Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
« 24 » февраля 2015 года г.Нефтегорск.
Судья Нефтегорского районного суда Самарской области Лопутнев В.В., при секретаре Романовой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Долгих Л.В. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Нефтегорском районе Самарской области о включении периодов работы в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях,
У С Т А Н О В И Л:
Истица обратилась с данным иском указав, что УПФ ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии как медицинскому работнику ввиду отсутствия на момент обращения специального стажа. Из льготного стажа исключены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> Нефтегорской санэпидстанции, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> ООО «Н», т.к. Списком должностей данная должность не предусмотрена. Считает отказ незаконным, т.к. работала в структурных подразделениях дезинфекционного отдела санэпидстанции, наименование которой неоднократно менялось в связи с реорганизациями, по роду своей деятельности выполняла обязанности медицинского дезинфектора. Работая <данные изъяты>, проводила мероприятия по дезинфекции, дератизации, дезинсекции в детских учреждениях, предприятиях торговли, на промышленных и иных объектах по заявкам. В работе применяла вещества, в т.ч. 1 класса опасности, выплачивалась надбавка за вредные условия труда. Медицинский дезинфектор имеет право на досрочное назначение пенсии в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года и по Списку № 2 (2260000в-1754б). Просила включить указанные периоды в специальный стаж, обязать УПФ начислить пенсию с даты обращения (ДД.ММ.ГГГГ года) и взыскать судебные расходы.
В судебном заседании истица свои требования поддержала. Пояснила, что претендует на назначение пенсии как медработнику. Каких-либо иных доказательств в подтверждение работы с вредными и опасными веществами не имеет.
Представитель ответчика исковые требования не признал по основаниям, изложенным в решении комиссии. Также указал на то, что ООО «Н» не является медицинской организацией и работа в ней осуществлялась не на полную ставку.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из записей в трудовой книжке Долгих Л.В. работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Нефтегорской санэпидстанции, переименовывавшейся в Нефтегорский районный центр госсанэпиднадзора (ГУ «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Нефтегорском районе») <данные изъяты> проф.дез.отдела; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Н» и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в ООО «Н» дезинфектором (л.д. 12-14).
Решением комиссии УПФ от 13.11.2014 года Долгих Л.В. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании ст.27 ч.1 п.20 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», т.к. на момент обращения (25.09.2014 года) у нее отсутствует специальный стаж как медицинского работника. При этом квалифицированы общими условиями указанные периоды работы, т.к. Списком должностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, данная должность не предусмотрена, должность «медицинский дезинфектор» и «отдел профилактической дезинфекции» в Нефтегорском ЦГСЭН не предусмотрены, должностные инструкции не представлены; период работы в ООО «Надежда» не подтвержден сведениями индивидуального персонифицированного учета (л.д. 8-10).
На основании ст.27 ч.1 п.20 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений (с учетом Постановления КС РФ № 2-П от 29.01.2004 года и Постановления КС РФ № 11-П от 3.06.2004 года), трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу ст.19 данного закона трудовая пенсия назначается со дня обращения в Пенсионный фонд с заявлением о ее назначении, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.
Подтверждение страхового стажа (в т.ч. стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии), с учетом п.8 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1015 от 2.10.2014 года, возможно на основании документов, определенных Постановлением Правительства РФ № 555 от 24.07.2002 года, а также приказом Минздравсоцразвития РФ № 258н от 31.03.2011 года. В случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для подтверждения периодов работы принимаются справки, приказы, расчетные книжки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (в т.ч. архивными), выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированные на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (п.3 ст.13 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ»).
В соответствии с Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совмина СССР № 1397 от 17.12.1959 года, в него входили санитарно-эпидемиологические учреждения (наименование) и дезинфекционные инструкторы (должности). В силу п.5 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет, утвержденного данным Постановлением, если часть работы врачей и других работников здравоохранения протекала в сельской местности и поселках городского типа, а часть в городах, то пенсия может быть назначена при стаже работы не менее 30 лет, при этом месяц работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считается за 1,2 месяца.
Согласно постановлению Совета Министров РСФСР № 464 от 6.09.1991 года «Об утверждении Списка профессий должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» право на пенсию за выслугу лет имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. При этом 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался за один 1 и 3 месяца.
В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 года в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1.11.1999 года засчитывались в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 6.09.1991 года.
При этом согласно п.1 Правил, утвержденных данным Постановлением, в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком должностей, утвержденных этим Постановлением.
Номенклатура должностей медицинского персонала и специалистов в учреждениях здравоохранения, утвержденных приказом Минздрава РФ № 377 от 15.10.1999 года, предусматривала должность среднего медперсонала – «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>».
Аналогичные должности были предусмотрены и Списком, утвержденным Постановлением № 1066 при том, что в перечень наименований учреждений входил и районный центр санитарно-эпидемиологического надзора.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, также предусмотрены должности среднего медперсонала: медицинский дезинфектор, инструктор-дезинфектор и учреждения: центр санитарно-эпидемиологического надзора независимо от территориальной и ведомственной принадлежности.
Согласно п.4 Правил, утвержденных указанным Постановлением, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1.11.1999 года засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
Согласно п.5 Правил, утвержденных данным Постановлением, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке как 1 год работы за 1 год и 3 месяца (п/п.«а»).
Согласно архивной справке администрации м.р.Нефтегорский Долгих Л.В. приказом от ДД.ММ.ГГГГ была принята на должность <данные изъяты> в хозрасчетный отдел (СЭС) и уволена ДД.ММ.ГГГГ с должности <данные изъяты> отдела профилактической дезинфекции в связи с ликвидацией отдела (ЦГСЭН).
Актом документальной проверки УПФ от ДД.ММ.ГГГГ периода работы Долгих Л.В. с ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в расчетно-платежных ведомостях она значится <данные изъяты>, уволена как <данные изъяты>. При этом находилась в отпуске по уходу за ребенком: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года; в отпуске без сохранения зарплаты: ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года. ЦГСЭН является правопреемником Нефтегорской СЭС.
Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обозначен как засчитываемый в выслугу лет (с ДД.ММ.ГГГГ для досрочного назначения пенсии), в т.ч. с ДД.ММ.ГГГГ с отметкой о занятости по ставке 1,0.
Анализируя исследованные по делу доказательства, суд считает возможным включить в специальный стаж период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, т.к. занимаемая ей должность с учетом Постановления Минтруда РФ № 50 от 9.07.2003 года об установлении тождества наименования должностей «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>» и наименование учреждения поименованы в соответствующих Списках. Установленная выработка нормы рабочего времени с 1.11.1999 года соблюдалась. При этом ввиду того, что Указом Президиума ВС РСФСР от 9.10.1989 года рабочий <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ был отнесен к категории городов районного подчинения, период работы до этого времени подлежит учету как работа в сельской местности.
Поскольку установлено, что истица в ДД.ММ.ГГГГ годах находилась в отпусках по уходу за ребенком, которые в соответствии со ст.167 КЗоТ РСФСР (в редакции действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ года) включались в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, то данные периоды подлежат включению в специальный стаж в исчислении как за работу в сельской местности.
Вместе с тем на основании п.4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года, не могут быть учтены периоды ее нахождения в отпусках без сохранения зарплаты.
Также суд не находит оснований для включения в специальный стаж по п.20 ч.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», на чем истица основывала свое обращение в УПФ, периодов ее работы в ООО «Н» и ООО «Н». Какая-либо уточняющая справка из ООО «Н» в материалах пенсионного дела отсутствует и в материалы гражданского дела не представлена, индивидуальными сведениями не подтверждается льготный характер работы. Выданной ООО «Н» уточняющей справкой и индивидуальными сведениями также не подтверждается льготный характер работы и ее отнесение к лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Согласно Уставу ООО «Н» основной целью деятельности общества является торгово-хозяйственная и иная, направленная на получение прибыли, а к предмету ее деятельности отнесены торгово-закупочные, посреднические операции, оказание бытовых и транспортных услуг населению, производственная деятельность (дератизация, дезинфекция, дезинсекция). Из представленной истицей должностной инструкции <данные изъяты> следует, что в ее обязанности входит соблюдение техники безопасности при работе с ядами, отравленной приманкой и дезинфицирующими средствами; контроль за населенностью грызунами и насекомыми обрабатываемых объектов, эффективностью обработки объектов, особенно детских и пищевых. Исходя из этого нет оснований считать работу истицы в этой должности в данной организации связанной с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Ссылка в исковом заявлении на возможность применения Списка № 2, в частности поз.2260000в-1754б, не может быть принята во внимание, поскольку Законом о трудовых пенсиях и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года, не предусмотрено суммирование периодов трудовой деятельности в тяжелых либо вредных условиях труда с медицинской деятельностью (п.п.1, 2 ч.1 ст.27 и п.20 ч.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ»). При этом суд отмечает, что указанная позиция Списком № 2 не предусмотрена, а наименование должности «дезинфектор» в нем вообще отсутствует. Шифр 1754б касается работников, непосредственно обслуживающих больных, а 22660000в психиатрических (психоневрологических) ЛПУ и отделений домов ребенка. Кроме того работодателем не подтверждено отнесение данной должности и выполняемых им работ к вредным условиям труда. То обстоятельство, что данная должность дает право на дополнительный отпуск в соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС № 298/П-22 от 25.10.1974 года, не свидетельствует о возможности применения Списка № 2, в связи с чем указание в исковом заявлении на возможность отнесения работы в этой должности к вредным и опасным условиям труда судом отвергается.
С учетом указанных обстоятельств стаж работы истицы, связанный с медицинской деятельностью, как протекавший в смешанной местности, в т.ч. при исчислении периода работы до ДД.ММ.ГГГГ как для сельской местности, будет составлять менее 30 лет на момент обращения в УПФ, что недостаточно для назначения досрочной трудовой пенсии с даты обращения.
На основании ст.98 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию произведенные истицей судебные расходы, документально подтвержденные соответствующими квитанциями, которые суд с учетом частичного удовлетворения иска считает возможным определить в 100 рублей в счет возврата госпошлины и 1000 рублей в счет возмещения расходов по оплате услуг адвоката за составление искового заявления.
Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Долгих Л.В. удовлетворить частично.
Включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии как медицинского работника, периоды работы Долгих Л.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> Нефтегорской санэпидстанции (Нефтегорский районный центр госсанэпиднадзора) из расчета 1 год работы за 1 год 3 месяца трудового стажа (за исключением времени нахождения в отпуске без сохранения зарплаты: ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> Нефтегорского районного центра госсанэпиднадзора (ГУ «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Нефтегорском районе») из расчета 1 год работы за 1 год трудового стажа.
Требования Долгих Л.В. о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии как медицинскому работнику периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в ООО «Н» (ООО «Н») и начислении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ (с момента ее обращения в Пенсионный фонд) оставить без удовлетворения.
Взыскать с ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в муниципальном районе Нефтегорский Самарской области в пользу Долгих Л.В. 100 рублей в счет возврата госпошлины, 1000 рублей в счет возмещения расходов по оплате услуг адвоката за составление искового заявления. Всего 1100 (одну тысячу сто) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нефтегорский районный суд.
Судья В.В.Лопутнев