Решение по делу № 2а-887/2021 от 11.01.2021

Дело № 2А-887/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 марта 2021 года г.Серпухов, Московской области

Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре судебного заседания Зарапиной А.А.,

С участием:

Административного истца Гальцева А.И.,

Представителя административного ответчика Администрации городского округа Серпухов Московской области по доверенности – Мкртумян Р.М.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Гальцева Алексея Ивановича о признании незаконным решения Администрации городского округа Серпухов Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги


У с т а н о в и л :

Гальцев А.И. обратился в суд с административным исковым заявлением и просит признать незаконным решение Администрации городского округа Серпухов Московской области от 23.09.2020 № 1.1.21/5583исх об отказе в предоставлении Государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» в отношении земельного участка для ведения огородничества площадью 1000 кв.м., расположенного в кадастровом квартале <номер>, категория земель – земли населенных пунктов, по <адрес>; обязать возобновить рассмотрение заявления Гальцева Алексея Ивановича № Р001-3573667118-38161274 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.

Требования административного искового заявления мотивированы тем, что истец обратился в Администрацию городского округа Серпухов Московской области с заявлением о предоставлении Государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» в отношении земельного участка по <адрес>, с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и сообщения заявителя, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке.

Истец указывает, что при испрашивании земельного участка допускал наличие возможного обременения, поскольку обременение фактически не препятствовало бы в реализации поставленных целей, а именно: сезонной посадке и сбора урожая картофеля, лука, чеснока, моркови, зелени в течение и не более трех лет.

Администрацией городского округа Серпухов Московской области принято решение от 23.09.2020 об отказе в предоставлении Государственной услуги, поскольку в соответствии с Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27.12.2018 № 15 ВР-1724 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», земельный участок находится в зоне планируемого размещения всех видов транспорта, строительства и ремонта дорог, согласно Схеме территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 г. № 230/8 и испрашивается в аренду на срок более чем 3 года. Кроме этого, в данном решении разъяснена причина отказа в предоставлении государственной услуги и мотивировано тем, что согласно заключению Комитета архитектуры и градостроительства Московской области формируемый земельный участок полностью расположен в зоне строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (размещения) объектов всех видов транспорта федерального и регионального значения: ВСМ Москва-Адлер.

Административный истец с решением Администрации городского округа Серпухов Московской области не согласен в связи с тем, что представленная административным истцом схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не содержит указаний на территории и зоны строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (размещения) объектов всех видов транспорта федерального и регионального значения: ВСМ Москва-Адлер и красные линии, фактически территория испрашиваемого земельного участка представляет собой заброшенный пустырь без каких- либо насаждений, строений, площадей, улиц, проездов автомобильных дорог, набережных скверов, бульваров и водных объектов. Кроме этого, испрашиваемый земельный участок непосредственно граничит с земельным участком с кадастровым <номер>, который принадлежит по праву собственности Гальцеву А.И.

10.05.2017 Администрацией Серпуховского муниципального района Московской области утверждён градостроительный план земельного участка с кадастровым <номер>, площадью 1600 кв.м. по <адрес>; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства. 05.06.2017 Гальцеву А.И. выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома общей площадью 110,33 кв.м, на земельном участке с кадастровым <номер>.

Административный истец указывает, что принятие Администрацией городского округа Серпухов Московской области решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по причине якобы планируемого в данной зоне строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (размещения) объектов всех видов транспорта федерального и регионального значения: ВСМ Москва-Адлер, в том числе без указания в данном решении сроков начала строительства проекта, неправомерно и нарушает норму действующего законодательства.

В судебном заседании административный истец Гальцев А.И. заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении, просил их удовлетворить. Указал, что администрацией выборочно предоставляются земельные участки иным гражданам.

Представитель административного ответчика Администрации городского округа Серпухов Московской области по доверенности – Мкртумян Р.М. в судебном заседании возражала против заявленных требований, поддержала письменные возражения, из которых следует, что согласно постановлению Правительства Московской области от 25.3.2016 №230/8, испрашиваемый земельный участок полностью расположен в зоне строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (размещения) объектов всех видов транспорта федерального и регионального значения: ВСМ Москва-Адлер.

В соответствии с Законом Московской области от 24.07.2014 № 107/2014-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области» реализация полномочий органами местного самоуправления, осуществляется при наличии согласования с Министерством имущественных отношений.

Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 19.01.2017г. № 13ВР-44 утвержден «Временный порядок направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований Московской области в рамках реализации исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений по предоставлению земельных участков, об установлении или изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, в том числе установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, и переводу земель из одной категории в другую, и признании утратившими силу отдельных правовых актов».

Данный отказ согласован с Министерством имущественных отношений, что подтверждается Сводным заключением Министерства имущественных отношений Московской области по согласованию проектов отрицательных решений, Заключением об ограничении оборотоспособности, градостроительных ограничениях, о соответствии параметров земельных участков, градостроительным документам территориального планирования и градостроительного зонирования.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Московской области, заинтересованного лица Комитета Архитектуры и градостроительства Московской области в судебное заседание не явились, извещены надлежаще о дате и месте рассмотрения дела.

При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ст.150, ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей административного ответчика Министерства имущественных отношений Московской области и Комитета Архитектуры и градостроительства Московской области.

Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно разъяснениям, данным в п.62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иными нормативными правовыми актами.

Основанием для удовлетворения заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, является установление судом наличия одновременно двух обстоятельств: того, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Из материалов дела усматривается, что Постановлением Администрации Серпуховского района Московской области от 10.05.2017 № 1063 утверждён градостроительный план земельного участка <номер> с кадастровым <номер>, пл. 1600 кв.м., расположенного по <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 6).

05.06.2017 Гальцеву А.И. выдано разрешение на строительство <номер>, которым Гальцеву А.И в соответствии со ст. 51 Градостроительного Кодекса, разрешено строительство объекта капитального строительства - индивидуального жилого дома общей площадью 110,33 кв.м, на земельном участке с кадастровым <номер> (л.д. 7-9).

Гальцев А.И. через портал государственных и муниципальных услуг обратился в Администрацию городского округа Серпухов Московской области с заявлением <номер> о предоставлении Государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».

Решением администрации городского округа Серпухов Московской области от 23.09.2020 № 1.1.21/5583исх Гальцеву А.И. отказано в предоставлении Государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» на том основании, что земельный участок находится в зоне планируемого размещения всех видов транспорта, строительства и ремонта дорог, согласно Схеме территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 г. № 230/8 и испрашивается в аренду на срок более чем 3 года. В разъяснениях указано, что согласно заключению Комитета архитектуры и градостроительства Московской области формируемый земельный участок полностью расположен в зоне строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (размещения) объектов всех видов транспорта федерального и регионального значения: ВСМ Москва-Адлер (л.д. 11-12).

Согласно заключению Комитета архитектуры и градостроительства Московской области об ограничении оборотоспособности, градостроительных ограничениях, о соответствии параметров земельных участков градостроительным документам и градостроительного зонирования, подготовленного на основании сведений, содержащихся в государственных информационных системах на дату подготовки заключения, по Проекту ОМС о предварительном согласовании предоставления в аренду по ст.39.6 ЗК РФ (огородничество, сенокошение, выпас скота) формируемого земельного участка площадью 1000,47 кв.м., расположенного в кадастровом квартале <номер>, планируемая категория земель: земли населенных пунктов, планируемый вид разрешенного использования – ведение огородничества, расположенного по адресу: Российская Федерация, Московская область, г..о.Серпухов, д.Глазово-2, испрашиваемый земельный участок имеет ограничение в связи со строительством, реконструкцией и (или) эксплуатацией (размещением) объектов всех видов транспорта федерального и регионального значения, согласно Постановления Правительства Московской области от 25.03.2016 № 230/8 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области». Также в заключении указано, что формируемый земельный участок в соответствии с Генеральным планом сельского поселения «Липецкое» Серпуховского муниципального района Московской области, утвержденным решением Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области от 10.05.2018 № 5/53 расположен в границах населенного пункта – <адрес>, в территориальной зоне Ж-2 – зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами. В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) сельского поселения Дашковское Серпуховского муниципального района Московской области, утвержденными Решением Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области от 13.12.2018 № 2/6 – вид разрешенного использования земельного участка относится к основному (л.д. 41-50).

В материалы дела представлена справка в отношении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1600 кв.м., расположенного в кадастровом квартале <номер>, расположенного по <адрес>, из которой усматривается, что имеется пересечение земельного участка с <номер> и зоны планируемого размещения ВСМ: Москва-Адлер, процент пересечения – 100 %. Зона – Ж-2 (зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (л.д. 51-52).

Из Сводного заключения Министерства имущественных отношений Московской области по согласованию проектов отрицательных решений № 172-О от 17.09.2020 следует, что по заявлению Гальцева А.И. согласован «Проект ОМС об отказе в предоставлении услуги» (пункта 109) (л.д. 39-40).

Согласно части 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, Федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений согласно пункту 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Согласно ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

В силу статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункту 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для ведения огородничества.

Пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса РФ определен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов; он включает в себя:

1) подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»;

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 19.01.2017 № 13ВР-44 утвержден «Временный порядок направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований Московской области в рамках реализации исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений по предоставлению земельных участков, об установлении или изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, в том числе установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, и переводу земель из одной категории в другую, и признании утратившими силу отдельных правовых актов».

Согласно пункта 1 вышеуказанного Временного порядка, при поступлении от граждан, индивидуальных предпринимателей или юридических лиц заявлений: об утверждении схемы расположения земельного участка, предварительном согласовании предоставления земельного участка, о предоставлении земельного участка, о заключении договора аренды, купли-продажи, безвозмездного пользования земельным участком (далее - Договор), об установлении вида разрешенного использования земельного участка или изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, в том числе установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, о переводе земель, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую на территории муниципального района, городского округа (за исключением земель сельскохозяйственного назначения и случаев перевода земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов), установлении сервитута на земельный участок или часть земельного участка, на территорию, а также обращений, связанных с реализацией органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований Московской области исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений, осуществляемых ими в соответствии с Законом Московской области от 29.11.2016 № 144/2016-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений», уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования Московской области обеспечивает рассмотрение такого обращения с соблюдением сроков и получение документов, указанных в пунктах 1.2-1.4 Временного порядка.

Согласно пункта 2 Временного порядка, подготовленный Проект с приложенными документами подлежит направлению в Министерство имущественных отношений Московской области.

В соответствии с пунктом 4.2.3. Временного порядка, в случае соответствия представленного Проекта Примерной форме, утвержденной постановлением Правительства Московской области, наличия необходимых документов, при условии, что вопрос подлежит рассмотрению на заседании Градостроительного совета Московской области, исходя из вида разрешенного использования земельного участка или его площади при наличии голосов против, а также в случае поступления обращения члена МВК о необходимости рассмотрения вопроса на очном заседании, - включает Проект в повестку очередного заседания МВК для его рассмотрения на очном заседании Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области (МВК), на котором МВК принимает следующие решения: о согласовании Проекта; об отказе в согласовании Проекта с указанием причин отказа; о внесении Проекта на рассмотрение Градостроительного совета Московской области с соответствующим проектом решения.

Административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» утвержден распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 26 декабря 2018 года № 15ВР-1814.

Согласно пункту 5.1 Регламента (в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого решения) органом местного самоуправления, ответственным за предоставление Государственной услуги, является Администрация городского округа или муниципального района Московской области, на территории которого расположен земельный участок.

В соответствии с пунктом 5.6 Регламента в целях предоставления Государственной услуги Администрация взаимодействует с:

5.6.1. Министерством имущественных отношений Московской области в целях получения сводного заключения о наличии/отсутствии оснований для предоставления земельного участка.

5.6.2. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области для получения сведений о земельном и/или расположенном на земельном участке объекте из Единого государственного реестра недвижимости.

5.6.3. Управлением Федеральной налоговой службы для получения сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

5.6.4. Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области по вопросу получения сведений об оборотоспособности земельного участка.

В пункте 13 указанного Административного регламента указан исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении Государственной услуги.

Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

В данной статье в числе прочих приведены следующие основания для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц:

указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6);

указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).

В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.

При наличии утвержденных документов территориального планирования суды обязаны ими руководствоваться при разрешении земельных споров (правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15 ноября 2017 г.), пункт 19).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно пункту 15 статьи 3 приведенного выше Закона, полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

В соответствии с заключением Комитета по архитектуре и градостроительству по Московской области, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне планируемой реконструкции автодороги регионального значения, утвержденной Правительства Московской области от 25.03.2016 № 230/8 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области».

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены положения, определяющие порядок подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утверждения такой схемы решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, а также устанавливающие основания отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

На основании указанных положений схема расположения земельного участка является документом, необходимым для образования земельного участка.

В силу положения пункта 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

В соответствии с пунктом 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пунктом 2 части 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Пунктом 17 статьи 39.16 ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, когда земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.

Согласно Постановление Правительства Московской области от 25.03.2016 № 230/8 (в редакции от 25.12.2019, действующей на дату рассмотрения заявления Гальцева А.И.) «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области», в границах - Серпухов - Глазово – Кузменки планируемого размещения автомобильных дорог регионального значения, номер автомобильной дороги 1313, номер участка -32131301, муниципальное образование - Серпуховский, длина участка 13,92 км., категория - IV, движения - 2; Ширина полосы отвода - 35 м; Ширина зоны планируемого размещения линейного объекта - 100 м; Площадь – 139,2 га.

В силу пункта 7 части 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.

В соответствии со ст. 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования субъекта Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации. Подготовка указанных схем может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования субъекта Российской Федерации. Схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся к, среди прочего, к области автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

В соответствии с частью 5 статьи 10 Градостроительного кодекса в положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов федерального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.

В положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования субъекта Российской Федерации, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов регионального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.

При рассмотрении заявления ГальцеваА.И., Администрацией городского округа Серпухов в соответствии с Административным регламентом было получено заключение Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области об ограничении оборотоспособности, градостроительных ограничениях, о соответствии параметров земельных участков градостроительным документам территориального планирования и градостроительного зонирования по проекту ОМС о предварительном согласовании предоставления в аренду по ст.39.6 ЗК РФ (огородничество, сенокошение, выпас скота), в соответствии с которым земельный участок полностью расположен в зоне строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (размещение) объектов всех видов транспорта федерального и регионального значения: строительством, реконструкцией и (или) эксплуатацией (размещением) объектов всех видов транспорта федерального и регионального значения. Источник информации: Постановление Правительства Московской области от 25.03.2016 № 230/8 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области» (ред. от 23.04.2019).

Решением Администрации городского округа Серпухов Московской области от 23.09.2020 № 1.1.21/5583исх, поскольку испрашиваемый земельный участок полностью расположен в зоне строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (размещение) объектов всех видов транспорта федерального и регионального значения.

В оспариваемом решении содержится разъяснение причин отказа в предоставлении государственной услуги: Согласно заключению Комитета архитектуры и градостроительства Московской области формируемый земельный участок полностью расположен в зоне строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (размещения) объектов всех видов транспорта федерального и регионального значения: ВСМ Москва-Адлер. Установленные ограничения использования земельного участка не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанные в заявлении о предоставлении земельного участка.

Оспариваемое решение согласовано с Министерством имущественных отношений Московской области.

Согласно Закону Московской области от 07 марта 2007 года № 36/2007-ОЗ «О Генеральном плане развития Московской области» схема территориального планирования транспортного обслуживания является составной частью Генерального плана развития Московской области.

В соответствии с ч. 3 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Таким образом, на дату принятия оспариваемого решения имелись ограничения в обороте земельного участка, что являлось основанием к отказу в утверждении схемы расположения земельного участка, представленной административным истцом.

Обстоятельства, в связи с которыми административным ответчиком было принято оспариваемое решение - нахождение земельного участка в зоне планируемых работ по реконструкции и строительству участка автомобильной дороги регионального значения подтверждаются имеющимися в деле документами - Правилами землепользования и застройки территории (части территории) сельского поселения Дашковское Серпуховского муниципального района Московской области, утвержденных решением Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области 13.12.2018 № 2/6, постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 № 230/8 «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области» (в редакции от 25.12.2019, действующей на дату принятия оспариваемого решения), относящимся к числу действующих нормативно правовых актов.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности указаний административного ответчика в оспариваемом решении о том, что испрашиваемый земельный участок полностью расположен в зоне планируемых работ по реконструкции и строительству участка автомобильной дороги регионального значения, и, как следствие, о законности принятого администрацией городского округа Серпухов Московской области в пределах предоставленных полномочий оспариваемого решения об отказе в предоставлении Государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» при наличии к тому объективных оснований.

Администрацией городского округа Серпухов Московской области представлены доказательства того, что оспариваемое решение соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорное правоотношение, принято в пределах полномочий органа местного самоуправления, после получения соответствующих документов из Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, согласовано с Министерством имущественных отношений Московской области, и без нарушения прав и законных интересов административного истца.

При таких данных, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку основания для утверждения подготовленной административным истцом схемы расположения земельного участка, согласования предоставления земельного участка в рассматриваемом случае отсутствуют.

При этом, права административного истца в связи с оспариваемым отказом нельзя полагать нарушенными, он не лишен прав в отношении принадлежащего ему земельного участка.

При таких обстоятельствах совокупность условий, необходимых для признания решения административного ответчика незаконным, отсутствует и оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Гальцева Алексея Ивановича о признании незаконным решения Администрации городского округа Серпухов Московской области от 23.09.2020 № 1.1.21/5583исх об отказе в предоставлении Государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» в отношении земельного участка для ведения огородничества площадью 1000 кв.м., расположенного в кадастровом квартале <номер>, категория земель – земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Российская Федерация, Московская область, городской округ Серпухов, д.Глазово-2; обязании повторно рассмотреть заявление Гальцева Алексея Ивановича № Р001-3573667118-38161274 о предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве аренды без проведения торгов, а также при наличии возможного обременения, на срок менее чем 3 года, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: И.С. Фетисова

Мотивированное решение составлено 26 марта 2021 года

2а-887/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гальцев Алексей Иванович
Ответчики
Администрация городского округа Серпухов Московской области
Министерство имущественных отношений Московской области
Другие
Комитет архитектуры и градостроительства Московской области
Суд
Серпуховский городской суд Московской области
Судья
Фетисова Ирина Сергеевна
Дело на странице суда
serpuhov.mo.sudrf.ru
11.01.2021Регистрация административного искового заявления
11.01.2021Передача материалов судье
14.01.2021Решение вопроса о принятии к производству
10.02.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.03.2021Подготовка дела (собеседование)
02.03.2021Рассмотрение дела начато с начала
02.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.03.2021Судебное заседание
26.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее