Решение по делу № 2а-381/2022 от 27.06.2022

Дело №2а-381/2022

УИД 44RS0004-01-2022-000521-36

Мотивированное решение

изготовлено 15 июля 2022 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 июля 2022 года                                     г. Мантурово

Мантуровский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Хасаншиной Е.С.,

с участием представителя административного истца Демьяновой Е.М.,

при секретаре Кудряшовой Н.Н.,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Администрации городского округа город Мантурово Костромской области к ОСП по Мантуровскому району УФССП России по Костромской области, заместителю начальника отделения – заместителю старшего судебного пристава ОСП по Мантуровскому району УФССП России по Костромской области Соколовой Г.А., УФССП России по Костромской области об освобождении от исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

В Мантуровский районный суд Костромской области обратилась Администрация городского округа город Мантурово Костромской области с административным исковым заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей по постановлению о взыскании исполнительского сбора № 44014/21/19493 от 17.03.2021г. Требования мотивированы тем, ОСП по Мантуровскому району УФССП России по Костромской области возбуждено исполнительное производство № 5946/21/44014-ИП от 11.03.2021г. на основании исполнительного листа № ФС 005624306 от 25.07.2019г., выданного Мантуровским районным судом по делу № 2-272/2019, вступившему в законную силу 25.07.2019 года об обязании администрации городского округа город Мантурово Костромской области зарегистрировать право муниципальной собственности на автомобильную дорогу дер.Васильевское Мантуровского района Костромской области. В срок, установленный для добровольного исполнения решения, Административный истец в силу объективных причин не смог исполнить требования, изложенные в исполнительном документе, в связи с чем судебным приставом — исполнителем ОСП по Мантуровскому району УФССП по Костромской области Соколовой Г.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора № 44014/21/19493 от 17.03.2021г. в размере 50000 рублей. Данное постановление поступило в адрес Административного истца 23.06.2022г. Административный истец согласен с вынесенным постановлением, однако, просит освободить администрацию от уплаты исполнительского сбора в соответствии со ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».

Представитель административного истца - представитель Администрации г.о.г. Мантурово Демьянова Е.М. в судебном заседании требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении (л.д.24).

Административный ответчик ОСП по Мантуровскому району УФССП России по Костромской области о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия, согласно направленного отзыва с иском не согласны, просят отказать в удовлетворении административных исковых требованиях(л.д.21, 28-31).

Административные ответчики заместитель начальника отделения – заместителю старшего судебного пристава ОСП по Мантуровскому району УФССП России по Костромской области Соколова Г.А., УФССП России по Костромской области о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств и отзыва не направили (л.д.22, 26)

Взыскатель по делу Мантуровский межрайонный прокурор о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия прокурора, также поясняет, что прокурор в данном административном деле не является заинтересованным лицом, поскольку его права и обязанности при разрешении административного дела не затрагиваются (л.д.25,27).

Исследовав представленные материалы, суд находит требования административного истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.2 Закона №229-ФЗ задачами исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаев исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно ч.ч.1,2 ст.6 Закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава - исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Согласно п.13 ч.1 ст.64 Закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав - исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.

В соответствии со ст.105 Закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно ч.11 ст.30 Закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.12 ст.30 Закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Положениями ч.1 ст.112 Закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч.1 ст.112, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч.2 ст. 112 Закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»),

В соответствии с ч.3 ст.112 Закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере - пятидесяти тысяч рублей.

В силу ч.6 ст.112 Закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что по смыслу ч.1 ст.112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства (пункт 78).

Основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно выданного исполнительного листа Мантуровского районного суда Костромской области ФС №005624306 от 25.07.2019 года по делу № 2-272/2019, на Администрацию городского округа город Мантурово Костромской области возложена обязанность зарегистрировать право муниципальной собственности на автомобильную дорогу дер.Васильевское Мантуровского района Костромской области.

В срок, установленный для добровольного исполнения решения, Административный истец не исполнил требования, изложенные в исполнительном документе, в связи с чем судебным приставом — исполнителем ОСП по Мантуровскому району УФССП по Костромской области Соколовой Г.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора №44014/21/19493 от 17.03.2021г. в размере 50000 рублей. Данное постановление поступило в адрес административного истца 23.06.2022г.(л.д.12).

В силу положений пп.1 ч.1 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета.

В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, органы местного самоуправления не вправе отказаться от реализации вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции федеральным законодательством, в силу отсутствия финансовой возможности.

На основании изложенного суд, учитывая, что административный истец согласен с вынесенным постановлением, приходит к выводу о правомерности принятия постановления о взыскании исполнительского сбора судебным приставом –исполнителем, на которого обязанность установления вины должника в неисполнении решения суда в срок для добровольного исполнения федеральным законодателем не возложена, полномочие ему не представлено.

Суд, исследовав предоставленные доказательства приходит к выводу о наличии оснований для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора исходя из следующего.

В настоящее время решение суда от 24.06.2019г. по гражданскому делу 2-272/2019 исполнено в полном объеме, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 01.12.2021 года (л.д.16-17).

В неисполнении Административным истцом решения Мантуровского районного суда Костромской области о регистрации в срок до 31.12.2020 года права муниципальной собственности на указанную автомобильную дорогу, отсутствует виновное противоправное бездействие должника, поскольку для регистрации права муниципальной собственности на данный объект недвижимости требуется постановка объекта На кадастровый учет, учитывая требования действующего законодательства.

Администрацией заключаются договоры с кадастровым инженером ИП Ивановым- Д.А. на выполнение кадастровых работ и подготовку технических планов сооружений (дорог) для проведения мероприятий по регистрации права муниципальной собственности указанной автодороги, кадастровые работы ведутся, но выполнены с задержкой и не в полной мере.

Так с 2019 года заключены договоры: от 23.12.2019 года № 24 на 23 объекта, от 18.05.2020 года № 10 на 21 объект, от 22.11.2021 года № 29 на 1 объект. В 2022 году направлены заявки: от 28.01.2022 года исх. № 135 на 119 объектов, от 30.03.2022 года исх. № 1542 на 28 объектов.

Причиной задержки и не в полной мере выполнения работ по постановке на кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности стала особенность осуществления кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных) и земельных участков, на которых расположены такие сооружения.

Результатом при исполнении решения суда стало то, что кадастровому инженеру при составлении технических паспортов и межевых планов требуется постоянно перемещаться по территории всего муниципалитета (ранее Мантуровский муниципальный район и г.о.г. Мантурово), что приводит к увеличению сроков выполнения работ.

Также, учитывая большое количество дорог с грунтовым или щебневым покрытием, увеличен объем работ, а именно, кроме межевания участка необходимо составление технического плана, подтверждение того, что объект является именно линейным объектом недвижимости, а не просто земельным участком. Увеличения объема указанных работ также увеличивает сроки исполнения решения.

Согласно ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Учитывая изложенное, суд находит, что органом местного самоуправления были предприняты соответствующие меры, направленные на исполнение решения суда.

Федеральный законодатель предоставил суду наряду с правом отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, уменьшить его размер с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, его имущественного положения, иных существенных обстоятельств, также право освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства (пункт 7 статьи 112 Закона № 229-ФЗ).

Учитывая приведенные выше разъяснения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», положения частей 6 и 7 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», обстоятельства, на которые ссылался административный истец в обоснование причин неисполнения требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок, суд приходит к выводу о наличии оснований для освобождения административного истца от уплаты исполнительского сбора, взысканного оспариваемым постановлением.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск Администрации городского округа город Мантурово Костромской области к ОСП по Мантуровскому району УФССП России по Костромской области, заместителю начальника отделения – заместителю старшего судебного пристава ОСП по Мантуровскому району УФССП России по Костромской области Соколовой Г.А., УФССП России по Костромской области об освобождении от исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить Администрацию городского округа город Мантурово Костромской области от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей, взысканного постановлением заместителю начальника отделения – заместителю старшего судебного пристава ОСП по Мантуровскому району УФССП России по Костромской области Соколовой Г.А. от 17.03.2021 года № 44014/21/19493 в рамках исполнительного производства № 5946/21/44014-ИП.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                 Е.С. Хасаншина

2а-381/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
администрация г.о. г. Мантурово Костромской области
Ответчики
ОСП по Мантуровскому району УФССП России по Костромской области
Заместитель начальника - заместитель страшего судебного пристава ОСП по Мантуровскому району УФССП России по Костромской области Соколова Г.А.
УФССП России по Костромской области
Другие
Мантуровский межрайонный прокурор
Суд
Мантуровский районный суд Костромской области
Судья
Хасаншина Елена Сергеевна
Дело на сайте суда
manturovsky.kst.sudrf.ru
27.06.2022Регистрация административного искового заявления
27.06.2022Передача материалов судье
28.06.2022Решение вопроса о принятии к производству
28.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.07.2022Судебное заседание
15.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее