Судья Климов П.Б. Дело № 12-32/2021

УИД 37RS0002-01-2020-001238-74

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново 10 марта 2021 года

Судья Ивановского областного суда Матвеев Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Муниципального унитарного предприятия «Комсервис» на постановление судьи Вичугского городского суда Ивановской области от 18 января 2021 года,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением судьи Вичугского городского суда Ивановской области от 21 января 2021 года Муниципальное унитарное предприятие «Комсервис» (далее – МУП «Комсервис») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей.

В жалобе, поданной в Ивановский областной суд, защитник Макарова С.С., действующая в интересах МУП «Комсервис», полагая постановление судьи районного суда незаконным, просит его отменить, производство по делу прекратить. В жалобе ссылается на то, что административное расследование по делу фактически не производилось, предприятие привлечено к административной ответственности в нарушение постановления Правительства РФ от 03 апреля 2020 г. № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Постановление Правительства РФ № 438), поскольку факт эксплуатации предприятием канализационной сети в отсутствие очистных сооружений установлен Департаментом природных ресурсов и экологии Ивановской области (далее – Департамент) по имеющимся сведениям и документам, экспертиза проб сточных вод не проводилась, что указывает на нарушение Департаментом установленного порядка проведения проверочных мероприятий. В этой связи полагает, что привлечение к административной ответственности должно было производиться по итогам внеплановой проверки с учетом норм Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон №294-ФЗ) и с учетом установленного Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2020 года № 438 моратория на проведение до конца года проверок.

В связи с тем, что решением Вичугского городского суда Ивановской области обязанность по обеспечению строительства и ввода в эксплуатацию очистных сооружений в п. Старая Вичуга возложена на администрацию Старовичугского городского поселения Вичугского муниципального района, полагает, что возложение обязанности по строительству очистных сооружений на МУП «Комсервис» и привлечение предприятия к административной ответственности за их отсутствие противоречит ранее принятым судебным актам.

Извещенный о месте и времени рассмотрения жалобы законный представитель МУП «Комсервис» в судебное заседание не явился, в суд поступило ходатайство защитника по доверенности Макаровой С.С. о рассмотрении дела без участия представителя МУП «Комсервис». В ходатайстве доводы жалобы поддерживаются.

В этой связи полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие законного представителя и защитника МУП «Комсервис».

Проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом.

За повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ, установлена административная ответственность по ч. 2 ст. 8.45 КоАП РФ.

В силу положений ст. 43.1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды. Мероприятия по охране окружающей среды осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» и другими федеральными законами.

Согласно ст.ст. 37, 44 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) сброс сточных вод является одной из форм водопользования; использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом РФ и законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 16 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среду нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмом. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются: централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса; сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов; сооружения, обеспечивающие защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу постановлением старшего государственного инспектора отдела государственного экологического надзора Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области от 28 февраля 2020 года МУП «Комсервис» было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ, за допущенный 21 и 22 января 2020 года сброс в реку Вичужанку неочищенных сточных вод с эксплуатируемой системы канализации в п. Старая Вичуга Вичугского района Ивановской области.

Из материалов дела следует и судом установлено, что 8 октября 2020 года в период с 11 часов 00 минут до 13 часов 00 минут и 20 октября 2020 года в период с 9 часов 30 минут до 12 часов 00 минут в ходе проведенного в рамках административного расследования осмотра водоохраной зоны реки Вичужанка, акватории реки Вичужанка вблизи ул. <адрес> <адрес>, а также территории вдоль водного объекта и обнаруженных выпусков системы водоотведения сточных вод по обеим сторонам моста через реку Вичужанку в п. Старая Вичуга Вичугского района Ивановской области установлен факт сброса МУП «Комсервис», являющейся гарантирующей водоотведение в п. Старая Вичуга организацией, неочищенных сточных вод, принимаемых от абонентов (населения и предприятий п. Старая Вичуга), в том числе предприятий, расположенных на территории бывшей фабрики ФИО4 в реку Вичужанка из двух выпусков (труб) при отсутствии очистных сооружений на территории водоохраной зоны реки Вичужанка. Указанное свидетельствует о нарушении МУП «Комсервис» требований ч. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ.

Действия МУП «Комсервис», с учетом привлечения данного предприятия ранее в течение года к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ, верно квалифицированы судьей по ч. 2 ст. 8.45 КоАП РФ.

Вывод судьи о наличии события указанного административного правонарушения и виновности МУП «Комсервис» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.45 КоАП РФ, основан на совокупности доказательств, исследованных судом первой инстанции при рассмотрении дела, в числе которых: протокол об административном правонарушении от 09 ноября 2020 года; определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 19 октября 2020 года; протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу объектов и территорий, проведенного 20 октября 2020 года с фототаблицей и видеоматериалами; договор № о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «Комсервис» от ДД.ММ.ГГГГ г.; постановление администрации Старовичугского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ года № о наделении МУП «Комсервис» статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на 2020 год; свидетельство, выданное МУП «Комсервис» о постановке системы канализации п. Старая Вичуга на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; картографическая схема водоотведения п. Старая Вичуга с указанием мест выпусков сточных вод из эксплуатируемой системы водоотведения объектов отведения МУП «Комсервис» в реку Вичужанка; справка об объемах всех принятых МУП «Комсервис» сточных вод за период с 01 января 2020 г. по 20 октября 2020 г.; протоколы химического анализа проб воды и грунта; протоколы количественного токсикологического анализа, и другими материалами дела.

Вопреки доводам жалобы, судьей районного суда правильно установлены фактические обстоятельства дела и дана надлежащая оценка имеющимся доказательствам в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Доводы жалобы, что административное расследование по делу фактически не проводилось, и МУП «Комсервис» привлечено к административной ответственности с нарушением требований Федерального закона № 294-ФЗ и Постановления Правительства РФ № 438, подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании закона.

Согласно п.п. 1, 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27 и ст. 14.52 настоящего Кодекса) являются поводами к возбуждению дела об административном правонарушении.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении.

19 октября 2020 года в связи с рассмотрением поступившего в отдел ГЭН Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области обращения жителя п. Старая Вичуга по факту законности сброса сточных вод в реку Вичужанку в пос. Старая Вичуга Вичугского муниципального района, а также окрашивания поверхностных вод реки в результате сброса неочищенных сточных вод с территории бывшей фабрики «ФИО5», уполномоченным должностным лицом Департамента было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении МУП «Комсервис».

В рамках административного расследования проведен осмотр водоохраной зоны реки Вичужанка, мест размещения на территории водоохранной зоны выпусков сточных вод в реку Вичужанка, произведены лабораторные исследования проб воды и грунта, сточных вод, истребованы необходимые для разрешения дела документы, которые были получены Департаментом 30 октября 2020 года.

Таким образом, поскольку административное правонарушение выявлено в области охраны окружающей среды и природопользования, с учетом необходимости проведения процессуальных действий, требующих временных затрат, без которых невозможно выяснение всех обстоятельств совершения административного правонарушения, их фиксирование и юридическая оценка, должностным лицом обоснованно проведено административное расследование, по окончании которого составлен протокол об административном правонарушении.

При этом в силу прямого указания, содержащегося в п. 3 ч. 3 ст. 1 Федерального закона № 294-ФЗ, положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при проведении административного расследования. В этом случае производство по делу об административном правонарушении и сбор доказательств осуществляются в порядке, предусмотренном КоАП РФ. Соответственно, положения Постановления Правительства РФ № 438 в рассматриваемом деле также не применимы.

Вопреки доводам жалобы, привлечение МУП «Комсервис» к административной ответственности за совершение вмененного правонарушения является обоснованным.

Согласно ст. 39 Федерального закона от 10 января 2020 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В силу положений ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 426-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» не только собственники, но и иные законные владельцы систем водоотведения, организации, осуществляющие водоотведение, должны принимать меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов.

Из материалов дела следует, что МУП «Комсервис» эксплуатирует систему водоотведения сточных вод в п. Старая Вичуг, с 01 октября 2016 года за МУП на праве хозяйственного ведения закреплена подземная канализационная сеть на территории указанного населенного пункта.

Решением Вичугского городского суда Ивановской области от 01 апреля 2016 года, с учетом внесенного определением того же суда от 20 января 2017 года изменения в порядок исполнения решения, на МУП «Комсервис» возложена обязанность выполнения мероприятий по достижению предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в составе сточных вод, сбрасываемых в реку Вичужанка, до допустимых показателей, установленных для водоемов рыбохозяйственного назначения.

Определениями вышеуказанного суда от 20 января 2017 года и 15 апреля 2020 года в предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 01 апреля 2016 года МУП «Комсервис» отказано.

Таким образом, данное предприятие в силу закона и принятого судом решения обязано обеспечивать выполнение требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды.

За неисполнение судебного решения МУП «Комсервис» и его руководитель были неоднократно привлечены к административной ответственности.

Ссылки защитника на возложение обязанности по обеспечению строительства и ввода в эксплуатацию муниципальных очистных сооружений в п. Старая Вичуга по решению суда от ДД.ММ.ГГГГ года на администрацию Старовичугского городского поселения не являются основанием для признания обжалуемого постановления незаконным и освобождения МУП «Комсервис» от необходимости соблюдать требования законодательства по охране окружающей среды и водных объектов ввиду следующего.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, Уставу МУП «Комсервис», основным видом деятельности юридического лица МУП «Комсервис», созданного на основании постановления администрации Старовичугского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, является забор, очистка и распределение воды, в том числе, сбор обработка сточных вод, строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения.

В силу постановления администрации Старовичугского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ года № МУП «Комсервис» наделено статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на 2020 год; администрацией поселения за МУП «Комсервис» закреплено на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, относящееся к системам коммунальной инфраструктуры (объекты водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения); предприятием заключены договоры на оказание услуг по приему сточных вод с абонентами (населением и предприятиями п.Старая Вичуга), в частности с текстильным предприятием ФИО6», расположенным на территории бывшей фабрики «ФИО7».

Вместе с тем, каких-либо действенных мер, направленных на оборудование эксплуатируемой системы водоотведения сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, МУП «Комсервис» на протяжении длительного времени не предпринимает, осуществляя прием и сброс неочищенных сточных вод в реку Вичужанка.

При этом соблюдение требований ч. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ, может быть достигнуто не только путем строительства очистных сооружений, но и иными способами, направленными на недопущение сброса неочищенных сточных вод, в частности, накапливанием или отделением неочищенных сточных вод, принимаемых от предприятий (абонентов), в том числе, от текстильного предприятия ООО «ФИО8 вывозом неочищенных сточных вод, отказом в их принятии. При этом выбор системы мер, обеспечивающих охрану водного объекта от загрязнения, относится к компетенции данного предприятия.

Доказательств того, что МУП «Комсервис» были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных нормативными правовыми актами требований в области охраны водных объектов и природопользования, судьей районного суда обоснованно не установлено.

Недостаток финансовых средств не является обстоятельством, освобождающим от ответственности за нарушение природоохранного законодательства.

При таких обстоятельствах вывод судьи городского суда о виновности МУП "Комсервис" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.45 КоАП РФ, сделан в соответствии с установленными по делу обстоятельствами, нормами КоАП РФ и Водного кодекса РФ.

Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену оспариваемого судебного постановления, в ходе производства по настоящему делу не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 18 ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 2 ░░. 8.45 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░», - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░ ░░░░: ░░░░░░░ ░.░.

12-32/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
МУП "Комсервис"
Другие
Макарова С.С.
Суд
Ивановский областной суд
Судья
Матвеев Николай Александрович
Дело на сайте суда
oblsud.iwn.sudrf.ru
04.02.2021Материалы переданы в производство судье
10.03.2021Судебное заседание
19.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.03.2021Дело оформлено
10.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее