственности, каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы свидетельствовать об их недопустимости, допущено не было.
Достоверность, допустимость и относимость перечисленных доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
В материалы дела представлена копия решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.12.2021г. по делу №, возбужденному по заявлению ГКУ Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан о признании недействительными решения УФАС по РБ по делу № от 25.06.2021г.
Принимая во внимание, что предметом проверки Арбитражного суда РБ было решение комиссии УФАС по РБ по делу № от 25.06.2021г., явившееся поводом к возбуждению в отношении заявителя дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, обстоятельства, установленные Арбитражным судом в рамках производства по делу №А07-20772/2021 имеют значение для объективного правильного рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, что подтверждается правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации (Постановление АД16-7 от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно решению Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу №А07-20772/2021, вступившему в законную силу, выводы комиссии УФАС по РБ по делу №, сводящиеся к утверждению о нарушении ГКУ Управление дорожного хозяйства РБ ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №135-ФЗ «О конкуренции», признаны обоснованными.
Таким образом, судья приходит к выводу о наличии в действиях заявителя Ишмуратова И.Ф. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что формирование предмета торгов осуществлялось с учетом критериев, установленных в письме ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ №. В ходе размещения заказов получены все необходимые согласования, включая согласование Главы Республики Башкортостан, на заключение государственных контрактов по содержанию автомобильных дорог, предусмотренные Порядком взаимодействия Государственного комитета Республики Башкортостан по конкурентной политике и государственного казенного учреждения Республики Башкортостан «Центр организации торгов» с заказчиками при осуществлении централизованных торгов в Республике Башкортостан, утвержденным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №, при размещении заказа учреждение строго руководствовалось требованиями Порядка, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку факт неправомерности укрупнения лотов путем включения работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования в нескольких административных районах Республики Башкортостан, установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу №А07-20772/2021.
Постановление о назначении заявителю административного наказания по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ вынесено должностным лицом УФАС по РБ в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел; административное наказание, назначенное заявителю, соответствует санкции части 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
Таким образом, порядок привлечения Ишмуратова И.Ф. к административной ответственности соблюден.
Иные доводы жалобы не содержат аргументов, ставящих под сомнение обоснованность вынесенного УФАС по РБ постановления и направлены на переоценку представленных доказательств, оснований для которой не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу постановления должностного лица, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление руководителя УФАС по РБ Хомякова А.Н. по делу об административном правонарушении № от 24.06.2022 г. в отношении Ишмуратова И.Ф. по ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Ишмуратова Ильшата Флюровича - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья И.Ф. Зинатуллина