Решение от 02.12.2021 по делу № 2а-285/2021 от 24.09.2021

Дело №2а-285/2021            копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 декабря 2021г.                                                                                                                                    с. Троицкое

Нанайский районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Литовченко А.Л.

с участием прокурора Полищука Н.С.

при секретаре Рубцовой М.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Нанайского района Хабаровского края, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным, создании маневренного жилищного фонда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нанайского района Хабаровского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным и создании маневренного жилищного фонда. В обоснование иска указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения жилищного законодательства. По результатам проверки установлено, что в нарушение требований статей 92,95 ЖК РФ и статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ», администрацией района на территории Арсеньевского, Верхненергенского и Найхинского сельских поселений не создано специализированного (маневренного) жилищного фонда. Ссылаясь на данное обстоятельство, прокурор просил признать бездействие администрации района незаконным и обязать ее в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу на территории вышеуказанных сельских поселений маневренный жилой фонд.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, подтвердив вышеизложенные обстоятельства.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, о месте и времен его проведения извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Согласно письменным возражениям, администрация района исковые требования не признала, указывая на то, что создание жилищного фонда является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления. Жилищные права граждан могут быть соблюдены иным способом. Например, на основании части 2 статьи 88 ЖК РФ, взамен жилого помещения маневренного фонда наймодатель с согласия нанимателя и членов его семьи может предоставить им в пользование другое благоустроенное жилое помещение с заключением договора социального найма. Кроме того, в качестве маневренного фонда могут быть использованы два муниципальных общежития в <адрес>, однако в настоящее время в указанных прокурором сельских поселениях отсутствует категория граждан, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями маневренного фонда. Тем самым не установлен факт нарушения жилищных прав граждан, и как следствие, неправомерного бездействия администрацией не допущено.

Выслушав прокурора и изучив материалы дела суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Согласно пунктам 1 и 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля, который включает осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, к которому относятся, в том числе помещения маневренного фонда (пункт 3 части 1 статьи 92 ЖК РФ).

Как следует из содержания части 2 статьи 92 ЖК РФ, в качестве специализированных жилых помещение используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого жилого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Статьей 95 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма (пункт 1); граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными (пункт 2); граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными в результате чрезвычайных обстоятельств (пункт 3); граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 3.1); иных случаях, предусмотренных законодательством (пункт 4).

Исходя из положений пунктов 3,6,8,9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (пункт 3); обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства (пункт 6); участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (пункт 8); обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (пункт 9).

Согласно части 3 статьи 14 данного Федерального закона к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3,9,10,12,14,17,19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 ( в части принятия в соответствии с гражданским законодательством РФ решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21,28,30,33 части 1 настоящей статьи. Законами субъектов РФ и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 №131-ФЗ).

Законом Хабаровского края от 26 ноября 2014г. №16 «О закреплении за сельскими поселения Хабаровского края вопросов местного значения», уставами муниципального района, Арсеньевского, Верхненергенского, Найхинского сельских поселений вопросы, связанные с обеспечением проживающих в поселениях и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организацией строительства и содержания муниципального жилищного фонда, созданием условий для жилищного строительства, осуществлением муниципального жилищного контроля, а также с исполнением иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, за вышеуказанными сельскими поселениями не закреплялись.

При таких обстоятельствах в соответствии с положениями статей 14 и 15 Федерального закона от 06 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» полномочия по созданию и управлению маневренным жилым фондом, на территории сельских поселений относится к компетенции Нанайского муниципального района.

Как установлено судом и видно из материалов дела, жилых помещений маневренного фонда на территории Арсеньевского, Верхненергенского и Найхинского сельских поселений не имеется.

В обоснование своих возражений администрация района указывает на отсутствие потребности в маневренном жилищном фонде, однако создание такого фонда прямо предусмотрено законом и не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе текущей нуждаемости, целесообразности, количества лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.

Назначение маневренного жилищного фонда состоит в том, чтобы при возникновении определенных обстоятельств, в том числе непредвиденного чрезвычайного характера, оперативно предоставить для временного проживания пригодное для жилое помещение, гражданам оставшимся без жилья вследствие капитального ремонта, обращения взыскания на единственное жилое помещение и иных подобных обстоятельств.

При этом отсутствие маневренного жилищного фонда на территории сельских поселений создает угрозу нарушения жилищных прав граждан, когда в силу обстоятельств, перечисленных в статье 95 ЖК РФ, они остаются без жилья.

Решение вопросов, связанных с обеспечением жильем во внеочередном порядке требует значительных временных затрат, поэтому наличие маневренного жилищного фонда предназначенного для временного проживания граждан на случай наступления непредвиденных, внезапно наступивших обстоятельств, является необходимой гарантией конституционного права на жилище (статья 40 Конституции РФ).

Доказательств возможности использования в качестве маневренного жилищного фонда общежитий, расположенных в с. Троицкое, для обеспечения жильем граждан, проживающих в Арсеньевском, Верхненергенском и Найхинском сельских поселений, суду не представлено.

Территории названных сельских поселений расположены на значительном удалении от с. Троицкое.

При этом, как следует из объяснений представителя ответчика в предыдущих судебных заседаниях, нормативного-правового акта, предусматривающего возможность использования в качестве маневренного фонда общежитий с. Троицкое и размещения в них жителей других сельских поселений администрацией районе не принималось.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что создание маневренного жилищного фонда на территории Арсеньевского, Верхненергенского и Найхинского сельских поселений является обязанностью исполнительных органов местного самоуправления района, исполнение которой направлено на предотвращение нарушений жилищных прав граждан, оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств, они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения.

Таким образом, бездействие администрации Нанайского муниципального района по непринятию мер по созданию на территории сельских поселений маневренного жилого фонда не соответствует требованиям закона и нарушает права неопределенного круга лиц, а потому иск прокурора подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░ ░ 13 ░░░░░░░ 2021░.

░░░░░: ░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                                                                                       ░.░.░░░░░░░░░░

2а-285/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Нанайского района Хабаровского крпая
Ответчики
Администрация Верхненергенского сельского поселения Нанайского муниципального района Хабаровского края
Администрация Нанайского муниципального района
Суд
Нанайский районный суд Хабаровского края
Судья
Литовченко Артем Леонидович
Дело на сайте суда
nanaysky.hbr.sudrf.ru
24.09.2021Регистрация административного искового заявления
24.09.2021Передача материалов судье
27.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
27.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.10.2021Подготовка дела (собеседование)
08.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.11.2021Судебное заседание
25.11.2021Подготовка дела (собеседование)
25.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.12.2021Судебное заседание
17.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее