Решение от 18.01.2017 по делу № 2-13/2017 (2-403/2016;) от 02.12.2016

           Дело

                                                                   РЕШЕНИЕ

                                                     Именем Российской Федерации

            22 марта 2017года                                                                                  пгт.Экимчан

            Селемджинский районный суд    <адрес> в составе председательствующего по делу судьи ФИО2 А.Г., с участием истца ФИО2, при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску    ФИО2 к Администрации <адрес> района о признании незаконным Распоряжение Администрации <адрес> района от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учета граждан, на получение социальных выплат для приобретения жилья» в части снятия с учета на получение социальной выплаты для приобретения жилья    ФИО2 и возложении обязанности на <адрес> Селемджинского района восстановить    ФИО2    ФИО2 в Списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в с вязи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с датой постановки на учет с 1996года под

                                                                   УСТАНОВИЛ:

    Истец ФИО2обратилась в суд с иском к <адрес> о признании незаконным Распоряжение Администрации <адрес> района

от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учета граждан, на получение социальных выплат для приобретения жилья» в части снятия с учета на получение социальной выплаты для приобретения жилья ФИО2 и возложении обязанности на Администрацию <адрес> района восстановить    ФИО2    ФИО2 в Списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в с вязи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с датой постановки на учет с 1996года под , указывая, что в 1996 году её муж ФИО2, получивший право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, подал в администрацию <адрес> заявление и пакет документов на получение указанных социальных выплат, и был поставлен на соответствующий учёт. В последующем её супруг регулярно представлял в администрацию района пакеты документов для подтверждения права на получение социальных выплат.

ДД.ММ.ГГГГ её муж умер. Как член его семьи, также имеющий право на получение социальных выплат, она продолжала до последнего времени представлять ответчику документы для подтверждения права на получение социальных выплат. По состоянию на 2017 год, в Списке на получение социальных выплат её очередь под .

Однако, в сентябре 2016 года из администрации <адрес> ей поступило распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ и уведомление за от ДД.ММ.ГГГГ о снятии её с учёта граждан на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с отсутствием механизма замены очерёдности другими членами семьи при получении социальных выплат.

Истец считает, что решение о снятии её с учёта граждан на получение социальных выплат для приобретения жилья является незаконным, нарушающим её права и законные интересы по следующим основаниям.

Регистрация и учёт граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также снятие их с учёта регулируется «Положением о регистрации и учёте граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее Положением), утверждённым Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ с последующими изменениями и дополнениями. Согласно указанному Положению основания для снятия с учёта граждан, имеющих право на получение социальных выплат, изложены в ст. 21 Положения. В Распоряжении администрации <адрес> района от ДД.ММ.ГГГГ указано, что основанием для снятия её с учёта является «отсутствие механизма замены очерёдности другими членами семьи при получении социальных выплат». Такое основание в ст. 21 Положения отсутствует. Вместе с тем п. 3. ст. 21 Положения предусмотрено, что в случае смерти гражданина, состоявшего на учёте имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, право на получение социальных выплат сохраняется за членом семьи умершего гражданина (с учётом даты постановки на учёт такого гражданина и очерёдности её предоставления). Таким образом, распоряжение администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учёта граждан на получение социальных выплат для приобретения жилья» в части, касающейся её прав, является незаконным и подлежит отмене.

В судебном заседании    истец ФИО2 поддержала заявленные исковые требования и просила суд их удовлетворить.

            Согласно поступивших в письменном виде возражений, администрация

Селемджинского    не согласна с заявленными исковыми требованиями истца, по следующим основаниям.

Согласно абзацу четвертому статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее - Федеральный закон) в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом-даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.

Однако данные изменения внесены Федеральным законом N 212-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 17.07.2011г., то есть настоящими изменениями, предусмотрено, что в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.

До внесения указанных изменений в Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ возможность сохранения очередности за членами семьи умершего гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, не была предусмотрена, то есть до 17.07.2011года.

Согласно чт.4 Гражданского Кодекса Российской Федерации, определено что, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Так, в вышеуказанном законе не указано, что данные изменения распространяют свое действие на ранее возникшие правоотношения, так согласно Статье 2 Федерального закона от 17.07.2011 N 212-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», указано что «Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 года».

Соответственно истец ФИО2 не могла «наследовать» очередь, поскольку действующим законодательством в 2010 году, на период смерти ФИО2, отсутствовала норма определяющая порядок наследования членов семьи умершего являющимся заявителем.

Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из района Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года установлен Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 125 - ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"

Согласно ст.3 Закона № 125-ФЗ, постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом и определение размера жилищных субсидий, осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами Субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.

Администрация <адрес> района в силу п.9. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», ведет учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и передает два раза в год списки граждан имеющих право на получение жилищного сертификата - уполномоченному органу Министерству ЖКХ <адрес>.

В соответствии с Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03,2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» уполномоченным исполнительным органом государственной власти по реализации федеральной целевой программы подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" является - Министерство ЖКХ <адрес>.

Так, согласно пп. «в»,п.18, Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», выдачу сертификатов осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (имеющих право на получение социальной выплаты).

Согласно п.7 Положения Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» контроль за осуществлением органами местного самоуправления регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, обеспечивают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. "

Так, в рамках контрольных мероприятий Министерством ЖКХ <адрес> в адрес администрации района направлена Факсограмма от 04.07:2016г. «О проведении инвентаризации списков граждан участников подпрограммы (в соответствии с законодательством наследования, передачи очереди), на основании факсограммы принято Постановление администрации <адрес> от 13.07.2016г. «О создании комиссии для проведения инвентаризации списков граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям».

По результатам проведения инвентаризации списков граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностям комиссией составлен Акт от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Акта от ДД.ММ.ГГГГ выявлено следующее: «ФИО2, включена в список граждан - участников подпрограммы категория «пенсионеры».

При проверке учетного дела, выявлено, что учетное дело сформировано на заявителя ФИО2. В данном учетном деле имеется свидетельство о смерти ФИО2, какие-либо документы, о смене заявителя отсутствуют.

Выводы инвентаризационной комиссии свидетельствуют о том, что при получении социальных выплат, проводимых в рамках реализации подпрограммы, финансируемых за счет федерального бюджета посредством выдачи государственного жилищного сертификата законодательством Российской Федерации механизм замены очереди другим членом семьи законодательством не предусмотрен, т.е. законодателем не установлена норма определяющая порядок (механизм) замены гражданина - участника подпрограммы другим гражданином являющимся членом семьи данного гражданина, и следовательно отсутствовали законные основания наследования очереди.

          Суд, выслушав мнение лиц, участвующих по делу, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно п.2; п.3; п.4; п.5 пп. «з» Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации    подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020годы», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 153 от 21 марта 2006года, установлено, что Государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.

Предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения.

Сертификаты выпускаются государственным заказчиком подпрограммы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

         Право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

        В соответствии с п.2; п.3; п.19; п.21; п.22 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации    от 10.12.2002года № 879., регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами    исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.

     Органы исполнительной власти субъектов РФ могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право    на получение социальных выплат для приобретения жилья.

(п.19) Органы местного самоуправления, наделенные согласно пункту 3 настоящего Положения соответствующими полномочиями, ежегодно утверждают указанные в пункте 17 настоящего Положения списки и до 1 февраля направляют их заверенные копии в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

( п.21) Граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае:

а) получения социальной выплаты для приобретения жилья заявителем или членом его семьи;

б) выезда в другую местность на постоянное место жительства;

в) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений;

г) неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет;

д) приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам);

е) их письменного отказа или совершения ими действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии намерения оформить документы, необходимые для предоставления им социальных выплат для приобретения жилья, в течение года после получения уведомления о принятии решения о постановке на учет имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья;

ж) подачи по месту учета заявления о снятии с учета;

з) смерти (при этом право на получение социальной выплаты сохраняется за членами семьи умершего гражданина (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности ее предоставления). В этом случае получателем социальной выплаты становится один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности на право получения социальной выплаты, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи);

и) изменения других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.

        (п.22) Снятие граждан    с учета имеющих право     на получение социальных выплат для приобретения жилья осуществляется органами, по решению которых граждане были поставлены на учет. Уведомление о снятии с учета направляются гражданам в письменном виде в течение 5 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Решение о снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, может быть обжаловано в соответствии с законодательством Российской Федерации.

       Из исследованных в ходе судебного разбирательства дела ст.35,36 Устава    муниципального образования «<адрес>», администрация      <адрес> является    исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления района, наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления    отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления района Федеральными законами    и законами <адрес>. Районная администрация обладает правами юридического лица.

     Из исследованных в ходе судебного разбирательства дела п.1.1; п.1.2; п.3.25;п.3.27 Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что:

    п. 1.1. Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> является исполнительным органом государственной власти <адрес>, проводящим государственную политику и осуществляющим отраслевое управление в сфере жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, а также координирующим деятельность государственной жилищной инспекции <адрес>.

Сокращенное наименование министерства - министерство ЖКХ <адрес>;

    п. 1.2. Министерство является юридическим лицом;

    п. 3.25. Участвует в разработке и реализации федеральных и областных целевых программ.

3.27. Организует работу по реализации на территории области государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством.

          В соответствии со ст.1,2,3 Федерального закона от 25.10.2002года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим    из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют:

В случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.

(Ст.2) Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:

в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);

во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;

в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.

Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан).

Граждане, указанные в части первой настоящей статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.

(Ст. 3) Постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.

           В ходе судебного разбирательства дела установлено, что в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим    из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»,    администрацией <адрес> ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, как гражданин, проживающий в <адрес>, то есть в районе, приравненном к районам Крайнего Севера и имеющий право на получение жилищной субсидии, был поставлен на учет граждан- участников имеющих право на получение жилищной субсидии, в заявку также была включена, как член семьи, его жена истец ФИО2.

          Из исследованного в судебном заседании свидетельства о заключении брака серии

1-УЗ , выданного ДД.ММ.ГГГГ Отделением ЗАГС <адрес>, установлено, что ФИО2 и ФИО2 заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ произведена актовая запись о заключении брака за , где после заключения брака жене присвоена фамилия ФИО2, что свидетельствует о том, что истец ФИО2 по отношению к умершему ФИО2 доводилась ему женой и являлась членом его семьи.

         Также в судебном заседании установлено, что ФИО2 умер, что подтверждается исследованным в ходе судебного разбирательства дела свидетельством о смерти серии 1-ОТ

, выданным Отделением ЗАГС по <адрес> и <адрес>м Управления ЗАГС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого ФИО2    умер ДД.ММ.ГГГГ,    о чем произведена актовая запись о смерти за от ДД.ММ.ГГГГ.

         Из исследованного в ходе судебного разбирательства дела учетного дела истца ФИО2 с датой постановки на учет с 1996года, установлено, что какого-либо Распоряжения со стороны главы <адрес> « О смене заявителя, имеющего право на получение жилищного сертификата» в связи со смертью ФИО2 на истца ФИО2 со стороны администрации <адрес> вынесено не было.

         Согласно ст.41 Устава муниципального образования « <адрес>» по вопросам местного значения населением района, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления района принимаются муниципальные правовые акты.

        Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления района, подлежат    обязательному исполнению на всей территории района.

         В систему правовых актов районной администрации входят: правовые акты главы района и районной администрации.

          В соответствии со ст.17 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

          В соответствии со ст.18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

           В соответствии со ст.19 Конституции Российской Федерации, Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

           В силу изложенного, в результате бездействия органа местного самоуправления, в лице администрации <адрес>, которому    переданы полномочия    по ведению учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по вынесению соответствующего Распоряжения, в связи со смертью заявителя ФИО2, имеющего право на получение жилищного сертификата, не должны    ущемляться конституционные права истца ФИО2, которая была включена в заявку, как член семьи ФИО2 и была участником подпрограммы на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

          Также согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно подтвержденной в ряде принятых судебных постановлениях, соблюдение принципа поддержания доверия граждан к действиям государства предполагает правовую определенность, предсказуемость политики в социальной сфере, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 года N 89-0).

       Кроме того, предоставление жилищной субсидии гражданам гарантировано    государством и обусловлено определенным стажем работы в районах Крайнего Севера    и приравненных к ним местностях, то есть в экстремальных климатических условиях.

        Из исследованной в ходе судебного разбирательства дела справки, имеющейся в учетном деле и представленной Государственным Учреждением Отделом Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что истец ФИО2 имеет северный трудовой стаж 43года 4 месяца 28 дней.

         <адрес>ов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера на которые    распространяется действие Указов Президиума Верховного ФИО2    ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о льготах для лиц работающих в этих районах и местностях, утвержденного Постановлением ФИО2 от 10 ноября , <адрес> расположен в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

       В судебном заседании установлено и подтверждается исследованной в ходе судебного разбирательства справкой, представленной суду Отделением полиции по <адрес> Межмуниципального Отдела МВД России «Мазановский» от ДД.ММ.ГГГГ, о том, что истец ФИО2 ДД.ММ.ГГГГгода рождения, зарегистрирована и проживает по месту жительства на территории <адрес> с 1957года и по настоящее время, то есть в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

       В силу изложенного, суд приходит к выводу о том, что истец ФИО2 имеет право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим    из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

       Кроме того, из исследованных в ходе судебного разбирательства дела Списков граждан <адрес>, имеющих право на получение жилищных субсидий, установлено, что в данных Списках с 1999года по 2013год значатся ФИО2 и ФИО2 в категории «Пенсионеры», с датой постановки на учет октября месяца 1996года, с 2014года по 2017год, в Сводных списках граждан - участников    подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» значится истец ФИО2, с датой постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует о том, что истец ФИО2, в установленные законодательством сроки подтверждала свое намерение и право участвовать в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

        Также в ходе судебного разбирательства дела, было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ из Министерства ЖКХ <адрес>, в адрес Главы муниципального образования <адрес> по факсимильной связи поступило сообщение о необходимости направления администрацией <адрес> в адрес Министерства ЖКХ <адрес>    списка граждан, изъявивших желание получить государственный    жилищный сертификат в 2017году, с разбивкой по категориям граждан - участников подпрограммы.

      Со стороны Министерства ЖКХ <адрес>, были даны рекомендации администрации <адрес>, о том, что при формировании списков граждан, необходимо провести инвентаризацию списков граждан- участников подпрограммы.

       Согласно Распоряжения исполняющего обязанности главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, была создана комиссия для проведения    инвентаризации списков граждан,      выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

       ДД.ММ.ГГГГ, членами комиссии был составлен акт, согласно которого, было установлено, что истец ФИО2, включена в список граждан участников подпрограммы по категории «Пенсионеры».

        При проверке учетного дела установлено, что учетное дело сформировано в отношении заявителя ФИО2. В данном учетном деле имеется    свидетельство о смерти    ФИО2 ( дата смерти ДД.ММ.ГГГГ) какие либо документы о смене заявителя в учетном деле отсутствуют.

       Комиссия пришла к выводу о том, что при получении социальных выплат, производимых в рамках реализации подпрограммы, финансируемых за счет Федерального бюджета посредством выдачи государственного жилищного сертификата законодательством Российской Федерации механизм замены очереди другим членом семьи, не предусмотрен, поэтому для приведения в соответствие списков граждан - участников подпрограммы, было принято решение о снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья истца ФИО2

        Также в ходе судебного разбирательства дела, было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, главой     администрации <адрес> было вынесено Распоряжение

о снятии    истца ФИО2    с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

         ДД.ММ.ГГГГ со стороны    ответчика администрации <адрес> в адрес истца ФИО2 было направлено уведомление, о снятии истца    ФИО2 с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

При этом судом не могут быть приняты    во внимание доводы ответчика

<адрес> о том, что    истец ФИО2 не могла «наследовать» очередь ФИО2 на получение жилищной субсидии, ввиду того, что до внесения изменений в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим    из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», до ДД.ММ.ГГГГ, не была предусмотрена возможность сохранения очередности за членами семьи    умершего гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, по следующим основаниям.

          Согласно Федерального закона № 212-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ « О внесении изменений в Федеральный закон « О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим    из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в ст.1 Федерального закона

«О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим    из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», были внесены изменения, согласно которых: « В случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.»

           Федеральный закон от 17 июля 2011года № 212-ФЗ вступил в действие с 1 января 2012года.

          До внесения указанных изменений Федеральным законом от 25.10.2002года № 125-ФЗ

« О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим    из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»,     возможность сохранения за членами семьи умершего гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на её получение, ст.1 Федерального закона № 125-ФЗ не была предусмотрена.

         Вместе с тем и прямого запрета на указанное правопреемство Федеральный закон от 25.10.2002года № 125-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, не содержал.

        Согласно разъяснений    Определения    Конституционного суда Российской Федерации от 27.12.2005года № 502-О «По жалобе гражданина ФИО2 на нарушение его конституционных прав    положениями статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов « О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления    в Российской Федерации», Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, каковым является Российская Федерация (статья 7, часть 1), гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), и относя социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), вместе с тем не устанавливает конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан.

Из этого следует, что федеральный законодатель располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, в частности при выборе или изменении формы их предоставления - денежной или натуральной. Однако, внося изменения в содержание мер социальной защиты, в том числе направленные на ее сужение, он должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (статья 55, часть 2, Конституции Российской Федерации), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки.

      В силу изложенного не должны ущемляться права граждан, которые уже     являются

участниками данной подпрограммы.

          В соответствии со ст.17 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

           В соответствии со ст.18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

           В соответствии со ст.19 Конституции Российской Федерации, Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

          По смыслу подлежащих применению к спорным отношениям названных норм материального права, члены семей граждан, состоявших на учете    в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилых помещений в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, но умерших до введения в действие Федерального закона № 212-ФЗ, то есть до 1 января 2012года, также, как и члены семей граждан, состоявших на учете на получение жилищных субсидий, но умерших после 1 января 2012года, сохраняют право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения.

         Иное толкование указанных нормативных    положений, привело бы к неоправданным различиям в объеме прав граждан, относящихся к одной и той же категории ( член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии), в зависимости от даты смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии.

          Поэтому произвольное вынесение ответчиком Администрацией <адрес> района Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, о снятии    истца    ФИО2 с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья,    не может быть признано судом законным и обоснованным.

          Таким образом, истец ФИО2, как член семьи гражданина ФИО2, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, но умершего до получения    жилищной субсидии и до вступления в силу изменений в Федеральный закон № 125-ФЗ « О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим    из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», не может быть лишена права на получение жилищной субсидии исходя из факта смерти ФИО2

до ДД.ММ.ГГГГ.

           Суд, исследовав в совокупности все обстоятельства    по данному гражданскому делу, находит заявленные исковые требования ФИО2 к Администрации <адрес> района о признании незаконным Распоряжение Администрации <адрес> района от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учета граждан, на получение социальных выплат для приобретения жилья» в части снятия с учета на получение социальной выплаты для приобретения жилья    ФИО2 и возложении обязанности на Администрацию <адрес> района восстановить    ФИО2    ФИО2 в Списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в с вязи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с датой постановки на учет с 1996года под -

подлежащими удовлетворению.

       Суд также руководствуясь нормами ст.98 ГПК РФ считает необходимым взыскать с администрации <адрес> в пользу истца ФИО2 судебные расходы, связанные с уплатой госпошлины в размере 300руб.

      Оплата истцом госпошлины подтверждается имеющейся в материалах дела квитанцией.

       В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу    которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

       В силу изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                                 РЕШИЛ:

         ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ «░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░    ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░    ░░░2    ░░░2 ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░\ ░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ 1996░░░░ ░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

          ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ «░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░    ░░░2;

         ░░░░░░░░░░░░    ░░░2    ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ 1996░░░░ ░░░ .

        ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░    ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

      ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                                                   ░.<░░░░░>

                                                                                            ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░

                                                                                            ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░

                                                                ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                          ░.<░░░░░>

2-13/2017 (2-403/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Селемджинского района
Ответчики
ГКУ Центр Занятости населения
Другие
Очкур В.В.
Халиман С.В.
Суд
Селемджинский районный суд Амурской области
Дело на сайте суда
selemdginskiy.amr.sudrf.ru
02.12.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.12.2016Передача материалов судье
05.12.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.12.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.12.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.12.2016Предварительное судебное заседание
27.12.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.01.2017Судебное заседание
18.01.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее