№ 2-87/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 февраля 2020 года город Орел
Советский районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Лигус О.В.,
при секретаре Леоновой Ю.И., помощнике Исайкиной Л.В.,
с участием истца Агошкова А.А., его представителя Савковой Ю.А.,
представителя ответчика администрации г.Орла Ситникова М.В.,
представителя третьего лица потребительского гаражного кооператива «Транзистор» Зырьянова Э.Н.,
представителя третьего лица закрытого акционерного общества «Автобазис» - Фролова В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Агошкова ФИО9 к администрации г.Орла об оспаривании отказа в согласовании и возложении обязанности по предварительному согласованию предоставления земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Агошков А.А. обратился в суд с иском к администрации г.Орла об оспаривании отказа в согласовании и возложении обязанности по предварительному согласованию предоставления земельного участка.
В обоснование заявленных требований указал, что он являются членом потребительского гаражного кооператива «Транзистор» (далее – ПГК «Транзистор») и ему принадлежит гараж №***а. Истец обратился в администрацию г.Орла для предоставления земельного участка под гаражом, однако администрацией г.Орла отказано. Просит суд признать отказ в согласовании земельного участка незаконным и обязать ответчика предварительно согласовать предоставление земельного участка под гаражом.
В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали.
Представитель администрации г.Орла, возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям изложенным в письменных возражениях.
Представитель третьего лица ПГК «Транзистор» полагался на усмотрение суда.
Представитель третьего лица закрытого акционерного общества «Автобазис» указал, что наличие гаража препятствует им в обслуживании проходящего непосредственно возле спорного участка высоковольтного кабеля.
Представители третьих лиц АО «Газпром газораспределение Орел», МПП ВКХ «Орелводоканал, ПАО «МРСК ЦЕНТР» - «Орелэнерго», ЗАО «Акрос» извещенные надлежащим образом не явились. В ходе рассмотрения дела представитель ПАО «МРСК ЦЕНТР» - «Орелэнерго» и АО «Газпром газораспределение Орел» возражали против удовлетворения исковых требований, поскольку гараж находится в охранной зоне воздушной линии электропередач и в охранной зоне газопровода.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что требования не подлежат удовлетворению. К данному выводу суд пришел по следующим основаниям.
Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компенсации предусмотренном ст. 9-11 ЗК РФ.
Исходя из содержания пп. 3 п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 настоящего Кодекса.
В пп. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ указано, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.103К РФ.
Согласно пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
Из п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ следует, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими оедеральными законами.
В абз. 6 ст. 28 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" указано, что на земельных участках, прилегающих к объектам систем газоснабжения, в целях безопасной эксплуатации таких объектов устанавливаются охранные зоны газопроводов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией.
Согласно ст. 3 Федерального закона N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" под объектами электроэнергетики следует понимать имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства. Объектами электросетевого хозяйства являются линии электропередач, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
В силу ч. 1 ст. 89 ЗК РФ землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации (абз. 4 ч. 2 ст. 89 ЗК РФ).
Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 89 ЗК РФ).
Положения п. 1 "Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 160 (далее по тексту - Правила) определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов.
В охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий (п. 2 Правил).
Земельные участки у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются (п. 4 Правил).
На основании подп. "б" п. 8 Правил, в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов.
В соответствии с подп. "б" п. 9 Правил в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных п. 8 настоящих Правил, запрещается: размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, за исключением гаражей-стоянок автомобилей, принадлежащих физическим лицам, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).
По смыслу приведенных положений размещение гаражей и стоянок всех видов машин и механизмов в границах охранной зоны электрических сетей запрещено, поскольку относится к действиям, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, привести к их повреждению или уничтожению, повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
Запрет размещения стоянок всех видов машин и механизмов не зависит от наличия или отсутствия разрешения электросетевой организации, поскольку разрешение на осуществления тех или иных действия может быть получено только в случаях, предусмотренных п. 10 и 11 Правил, действия, указанные в п. 9 Правил, к ним не относятся.
Приложение к Правилам устанавливает требования к границах охранных зон: для линий номинальным классом напряжения 110 кВ охранные зоны устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при не отклоненном их положении на расстоянии 20 м.
В судебном заседании установлено, что Агошков А.А. является членом ПГК «Транзистор», в котором истцу принадлежит гараж №***а.
Испрашиваемый земельный участок под гаражом истца расположен в зоне с особым режимом использования (охранная зона) объекта электросетевого хозяйства "<...>" (№***.ДД.ММ.ГГ), охранной зоне воздушной <...> (№***.ДД.ММ.ГГ), охранной зоне воздушной <...> (№***.ДД.ММ.ГГ).
Местоположение земельного участка под гаражом истца и охранных зон ЛЭП отображено на представленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории и согласуется с паспортом воздушной линии электропередач, представленным в материалы дела.
Кроме того, из сведений представленным АО "Газпром газораспределение Орел" от ДД.ММ.ГГ следует, что при обследовании месторасположения фундамента гаража № <...>" в <...>, относительно газопровода было установлено, что расстояние от фундамента до газопровода среднего давления Ф63 мм. составляет 2,5 м., что нарушает требования СП 62.13330.2011.
Согласно требованиям приложения В указанного СП 62.13330.2011, минимальное расстояние от газопровода среднего давления до фундамента зданий и сооружений -4 м.
Помимо вышеуказанных охранных зон, испрашиваемый земельный участок находится в охранной зоне двух высоковольтных кабелей №*** вольт №№*** и 10473, что подтверждается топографической съемкой данного участка через которые подключена трансформаторная подстанция ЗАО «Автобазис».
Линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вышеуказанные кабельные линии, объект электросетевого хозяйства и газопровод среднего давления проложены и приняты в эксплуатацию, в порядке, предусмотренном законодательством, до возведения гаража, что свидетельствует о том, что земельный участок используется истцом с нарушением установленных норм и правил.
Таким образом, учитывая, что законодателем запрещено размещение гаражей и автостоянки в охранной зоне газопровода, воздушных линий электропередачи и высоковольтных кабелей, суд приходит к выводу о том, что со стороны администрации г.Орла не допущено нарушений при принятии решения об отказе в согласовании предоставления земельного участка под гаражом, в связи с чем требования истца не подлежали удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление Агошкова ФИО10 к администрации г.Орла об оспаривании отказа в согласовании и возложении обязанности по предварительному согласованию предоставления земельного участка, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд в месячный срок с момента вынесения мотивированного решения суда, которое будет изготовлено в течение пяти дней.
Судья О.В. Лигус
Мотивированный текст решения изготовлен 04.03.2020.