04RS0018-01-2021-005894-67
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
об административном правонарушении
11 октября 2021 г. г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Рабдановой Г.Г., при секретаре Ботогоевой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя Куприянова И. В., ОГРНИП 305032336200012, ИНН 032602808912, зарегистрированного и проживающего <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, в период времени ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ при проведении осмотра магазина <данные изъяты>» по адресу: <адрес>, <адрес>», бутик №, деятельность в котором осуществляет ИП Куприянов И.В. (ОГРНИП: 305032336200012, ИНН: 032602808912) установлено, что индивидуальный предприниматель, обязанный соблюдать требования санитарного законодательства, в результате ненадлежащего исполнения возложенных на него законом обязанностей в нарушение ст.ст. 11, 29,39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 г. №52-ФЗ допустил нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, в невыполнении противоэпидемических мероприятий, совершенные при возникновении угрозы распространения новой коронавирусной инфекции COVID-2019, представляющего опасность для окружающих:
1) В магазине с постоянным нахождением людей отсутствуют устройства по обеззараживанию воздуха, в т.ч. электрофильтры, аэрозоли дезинфицирующих средств, что является нарушением и. 4.4. санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 № 15 (далее - СП 3.1.3597-20), предписывающих, что противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, к которым в том числе относится обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями использования оборудования по обеззараживанию воздуха, и. 2.8 Методических рекомендаций МР 3.1/2.3.5.0191-20 «Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (covid-19) в предприятиях торговли», утв. Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом РФ А.Ю. Поповой 1 июня 2020г. (далее - МР 3.1/2.3.5.0191-20), предписывающего применение в помещениях с постоянным нахождением работников устройств для обеззараживания воздуха.
2) Не обеспечен запас средств индивидуальной защиты (перчатки), фактически на момент обследования в наличии 2 пары перчаток для двух продавцов одноразового пользования, что является нарушением п. 4.4. СП 3.1.3597-20 - Мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток); и. 2.7. МР 3.1/2.3.5.0191-20 предписывающего обеспечение не менее пятидневного запаса моющих и дезинфицирующих средств, средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы), перчаток.
3) Не организовано выявление лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу, термометрия сотрудников проводится 1 раз в день, не проводится опрос о состоянии здоровья персонала, что является нарушением п. 4.4. СП 3.1.3597-20, и. 1.3. МР 3.1/2.3.5.0191-20, предусматривающих, что мероприятиями, направленными на разрыв механизма передачи инфекции, являются организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу; В рамках профилактических мер по предотвращению заноса инфекции на предприятиях торговли должна проводиться организация ежедневного перед началом рабочей смены "входного фильтра" с проведением контроля температуры тела работника и обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и/или с признаками респираторного заболевания; уточнением состояния здоровья работника и лиц, проживающих вместе с ним, информации о возможных контактах с больными лицами или лицами, вернувшимися из другой страны или субъекта Российской Федерации (опрос, анкетирование и др.). Организация осмотров работников на признаки инфекционных заболеваний с термометрией. Проведение термометрии не менее 2-х раз в день (утром и вечером).
4) Для посетителей и персонала в качестве антисептика для обработки рук применяется жидкость в дозаторах прозрачного цвета, идентифицировать которую не представляется возможным (информация о наименовании средства, его эффективности при вирусных инфекциях, инструкция по применению используемого средства отсутствуют), свидетельство о государственной регистрации отсутствует, таким образом, эффективность данного средства при вирусных инфекциях не доказана, что является нарушением п. 4.4 СП 3.1.3597-20, регламентирующего, что мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются: соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток); п. 1.1. постановление № 7 от 11.04.2020, регламентирующего, что руководителям организаций, учреждений и объектов независимо от организационно-правовой формы собственности: обеспечить при входе работников в организацию (предприятие), а также в местах общего пользования возможность обработки рук кожными антисептиками, предназначенными для этих целей, или дезинфицирующими салфетками с установлением контроля за соблюдением этой гигиенической процедуры.
Своими действиями индивидуальный предприниматель Купрриянов И.В. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия по доверенности Урбаева А.Л. доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, поддержала.
Куприянов И.В. с доводами протокола об административном правонарушении не согласился. Суду пояснил, что нормы санитарного законодательства в части обеспечения устройствами для обеззараживания воздуха, применения дезинфицирующих средств носят рекомендательный характер. Также пояснил, что в протоколе осмотра помещений указано на наличие видеозаписи, однако в материалы дела она не представлена. В протоколе осмотра помещений должностное лицо указывает на наличие антисептика, хотя в протоколе по делу об административном правонарушении ссылается на отсутствие. Просил прекратить производство по делу.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду реализуется, в том числе, путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
Согласно ст. 29 ФЗ Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В ч. 2 и ч. 3 ст. 31 ФЗ № 52-ФЗ указано, что ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения. Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 1.1 СП 3.1.3597-20, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 N 15 указанные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 4.4 СП 3.1.3597-20 следует, что перечисленные в нем мероприятия, в том числе организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации; организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу, направлены на "разрыв" механизма передачи инфекции.
Из материалов дела следует, что основанием составления протокола об административном правонарушении в отношении ИП Куприянова И.В. явилось выявленное специалистом-экспертом отдела надзора по гигиене питания, гигиене детей и подростков Управления Роспотребнадзора по РБ по результатам осмотра нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Указанным должностным лицом административного органа установлено, что при осуществлении деятельности индивидуальным предпринимателем Куприяновым И.В. в магазине «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, <адрес>», бутик №, не организованы должным образом мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно в магазине с постоянным нахождением людей отсутствуют устройства по обеззараживанию воздуха, в т.ч. электрофильтры, аэрозоли дезинфицирующих средств, не обеспечен запас средств индивидуальной защиты (перчатки), не организовано выявление лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу, для посетителей и персонала в качестве антисептика для обработки рук применяется жидкость в дозаторах прозрачного цвета, идентифицировать которую не представляется возможным.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона. (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ)
Одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренной главой 27 КоАП РФ, направленной на пресечение административного правонарушения, является осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов. Порядок применения указанной обеспечительной меры определен в ст. 27.8 КоАП РФ.
На основании ч. 2 ст. 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии понятых либо с применением видеозаписи.
Таким образом, часть 2 статьи 27.8 КоАП РФ предоставляет право выбора провести видеозапись осмотра либо привлечь к участию понятых.
Согласно материалам дела об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ проведен осмотр помещений магазина <данные изъяты>» по адресу: <адрес>. Данное обстоятельство подтверждается протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений от ДД.ММ.ГГГГ В протоколе указано на применение при осмотре фото/видео, произведенных на Iphone XR, однако видеозапись в материалах дела отсутствует.
Из пояснений представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия по доверенности Урбаевой А.Л. следует, что видеозапись была утрачена по техническим причинам.
Кроме того установлено, что оригинал протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей, и документов отличается от его копии, врученной продавцу Ревякиной Л.А.
Учитывая указанное, а также отсутствие понятых либо видеозаписи при проведении осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, суд признает такой осмотр незаконным, проведенным с нарушением требований части 2 статьи 27.8 КоАП РФ.
При этом, протокол об административном правонарушении не свидетельствует о наличии в действиях ИП Куприянова И.В. признаков состава инкриминируемого ему административного правонарушения, поскольку в представленных материалах отсутствуют какие-либо иные объективные доказательства, подтверждающие доводы должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении.
Таким образом, доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КОАП РФ, подтверждающих виновность ИП Куприянова И.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ материалы дела не содержат.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.7, 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя Куприянова И. В., ОГРНИП 305032336200012, ИНН 032602808912, зарегистрированного и проживающего <адрес>, прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней с момента вручения копии постановления.
Судья Г.Г. Рабданова