Решение от 23.12.2020 по делу № 2а-3495/2020 от 07.12.2020

Дело №2а-3495/2020

УИД 91RS0019-01-2020-0006211-73

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 декабря 2020 года                                                                     г. Симферополь

Симферопольский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Томащака А.С.,

при секретаре Тафийчук А.Л.,

c участием представителя административного истца Поставневой С.Н. - Киселева А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск Поставневой Светланы Николаевны к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконными действий, о возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

        Поставнева С.Н. обратилась в суд с административным иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконными действий административного ответчика по постановке на кадастровый учет объектов недвижимости, а также возложении обязанности на административного ответчика снять с государственного кадастрового учёта: Здание, жилой дом , площадью 35,6 кв.м.; Нежилое здание, летняя кухня , площадью 15 кв.м.; Нежилое здание, сарай , площадью 12 кв.м.; Нежилое здание, сарай , площадью 17 кв.м.; Нежилое здание, сарай , площадью 6 кв.м.; Нежилое здание, сарай , площадью 8 кв.м.; Нежилое здание, сарай , площадью 19 кв.м.; Нежилое здание, сарай , площадью 25 кв.м.; Сооружение, погреб площадь не определена.

Заявленные исковые требования мотивированы тем, что вышеуказанные объекты поставлены на кадастровый учёт без заявления правообладателя, что является нарушением требований статей 14,15 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Указывает на то, что данные объекты не обладают признаками самостоятельности, поскольку являются вспомогательными вещами по отношению к жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>, собственником которого является административный истец. Обратившись с заявлением о снятии с кадастрового учета указанных объектов получил ответ об удовлетворении его заявления, за исключением нежилого здания - летняя кухня , площадью 15 кв., что стало основанием для обращения в суд с указанным административным иском.

    В судебном заседании представитель административного истца заявленные исковые требования поддержал в полном объеме и просил суд их удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении.

    Представитель административного ответчика Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, возражений против иска не предоставил.

Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

    В соответствии со ст. 218 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

    Согласно части 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

На основании частей 9, 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Поставнева С.Н. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

        Сведения об объектах капитального строительства: Здание, жилой дом , площадью 35,6 кв.м.; Нежилое здание, летняя кухня , площадью 15 кв.м.; Нежилое здание, сарай , площадью 12 кв.м.; Нежилое здание, сарай , площадью 17 кв.м.; Нежилое здание, сарай площадью 6 кв.м.; Нежилое здание, сарай площадью 8 кв.м.; Нежилое здание, сарай , площадью 19 кв.м.; Нежилое здание, сарай , площадью 25 кв.м.; Сооружение, погреб , площадь не определена, включены в ЕГРН в результате выполнения работ по переносу сведений, переданных ПАО "МБКР" о ранее учтенных зданиях, сооружениях, помещениях и объектах незавершенного строительства, расположенных на территории Республики Крым, в соответствии с требованием государственного контракта и технического задания от ДД.ММ.ГГГГ .9., на основании архивных документов ГУП РК "Крым БТИ".

ДД.ММ.ГГГГ Поставнева С.Н. обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о снятии с кадастрового учета: Здание, жилой дом площадью 35,6 кв.м.; Нежилое здание, летняя кухня площадью 15 кв.м.; Нежилое здание, сарай , площадью 12 кв.м.; Нежилое здание, сарай , площадью 17 кв.м.; Нежилое здание, сарай , площадью 6 кв.м.; Нежилое здание, сарай , площадью 8 кв.м.; Нежилое здание, сарай площадью 19 кв.м.; Нежилое здание, сарай , площадью 25 кв.м.; Сооружение, погреб , площадь не определена

Согласно письму Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ объектам с кадастровыми номерами , , , , , , , не обладающими признаками объектов капитального строительства присвоен статус "архивный" ДД.ММ.ГГГГ

На объект с кадастровым номером Филиалом ГУП РК "Крым БТИ" сведений о наличии (отсутствии) признаков объектов капитального строительства в отношении заявленного объекта технического учета не предоставлено. Таким образом присвоить статус "архивный" данному объекту возможно либо по решению суда, либо в связи с прекращением его существования в связи с гибелью или уничтожением, путем подачи акта обследования в орган кадастрового учета и регистрации прав.

Осуществление полномочий по государственной регистрации прав и кадастровый учёт недвижимого имущества на территории Республики Крым, в соответствии соглашением от ДД.ММ.ГГГГ -р, переданы уполномоченному органу – Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, созданному Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ .

Деятельность органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, относится к сфере публично-правовых отношений и регламентирована нормами Федерального закона от 13 июля 2016 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также иными федеральными законами и нормативно-правовыми актами, издаваемыми в соответствии с ним.

С 1 января 2017 года вступили в силу положения Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Статьёй 72 Закона о регистрации указано, что законодательные акты и иные нормативные правовые акты до их приведения в соответствие с названным законом применяются постольку, поскольку они не противоречат Закону о регистрации. Данный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу, а по правоотношениям, возникшим до его вступления в силу, к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.

К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав относятся: приём заявления о государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проверка действительности поданных заявителем документов и наличия, соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих осуществление государственной регистрации прав, иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

В силу статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости).

Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определённой вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений.

Согласно пункту 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости, постановка на учёт и снятие с учёта объекта недвижимости, а также кадастровый учёт в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учёта заявления о кадастровом учёте и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов (далее - необходимые для кадастрового учёта документы).

При этом с заявлением о государственном учёте указанных выше построек в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым не обращалась.

В соответствии со статьёй 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, недра и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что государственный кадастровый учёт недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землёй, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определённой вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Верховный Суд Российской Федерации в обзоре судебной практики № 1 за 2019 год в пункте 20 указывает, что при разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью независимо от осуществления кадастрового учёта или государственной регистрации права собственности на неё следует устанавливать наличие у вещи признаков, способных относить её в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.

Постановка на кадастровый учёт, государственной регистрации прав в ЕГРН должна предшествовать проверка наличия у объекта признаков недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.

При этом, в пункте 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учёта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 года закреплена правовая позиция о правомерности отказа органа кадастрового учёта в постановке на кадастровый учёт объекта, не обладающего признаками недвижимой вещи, поскольку законодательство Российской Федерации не предусматривает осуществления кадастрового учёта объекта, не являющегося объектом недвижимости.

Из изложенного следует, что при осуществлении государственного кадастрового учёта проведенной правовой экспертизой документов, представленных заинтересованными лицами, должно быть подтверждено наличие у объекта признаков недвижимости, в противном случае внесение сведений об объекте, не являющемся недвижимой вещью, признаётся незаконным.

Подход, мотивированный отсутствием оснований для снятия с кадастрового учёта объекта, ранее поставленного на учёт, без должной правовой экспертизы и проверки наличия у объекта признаков недвижимости, нарушает принцип достоверности сведений ЕГРН и не может в связи с этим быть признан обоснованным.

Как установлено судом, нежилое здание, летняя кухня , площадью 15 кв.м., является вспомогательным объектом по отношению к жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>, при этом отсутствуют доказательства того, что в отношении представленных Поставневой С.Н. документов проводилась правовая экспертиза.

Учитывая изложенное, у Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым отсутствовали правовые основания для постановки на государственный кадастровый учет вышеуказанных объектов без проведения правовой экспертизы документов, что противоречит положениям статей 8, 13, 14, 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а следовательно и в отказе в снятии с государственного кадастрового учёта вышеуказанных объектов, в связи с чем, исковые требования Поставневой С.Н. в части признания незаконным действий административного ответчика по постановке на государственный кадастровый учет вышеуказанных объектов подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации, её субъектах опирается на принципы демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления (статья 1, часть 1), единства системы государственной власти (статья 5, часть 3), а также осуществления государственной власти на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей и вытекающей из этого самостоятельности их органов (статья 10).

По смыслу приведённых норм Конституции Российской Федерации органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.

Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно – их взаимодействие.

Приведённая правовая позиция выражена в ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе в постановлении от 18 января 1996 года № 2-П, в котором указано, что разделение властей закрепляется в Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя для Российской федерации в целом, то есть не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в её субъектах.

Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что органы законодательной и исполнительной власти в пределах своей компетенции действуют независимо друг от друга, каждая власть формируется как самостоятельная, а полномочия одной власти по прекращению деятельности другой допустимы только при условии сбалансированности таких полномочий, обеспечиваемой на основе законодательных решений.

Таким образом, оснований для удовлетворения требования административного истца возложить обязанность на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым снять с кадастрового учета нежилое здание, летняя кухня , площадью 15 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> не имеется, учитывая исключительные полномочия административного ответчика в указанном вопросе, подменять которого суд не вправе.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению частично путем понуждения административного ответчика в установленном законом порядке и сроки устранить допущенное нарушение прав административного истца путём повторного рассмотрения заявления Поставневой С.Н. о снятии с кадастрового учета нежилого здания, летней кухни , площадью 15 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

В соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны понесенные по делу судебные расходы.

Таким образом, в пользу Поставневой С.Н. с административного ответчика подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд-

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░: ░░░░░░, ░░░░░ ░░░ , ░░░░░░░░ 35,6 ░░.░.; ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ , ░░░░░░░░ 15 ░░.░.; ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ , ░░░░░░░░ 12 ░░.░.; ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ , ░░░░░░░░ 17 ░░.░.; ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ , ░░░░░░░░ 6 ░░.░.; ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ , ░░░░░░░░ 8 ░░.░.; ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ , ░░░░░░░░ 19 ░░.░.; ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ , ░░░░░░░░ 25 ░░.░.; ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ , ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ , ░░░░░░░░ 15 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 300,00 ░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    ░░░░░                                                                                        ░.░. ░░░░░░░

    (░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░░░ 2020 ░░░░)

    ░░░░░                                                                                        ░.░. ░░░░░░░

2а-3495/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Поставнева Светлана Николаевна
Ответчики
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым
Другие
Кисилев Алексей Александрович
Суд
Симферопольский районный суд Республики Крым
Судья
Томащак Альберт Степанович
Дело на сайте суда
simpheropolskiy.krm.sudrf.ru
07.12.2020Регистрация административного искового заявления
07.12.2020Передача материалов судье
08.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
08.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.12.2020Судебное заседание
29.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее