Решение от 11.03.2024 по делу № 2-109/2024 (2-1732/2023;) от 18.12.2023

51RS0020-01-2023-001494-87

Мотивированное решение изготовлено 15.03.2024 Дело № 2-109/2024

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

11 марта 2024 года город Полярный

Полярный районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Козловой Ю.А.,

при секретаре Ерохиной Ю.В.,

с участием помощника прокурора Кольского района Мурманской области ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кольского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городской округ закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения,

установил:

прокурор Кольского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования городской округ закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области (далее - администрация ЗАТО Александровск Мурманской области) о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения.

В обоснование иска указано, что в результате проверки соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения прокуратурой Кольского района Мурманской области выявлены нарушения, выразившиеся в необорудовании остановки общественного транспорта, расположенной в районе площади «Двух капитанов» по улице Лунина в городе Полярном Мурманской области по ходу движения от города Полярного Мурманской области заездного «кармана».

Полагает, что выявленные нарушения в виде отсутствия обязательных элементов в составе остановочного пункта создают реальную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан либо имущественного ущерба, чем могут быть нарушены как права и законные интересы граждан, так и интересы общества и государства.

Прокурор Кольского района Мурманской области просит обязать администрацию ЗАТО Александровск Мурманской области выполнить работы по устройству заездного «кармана» автопавильона, расположенного на участке автодороги в районе площади «Двух капитанов» по улице Лунина в городе Полярном Мурманской области по ходу движения от города Полярного Мурманской области, в срок, не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Определениями Полярного районного суда Мурманской области от 17 января 2024 года и 06 февраля 2024 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по ЗАТО Александровск Мурманской области (далее – ОГИБДД ОМВД России по ЗАТО Александровск) и муниципальное казенное учреждение «Отдел капитального строительства ЗАТО Александровск» (далее – МКУ «ОКС ЗАТО Александровск»).

Представитель истца прокурора Кольского района Мурманской области – помощник прокурора Кольского района Мурманской области ФИО2 в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.

Ответчик администрация ЗАТО Александровск Мурманской области, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении судебного заседания либо о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя не просил, возражения по существу заявленных требований не представил.

Третье лицо МКУ «ОКС ЗАТО Александровск», извещенное надлежащим образом, в судебное заседание не явилось, о причинах неявки суд не уведомило, об отложении судебного заседания либо о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя не просило, отзыв по существу заявленных требований не представило.

Третье лицо ОГИБДД ОМВД России по ЗАТО Александровск, извещенное надлежащим образом, в судебное заседание не явилось, о причинах неявки суд не уведомило, об отложении судебного заседания либо о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя не просило, представило письменный отзыв, приобщенный к материалам дела, в котором полагало заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Учитывая, что истец не менял предмет или основания иска, размер ранее заявленных исковых требований не увеличил, в соответствии со статьей 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с согласия истца, судом определено о рассмотрении дела в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяет Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», задачами которого являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Статья 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» одними из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения определяет приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, а также соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

На основании статьи 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется помимо прочего посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения; материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 12 названного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

К элементам обустройства автомобильных дорог пункт 5 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» относит, в том числе, остановочные пункты.

В соответствии с частью 1 статьи 13 названного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся помимо прочего разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

На основании части 1 статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что к вопросам местного значения муниципального округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Судом установлено, что автомобильная дорога на улице Лунина в городе Полярном Мурманской области постановлением администрации ЗАТО Александровск Мурманской области от 20 апреля 2023 года №... отнесена к Перечню автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области.

Согласно Проекту организации дорожного движения по улично-дорожной сети муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области в районе площади «Двух капитанов» по улице Лунина в городе Полярном Мурманской области по ходу движения от города Полярного Мурманской области расположена остановка общественного транспорта.

27 июня 2023 года прокуратурой Кольского района Мурманской области проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены нарушения в части необорудования указанной остановки общественного транспорта заездным «карманом».

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» проектирование, строительство и реконструкция дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие построенных и реконструированных дорог требованиям технических регламентов и других нормативных документов устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года №...-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», распространяющийся на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения.

На основании пункта 5.3.1 названного Национального стандарта остановочные пункты общественного пассажирского транспорта для организации ожидания, высадки и посадки пассажиров маршрутных транспортных средств оборудуются на дорогах с регулярным движением маршрутных транспортных средств в местах промежуточных остановок на маршруте следования.

В силу пункта 5.3.3.1 Национального стандарта остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка; посадочная площадка; заездной «карман»; боковая разделительная полоса; тротуары и пешеходные дорожки; автопавильон; пешеходный переход; скамья; урна для мусора; технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м).

При прохождении дорог по территории населенных пунктов остановочные пункты размещают с обеспечением следующих требований: на дорогах скоростного и улицах непрерывного движения - вне габаритов проезжей части в непосредственной близости от внеуличных пешеходных переходов, на боковых проездах (в случае их наличия); на магистральных дорогах и улицах общегородского значения с регулируемым движением и районных при уровне загрузки не более 0,6 - в габаритах проезжей части; на магистральных дорогах и улицах с проезжей частью в одну-две полосы движения в одном направлении при уровне загрузки более 0,6 - в заездных «карманах» (пункт 5.3.3.2 Национального стандарта).

Пунктом 5.3.3.8 Национального стандарта предусмотрено, что посадочную площадку устраивают на границе остановочной площадки. Длина посадочной площадки должна быть равна длине остановочной площадки, а ее ширина должна быть не менее 2 м. В населенных пунктах в стесненных условиях ширина посадочной площадки может быть уменьшена до 1,5 м.

Технические требования к автобусным остановкам регламентированы стандартом отрасли ОСТ 218.1.002.2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования», утвержденном распоряжением Минтранса России от 23 мая 2003 года № ИС-460-р.

Согласно пунктам 3.6.1, 3.6.2 названного Стандарта отрасли заездной карман для автобусов устраивают при размещении остановки в зоне пересечения или примыкания автомобильных дорог, когда переходно-скоростная полоса одновременно используется как автобусами, так и транспортными средствами, въезжающими на дорогу с автобусным сообщением.

Заездной карман состоит из остановочной площадки и участков въезда и выезда на площадку. Размеры остановочной площадки принимают в соответствии с требованиями пункта 3.2, а длину участков въезда и выезда принимают равной 15 м.

Дорожную одежду на заездных карманах следует предусматривать равнопрочной с дорожной одеждой основных полос движения (пункт 3.6.3 Стандарта отрасли).

Анализируя приведенные правовые нормы в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, принимая во внимание, что администрацией ЗАТО Александровск Мурманской области, к вопросам местного значения которой отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, допущены нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором Кольского района Мурманской области требований.

Отсутствие заездного «кармана», относящегося к одному из обязательных элементов в составе остановочного пункта, расположенного на участке автодороги в районе площади «Двух капитанов» по улице Лунина в городе Полярном Мурманской области по ходу движения от города Полярного Мурманской области, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства о безопасности дорожного движения, что создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, либо причинения имущественного ущерба, чем могут быть нарушены как права и законные интересы граждан, так и интересы общества и государства.

В нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком в материалы дела не представлено доказательств исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения.

При этом в соответствии с актом комиссионного обследования остановочного пункта, расположенного на участке автодороги в районе площади «Двух капитанов» по улице Лунина в городе Полярном Мурманской области по ходу движения от города Полярного Мурманской области, проведенного 14 февраля 2024 года на основании определения Полярного районного суда Мурманской области от 06 февраля 2024 года, с участием представителей администрации ЗАТО Александровск Мурманской области, МКУ «ОКС ЗАТО Александровск», ОГИБДД ОМВД России по ЗАТО Александровск и прокуратуры Кольского района Мурманской области, техническая возможность установки заездного «кармана» в составе остановочного пункта имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно статье 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд находит заявленные прокурором Кольского района Мурманской области сроки для устранения нарушений законодательства о безопасности дорожного движения достаточными для их реального исполнения.

Объективных доказательств, свидетельствующих о невозможности в указанный срок устранить выявленные нарушения законодательства, направленного на обеспечение безопасности дорожного движения, в материалы дела не представлено.

При этом отсутствие финансирования не может служить основанием для неисполнения обязательных требований законодательства о безопасности дорожного движения.

Согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 233 – 235, 237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░5112032360, ░░░░ 1105105000010) ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░          ░.░. ░░░░░░░

2-109/2024 (2-1732/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Кольского района Мурманской области
Ответчики
Администрация муниципального образования ЗАТО Александровск
Другие
ОГИБДД ОМВД России по ЗАТО Александровск
МКУ "Отдел капитального строительства ЗАТО Александровск"
Суд
Полярный районный суд Мурманской области
Судья
Козлова Юлия Анатольевна
Дело на сайте суда
pol.mrm.sudrf.ru
18.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.12.2023Передача материалов судье
18.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.01.2024Судебное заседание
06.02.2024Судебное заседание
11.03.2024Судебное заседание
15.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее