Судья Климов П.Б. Дело № 12-32/2021
УИД 37RS0002-01-2020-001238-74
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иваново 10 марта 2021 года
Судья Ивановского областного суда Матвеев Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Муниципального унитарного предприятия «Комсервис» на постановление судьи Вичугского городского суда Ивановской области от 18 января 2021 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Вичугского городского суда Ивановской области от 21 января 2021 года Муниципальное унитарное предприятие «Комсервис» (далее – МУП «Комсервис») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей.
В жалобе, поданной в Ивановский областной суд, защитник Макарова С.С., действующая в интересах МУП «Комсервис», полагая постановление судьи районного суда незаконным, просит его отменить, производство по делу прекратить. В жалобе ссылается на то, что административное расследование по делу фактически не производилось, предприятие привлечено к административной ответственности в нарушение постановления Правительства РФ от 03 апреля 2020 г. № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Постановление Правительства РФ № 438), поскольку факт эксплуатации предприятием канализационной сети в отсутствие очистных сооружений установлен Департаментом природных ресурсов и экологии Ивановской области (далее – Департамент) по имеющимся сведениям и документам, экспертиза проб сточных вод не проводилась, что указывает на нарушение Департаментом установленного порядка проведения проверочных мероприятий. В этой связи полагает, что привлечение к административной ответственности должно было производиться по итогам внеплановой проверки с учетом норм Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон №294-ФЗ) и с учетом установленного Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2020 года № 438 моратория на проведение до конца года проверок.
В связи с тем, что решением Вичугского городского суда Ивановской области обязанность по обеспечению строительства и ввода в эксплуатацию очистных сооружений в п. Старая Вичуга возложена на администрацию Старовичугского городского поселения Вичугского муниципального района, полагает, что возложение обязанности по строительству очистных сооружений на МУП «Комсервис» и привлечение предприятия к административной ответственности за их отсутствие противоречит ранее принятым судебным актам.
Извещенный о месте и времени рассмотрения жалобы законный представитель МУП «Комсервис» в судебное заседание не явился, в суд поступило ходатайство защитника по доверенности Макаровой С.С. о рассмотрении дела без участия представителя МУП «Комсервис». В ходатайстве доводы жалобы поддерживаются.
В этой связи полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие законного представителя и защитника МУП «Комсервис».
Проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом.
За повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ, установлена административная ответственность по ч. 2 ст. 8.45 КоАП РФ.
В силу положений ст. 43.1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды. Мероприятия по охране окружающей среды осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» и другими федеральными законами.
Согласно ст.ст. 37, 44 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) сброс сточных вод является одной из форм водопользования; использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом РФ и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 16 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среду нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмом. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются: централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса; сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов; сооружения, обеспечивающие защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу постановлением старшего государственного инспектора отдела государственного экологического надзора Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области от 28 февраля 2020 года МУП «Комсервис» было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ, за допущенный 21 и 22 января 2020 года сброс в реку Вичужанку неочищенных сточных вод с эксплуатируемой системы канализации в п. Старая Вичуга Вичугского района Ивановской области.
Из материалов дела следует и судом установлено, что 8 октября 2020 года в период с 11 часов 00 минут до 13 часов 00 минут и 20 октября 2020 года в период с 9 часов 30 минут до 12 часов 00 минут в ходе проведенного в рамках административного расследования осмотра водоохраной зоны реки Вичужанка, акватории реки Вичужанка вблизи ул. <адрес> <адрес>, а также территории вдоль водного объекта и обнаруженных выпусков системы водоотведения сточных вод по обеим сторонам моста через реку Вичужанку в п. Старая Вичуга Вичугского района Ивановской области установлен факт сброса МУП «Комсервис», являющейся гарантирующей водоотведение в п. Старая Вичуга организацией, неочищенных сточных вод, принимаемых от абонентов (населения и предприятий п. Старая Вичуга), в том числе предприятий, расположенных на территории бывшей фабрики ФИО4 в реку Вичужанка из двух выпусков (труб) при отсутствии очистных сооружений на территории водоохраной зоны реки Вичужанка. Указанное свидетельствует о нарушении МУП «Комсервис» требований ч. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ.
Действия МУП «Комсервис», с учетом привлечения данного предприятия ранее в течение года к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ, верно квалифицированы судьей по ч. 2 ст. 8.45 КоАП РФ.
Вывод судьи о наличии события указанного административного правонарушения и виновности МУП «Комсервис» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.45 КоАП РФ, основан на совокупности доказательств, исследованных судом первой инстанции при рассмотрении дела, в числе которых: протокол об административном правонарушении от 09 ноября 2020 года; определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 19 октября 2020 года; протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу объектов и территорий, проведенного 20 октября 2020 года с фототаблицей и видеоматериалами; договор №№ о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «Комсервис» от ДД.ММ.ГГГГ г.; постановление администрации Старовичугского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ года № № о наделении МУП «Комсервис» статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на 2020 год; свидетельство, выданное МУП «Комсервис» о постановке системы канализации п. Старая Вичуга на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; картографическая схема водоотведения п. Старая Вичуга с указанием мест выпусков сточных вод из эксплуатируемой системы водоотведения объектов отведения МУП «Комсервис» в реку Вичужанка; справка об объемах всех принятых МУП «Комсервис» сточных вод за период с 01 января 2020 г. по 20 октября 2020 г.; протоколы химического анализа проб воды и грунта; протоколы количественного токсикологического анализа, и другими материалами дела.
Вопреки доводам жалобы, судьей районного суда правильно установлены фактические обстоятельства дела и дана надлежащая оценка имеющимся доказательствам в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы, что административное расследование по делу фактически не проводилось, и МУП «Комсервис» привлечено к административной ответственности с нарушением требований Федерального закона № 294-ФЗ и Постановления Правительства РФ № 438, подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании закона.
Согласно п.п. 1, 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27 и ст. 14.52 настоящего Кодекса) являются поводами к возбуждению дела об административном правонарушении.
Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении.
19 октября 2020 года в связи с рассмотрением поступившего в отдел ГЭН Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области обращения жителя п. Старая Вичуга по факту законности сброса сточных вод в реку Вичужанку в пос. Старая Вичуга Вичугского муниципального района, а также окрашивания поверхностных вод реки в результате сброса неочищенных сточных вод с территории бывшей фабрики «ФИО5», уполномоченным должностным лицом Департамента было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении МУП «Комсервис».
В рамках административного расследования проведен осмотр водоохраной зоны реки Вичужанка, мест размещения на территории водоохранной зоны выпусков сточных вод в реку Вичужанка, произведены лабораторные исследования проб воды и грунта, сточных вод, истребованы необходимые для разрешения дела документы, которые были получены Департаментом 30 октября 2020 года.
Таким образом, поскольку административное правонарушение выявлено в области охраны окружающей среды и природопользования, с учетом необходимости проведения процессуальных действий, требующих временных затрат, без которых невозможно выяснение всех обстоятельств совершения административного правонарушения, их фиксирование и юридическая оценка, должностным лицом обоснованно проведено административное расследование, по окончании которого составлен протокол об административном правонарушении.
При этом в силу прямого указания, содержащегося в п. 3 ч. 3 ст. 1 Федерального закона № 294-ФЗ, положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при проведении административного расследования. В этом случае производство по делу об административном правонарушении и сбор доказательств осуществляются в порядке, предусмотренном КоАП РФ. Соответственно, положения Постановления Правительства РФ № 438 в рассматриваемом деле также не применимы.
Вопреки доводам жалобы, привлечение МУП «Комсервис» к административной ответственности за совершение вмененного правонарушения является обоснованным.
Согласно ст. 39 Федерального закона от 10 января 2020 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В силу положений ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 426-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» не только собственники, но и иные законные владельцы систем водоотведения, организации, осуществляющие водоотведение, должны принимать меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов.
Из материалов дела следует, что МУП «Комсервис» эксплуатирует систему водоотведения сточных вод в п. Старая Вичуг, с 01 октября 2016 года за МУП на праве хозяйственного ведения закреплена подземная канализационная сеть на территории указанного населенного пункта.
Решением Вичугского городского суда Ивановской области от 01 апреля 2016 года, с учетом внесенного определением того же суда от 20 января 2017 года изменения в порядок исполнения решения, на МУП «Комсервис» возложена обязанность выполнения мероприятий по достижению предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в составе сточных вод, сбрасываемых в реку Вичужанка, до допустимых показателей, установленных для водоемов рыбохозяйственного назначения.
Определениями вышеуказанного суда от 20 января 2017 года и 15 апреля 2020 года в предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 01 апреля 2016 года МУП «Комсервис» отказано.
Таким образом, данное предприятие в силу закона и принятого судом решения обязано обеспечивать выполнение требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды.
За неисполнение судебного решения МУП «Комсервис» и его руководитель были неоднократно привлечены к административной ответственности.
Ссылки защитника на возложение обязанности по обеспечению строительства и ввода в эксплуатацию муниципальных очистных сооружений в п. Старая Вичуга по решению суда от ДД.ММ.ГГГГ года на администрацию Старовичугского городского поселения не являются основанием для признания обжалуемого постановления незаконным и освобождения МУП «Комсервис» от необходимости соблюдать требования законодательства по охране окружающей среды и водных объектов ввиду следующего.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, Уставу МУП «Комсервис», основным видом деятельности юридического лица МУП «Комсервис», созданного на основании постановления администрации Старовичугского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № №, является забор, очистка и распределение воды, в том числе, сбор обработка сточных вод, строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения.
В силу постановления администрации Старовичугского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ года № № МУП «Комсервис» наделено статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на 2020 год; администрацией поселения за МУП «Комсервис» закреплено на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, относящееся к системам коммунальной инфраструктуры (объекты водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения); предприятием заключены договоры на оказание услуг по приему сточных вод с абонентами (населением и предприятиями п.Старая Вичуга), в частности с текстильным предприятием ФИО6», расположенным на территории бывшей фабрики «ФИО7».
Вместе с тем, каких-либо действенных мер, направленных на оборудование эксплуатируемой системы водоотведения сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, МУП «Комсервис» на протяжении длительного времени не предпринимает, осуществляя прием и сброс неочищенных сточных вод в реку Вичужанка.
При этом соблюдение требований ч. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ, может быть достигнуто не только путем строительства очистных сооружений, но и иными способами, направленными на недопущение сброса неочищенных сточных вод, в частности, накапливанием или отделением неочищенных сточных вод, принимаемых от предприятий (абонентов), в том числе, от текстильного предприятия ООО «ФИО8 вывозом неочищенных сточных вод, отказом в их принятии. При этом выбор системы мер, обеспечивающих охрану водного объекта от загрязнения, относится к компетенции данного предприятия.
Доказательств того, что МУП «Комсервис» были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных нормативными правовыми актами требований в области охраны водных объектов и природопользования, судьей районного суда обоснованно не установлено.
Недостаток финансовых средств не является обстоятельством, освобождающим от ответственности за нарушение природоохранного законодательства.
При таких обстоятельствах вывод судьи городского суда о виновности МУП "Комсервис" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.45 КоАП РФ, сделан в соответствии с установленными по делу обстоятельствами, нормами КоАП РФ и Водного кодекса РФ.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену оспариваемого судебного постановления, в ходе производства по настоящему делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 18 ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 2 ░░. 8.45 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░», - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░: ░░░░░░░ ░.░.