Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 ноября 2022 года г. Солнечногорск
Солнечногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Теркулова Х.А.
при помощнике судьи Шведове Р.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сахнина Анатолия Анатольевича к Федеральному агентству лесного хозяйства об устранении реестровой ошибки, установлении границ земельного участка; иску Федерального агентства лесного хозяйства к Сахнину Анатолию Анатольевичу об исключении из ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка, установлении границ данного земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Сахнин А.А. обратился в суд с уточненным иском к Федеральному агентству лесного хозяйства об установлении реестровой ошибки в сведения ЕГРН отношении земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060812:293, установлении границ данного земельного участка в соответствии с вариантом № заключения судебной землеустроительной экспертизы.
В обоснование иска указано, что Сахнин А.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060812:293 площадью 17728 +/- 233 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, с.<адрес>, д. Исаково, категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования – для крестьянского (фермерского) хозяйства. ДД.ММ.ГГГГ Сахнин А.А. обратился в Федеральное агентство лесного хозяйства с просьбой привести ГЛР в соответствии со сведениями ЕГРН, поскольку в лесном реестре имелись сведения о наложении земельного участка Сахнина А.А. на земли государственного лесного фонда, площадь наложения составляет 3791,25 кв.м., на что получил отказ.
Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с уточненным иском к Сахнину А.А. об исключении из ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060812:293 и установлении границ данного земельного участка по варианту № заключения судебной землеустроительной экспертизы.
В обоснование иска указано, что Сахнин А.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060812:293 площадью 17728 +/- 233 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, с.<адрес>, д. Исаково, категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования – для крестьянского (фермерского) хозяйства. Границы данного земельного участка пересекают по сведениям ЕГРН границы земель лесного фонда выдела 67 квартала 31 Клинского сельского участкового лесничества Клинского лесничества Московской области, площадь пересечения составляет 3602 кв.м.
Определение суда гражданские дела объединены в одно производство.
В судебном заседании представитель Сахнина А.А. уточненные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, против удовлетворения иска Федерального агентства лесного хозяйства не возражала.
Представитель Федерального агентства лесного хозяйства в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, против удовлетворения иска Сахнина А.А. не возражал.
Представитель третьего лица Комитета лесного хозяйства Московской области в судебном заседании не возражала против удовлетворения исков по варианту № заключения судебной землеустроительной экспертизы, пояснила, что наложения земельного участка Сахнина А.А. на земли государственного лесного фонда отсутствует.
Представители третьих лиц ТУ Росимущества в Московской области, ФГБУ ФКП Росреестра по Московской области, Управления Росреестра по Московской области, ГКУ МО «Мособллес», администрации г.о. Солнечногорск Московской области в судебное заседание не явились, уведомленные надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела в полном объеме, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1, ст. 209, ст. 304 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, собственник может потребовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Из положений статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
Участок лесного фонда представляет собой земельный участок с особым правовым режимом, входящий в состав земель лесного фонда.
В силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до ДД.ММ.ГГГГ, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной Инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании пункта 1 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, и землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе, разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 69.1 ЛК РФ и п. 29 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
Согласно п. 61 Лесоустроительной инструкции каждый лесотаксационный выдел характеризуется его таксационным описанием и изображается на лесоустроительном планшете, плане лесонасаждений участкового лесничества.
В силу ст. 69.1 ЛК РФ и п. 35 Лесоустроительной инструкции при таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляется установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
Согласно заключению ФГБУ «Рослесинфорг» № от ДД.ММ.ГГГГ о пересечении границ лесного участка с границами земельного участка в составе земель иных категорий, установлено, что по материалам лесоустройства 2005-2008 г., границ лесного участка по адресу: Московская область, Клинское лесничество, Клинское сельское участковое лесничество, <адрес>, выд. 67 пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060812:293.
В силу статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка (статья 8 Федерального закона №- ФЗ).
Из части 8 статьи 22 Федерального закона № 218-ФЗ следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Документы, представляемые для осуществления кадастрового учета, проходят проверку органом кадастрового учета, и в случае выявления их недостаточности или противоречий, в том числе пересечения границ вновь образуемого земельного участка с уже существовавшим участком, выносится решение о приостановлении, а затем об отказе в проведении кадастрового учета.
При этом частью 2 статьи Федерального закона № 218-ФЗ предусмотрено, что картографической основой Единого государственного реестра недвижимости (далее - картографическая основа) является единая электронная картографическая основа, создаваемая в соответствии с законодательством о геодезии и картографии. Сведения о картографической основе размещаются на официальном сайте органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
Аналогичные нормы действовали в составе Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Кроме того, в силу статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельных участков к лесному фонду, также не содержат сведений о местоположении границ лесных участков.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 8 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в государственном реестре недвижимости содержится информация о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 16576/11, исходя из положений ст. ст. 5, 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земельных участков из одной категории в другую и отнесение земельных участков к определенной категории завершаются государственным кадастровым учетом изменений сведений Единого государственного реестра недвижимости. Именно данные сведения являются надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории.
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Как следует из положений статей 77 и 101 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда являются разными категориями земель. Земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться и участком другой категории.
В соответствии со ст. 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии со ст. 61 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.
Несоответствие указанным требованиям, как разъяснено Минэкономразвития России в письме от ДД.ММ.ГГГГ №-ВА/<адрес>, может выражаться, в том числе, в таких обстоятельствах как, в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка содержится реестровая ошибка (выраженная, например, в виде пересечения границ земельных участков или несоответствия содержащегося в ЕГРН описания местоположения границ земельного участка правоустанавливающему документу, документу об образовании земельного участка или фактическому положению на местности при отсутствии нарушения земельного законодательства – самовольного занятия земель или земельных участков, и тому подобное). Указанные обстоятельства являются основанием для уточнения местоположения границ земельного участка или земельных участков – выполнения соответствующих кадастровых работ и государственного кадастрового учета на основании подготовленных документов.
Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном данным Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ними земельных участков, или уточнено местоположение смежных с ними земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей (ч. 2 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ).
Согласно ч. 4 ст. 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ в отношении земельных участков, местоположение границ которых в соответствии с федеральным законом считается согласованным, осуществляется государственный кадастровый учет в связи с изменением характеристик объекта недвижимости.
В судебном заседании установлено, что Сахнин А.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060812:293 площадью 17728 +/- 233 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, с.<адрес>, д. Исаково, категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования – для крестьянского (фермерского) хозяйства.
Поскольку в ходе судебного разбирательства возникла необходимость применения специальных познаний в области землеустройства, судом назначена и проведена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой было поручено экспертам АНО «Бюро судебных экспертиз».
Согласно заключению АНО «Бюро судебных экспертиз» № от ДД.ММ.ГГГГ, экспертом установлено, что согласно свидетельству о государственной собственности и государственному акту, площадь земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060812:293 составляет 18 000 кв.м., при этом площадь данного земельного участка по сведениям ЕГРН составляет 17 738 кв.м., установить границы данного земельного участка по правоустанавливающим документом не представилось возможным в виду отсутствия сведений о поворотных точках границ земельного участка. Земельный участок с кадастровым номером 50:09:0060812:293 имеет пересечение с границами земельного участка лесного фона, причиной которого является реестровая ошибка в сведениях о границах земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060812:293. Экспертом предложено два варианта устранения реестровой ошибки и установлении границ земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060812:293.
У суда отсутствуют основания не доверять экспертному заключению, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями процессуального законодательства. В заключении приведены ссылки на нормативную и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперты предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ. Проанализировав содержание заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям законодательства, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и научно обоснованные ответы на поставленные вопросы. Основания для сомнения в правильности заключения и в объективности и беспристрастности экспертов отсутствуют.
Исследовав и оценив представленные экспертом варианты устранения реестровой ошибки и установлении границ земельного участка с кадастровым номером 50:0960060812:293, суд приходит к выводу о необходимости устранения реестровой ошибки и установлении границ земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060812:293 по варианту № заключения судебной землеустроительной экспертизы, поскольку площадь земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060812:293 по варианту № составляет 18000 кв.м., что соответствует сведениям, имеющимся в государственном Акте, в том время, как по варианту № площадь земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060812:293 составляет 13514 кв.м., что значительно меньше площади земельного участка по правоустанавливающим документам и сведениям ЕГРН.
Кроме того, стороны в судебном заседании настаивали на 1 варианте устранения реестровой ошибки и установлении границ земельного участка истца.
При указанных обстоятельствах иски подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Сахнина Анатолия Анатольевича и Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.
Исправить реестровую ошибку в сведениях ЕГРН в отношении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060812:293, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, с.<адрес>, д. Исаково, установив его границы площадью 18 000 кв.м., согласно варианта № заключения судебной землеустроительной экспертизы, в соответствии со следующими координатами:
Н1 | 493080,36 | 2180698,28 |
Н2 | 493093,39 | 2180734,1 |
Н3 | 493091,25 | 2180772,04 |
Н4 | 493090,31 | 2180788,81 |
Н5 | 493079,98 | 2180816,12 |
Н6 | 493069,63 | 2180823,27 |
Н7 | 492898,97 | 2180641,71 |
Н8 | 492944,26 | 2180641,94 |
Н9 | 492899,88 | 2180577,76 |
Н10 | 492900,33 | 2180577,45 |
Н11 | 492910,94 | 2180580,86 |
Н12 | 492961,23 | 2180626,75 |
Н13 | 492961,96 | 2180642,38 |
Н14 | 493052,05 | 2180654,34 |
Н1 | 493080,36 | 2180698,28 |
Решение суда является основанием для внесения изменения в сведения ЕГРН в отношении вышеуказанного земельного участка.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Солнечногорский городской суд в апелляционном порядке в течение одного месяца, с момента его составления в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Х.А. Теркулов