Дело № 2-8218/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 октября 2016 года г. Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе судьи Ойдуп У.М., при секретаре Билчей А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мокур-оол Б.И. к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва об обязании предоставить специализированное жилое помещение на территории г. Кызыла,
УСТАНОВИЛ:
Мокур-оол Б.И. обратился в суд с иском к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва об обязании предоставить специализированное жилое помещение на территории г. Кызыла, в обоснование указав, что является <данные изъяты>, которые согласно Федеральному закону имеют право на дополнительные гарантии по социальной защите прав со стороны органов государственной власти. Мокур-оол Б.И. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и имеющим право на внеочередное предоставление жилья. Однако после окончания обучения жильем обеспечен не был. Закрепленного на законных основаниях жилого помещения Мокур-оол Б.И. не имеет, проживает в арендуемых жилых помещениях, на длительный срок снять жилье в аренду не может, ввиду дорогой стоимости. Родственников, которые могли бы ему помочь, у него нет. Есть родная сестра, которая также является сиротой и не имеет жилья. В настоящее время воспитывает малолетнюю дочь, ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ прибыл в <данные изъяты>, в <данные изъяты> и выбыл из школы. В 2005 году поставлен на очередь как сирота, нуждающийся в жилье, на основании решения горисполкома, но потерял контрольную карточку. В Агентстве по делам семьи и детей его вновь поставили на учет в 2014 году. Просит суд обязать ответчиков предоставить вне очереди жилое помещение в г. Кызыле, площадью не ниже установленной законом нормы; взыскать солидарно судебные расходы в размере 2500 рублей.
Истец Мокур-оол Б.И. в судебном заседании поддержал исковые требования по указанным в нем основаниям.
Представитель ответчика по доверенности Ооржак У.Б., просила отказать в удовлетворении иска, указывая на наличие очередности предоставления жилья.
Представитель ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство, в соответствии с подпунктами «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем лиц данной категории.
Законом Республики Тыва от 26 ноября 2004 года № 918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также предусмотрены льготы и социальные гарантии гражданам из числа лиц данной категории.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с 1 января 2013 года предусмотрен иной порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Право на получение жилого помещения лицам из числа данной категории принадлежит им по достижении возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В силу статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 1 января 2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.
Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ предусмотрено сохранение права на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке статьи 8 Закона за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
С 01 января 2013 года такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения (пункт 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ). Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в пункте 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ обстоятельств: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Каждый из перечисленных в этой норме юридических фактов имеет самостоятельное значение.
Аналогичные положения содержатся и в Законе Республики Тыва № 918 ВХ-1. Согласно части 2.1 статьи 8.1 Закона Республики Тыва N 918 ВХ-1 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления до введения в действие настоящей статьи, включаются в список исходя из даты постановки их на учет в органах местного самоуправления. Сведения о лицах, указанных в абзаце первом настоящей части, предоставляются органами местного самоуправления в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва (часть 2.1 введена Законом Республики Тыва от 24 декабря 2013 года № 2268 ВХ-1).
Из свидетельства о рождении следует, что Мокур-оол Б.И. родился <данные изъяты>, о чем ДД.ММ.ГГГГ в книге регистрации актов о рождении произведена запись №. Отцом указан И., матерью – Т..
Согласно свидетельства о смерти Т. умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о смерти №.
Постановлением председателя городской администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, несовершеннолетний Мокур-оол Б.И. устроен в <данные изъяты>.
Согласно справке-подтверждению и.о. директора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, Мокур-оол Б.И. действительно обучался и воспитывался в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно карточке приема трудящихся по квартирным вопросам Мокур-оол Б.И. поставлен на очередь как сирота ДД.ММ.ГГГГ, регистрация в книге №.
Согласно регистрационно-контрольной карточке Мокур-оол Б.И. поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ за №, как <данные изъяты>. При перерегистрации в ДД.ММ.ГГГГ очередь Мокур-оола Б.И. была №.
Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Мокур-оола Б.И. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества.
Объективная нуждаемость Мокур-оола Б.И. в жилье подтверждается материалами дела, и сведений, опровергающих это обстоятельство, не имеется. Право на предоставление жилого помещения согласно ранее действовавшему законодательству (статья 57 Жилищного кодекса) возникло у Мокур-оола Б.И. с момента постановки на учет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Следует учесть, что в настоящее время ни Федеральный закон N 159-ФЗ, ни Жилищный кодекс (статья 109.1), ни законодательство Республики Тыва, регулирующее вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда только в порядке очередности.
Целью формирования списка является, среди прочего, заблаговременный учет детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда. Таким образом, данный список необходим для учета детей, которые имеют право на получение жилья по достижении им 18-летнего возраста, чтобы уполномоченные органы вели учет граждан, имеющих право на предоставление жилья, отслеживали наступление ими 18-летнего возраста и планировали предоставление жилья в связи с наступлением данного события.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам, действующим федеральным и региональным законодательством не поставлено в зависимость от условий, указанных в ответе Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва, поскольку факт учета лиц указанной категории в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом, федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения. Положения перечисленных выше норм не содержат указания и на срок, в течение которого должно быть предоставлено жилье данной категории граждан по договорам найма специализированного жилищного фонда, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
Обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не реализовавшим свое право на получение жилого помещения в соответствии с изменениями, внесенными Законом Республики Тыва от 29 июня 2015 года № 93-ЗРТ «О внесении изменений в ст.8.3 Закона Республики Тыва «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» возложена на уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва осуществляющим функции по реализации государственной политики в отношении семьи и детей, предусматривающей порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма.
Согласно данной статье, с учетом внесенных изменений, жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам, включенным в список, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим части 1 статьи 8 настоящего Закона, на основании заявления указанного гражданина и решения уполномоченного органа исполнительной власти Республики Тыва о наличии у заявителя оснований для предоставления ему указанного жилого помещения. Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва в течение 10 дней со дня принятия решения уведомляет заявителя о принятом решении.
На основании решения, указанного в части 1 настоящего Порядка, орган исполнительной власти Республики Тыва, по мере формирования специализированного жилищного фонда и с учетом даты подачи заявления о предоставлении гражданам, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, жилых помещений специализированного жилищного фонда принимает решение о предоставлении специализированных жилых помещений гражданам, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, на территории соответствующего городского округа или муниципального образования и заключении договора найма специализированного жилого помещения на пятилетний срок. Указанные договоры найма специализированного жилого помещения являются основанием для вселения граждан, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, в предоставляемые специализированные жилые помещения.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 30.12.2014 N 625 (ред. от 24.09.2015) Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва наделено полномочиями по предоставлению жилых помещений, предназначенных для проживания в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входящих в состав специализированного жилищного фонда.
Таким образом, требования истца к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 7 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Поскольку Мокур-оол Б.И. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности жилого помещения, не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имеет закрепленного жилого помещения, состоит в очереди на получение жилого помещения в г. Кызыле, суд полагает необходимым возложить на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва обязанность предоставить Мокур-оолу Б.И. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, на территории г. Кызыла Республики Тыва, общей площадью не менее установленной законом нормы.
При определении срока исполнения суд, исходя из принципа разумности, считает необходимым назначить шестимесячный срок для исполнения решения ответчиком со дня вступления решения в силу.
Исковые требования Мокур-оола Б.И. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва не подлежат удовлетворению, поскольку Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию и проведению единой государственной политики, управлению имуществом Республики Тыва, в том числе в области земельных отношений, а также распоряжению, проверке и осмотру земельных участков городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", государственная собственность на которые не разграничена, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений, в связи с чем полномочиями по предоставлению жилых помещений, предназначенных для проживания в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входящих в состав специализированного жилищного фонда, не наделено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Мокур-оол Б.И. к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва об обязании предоставить специализированное жилое помещение на территории г. Кызыла, удовлетворить частично.
Обязать Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва предоставить Мокур-оол Б.И. жилое помещение на территории г. Кызыла Республики Тыва площадью не ниже установленной законом нормы, в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва.
Мотивированное решение изготовлено 31 октября 2016 года (с учетом выходных дней – 29,30 октября 2016 года).
Судья У.М. Ойдуп