Решение по делу № 11-12/2022 от 22.02.2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 марта 2022 г. Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Лябах И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоменко О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ахтубинске в помещении Ахтубинского районного суда Астраханской области частную жалобу Общества с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Центр Денежной Помощи-Дон» на определение мирового судьи судебного участка № 1 Ахтубинского района Астраханской области Зелениной А.А. от 20 сентября 2021 г. об изменении способа и порядка судебного решения по гражданскому делу № 2-2519/2020 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Центр Денежной Помощи-Дон» к Сургучевой Т.А. о взыскании задолженности по договору займа,

УСТАНОВИЛ:

заочным решением мирового судьи судебного участка № 1 Ахтубинского района Астраханской области от 17 августа 2020 г. по гражданскому делу № 2-2519/2020 удовлетворены исковые требования Общества с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Центр Денежной Помощи-Дон» (далее- ООО МКК «Центр Денежной Помощи-Дон»), постановлено: взыскать с Сургучевой Т.А. в пользу ООО МКК «Центр Денежной Помощи-Дон» задолженность по договору займа от ДД.ММ.ГГГГ в размере 40066 рублей 00 копеек, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 1401 рубль 98 копеек, судебные расходы за оказание юридической помощи в размере 1500 рублей 00 копеек, всего в размере 42967 рублей 98 копеек.

Сургучева Т.А. обратилась в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения судебного постановления путем снижения размера ежемесячных удержаний из страховой пенсии до 10%.

В обоснование заявленных требований Сургучева Т.А. указала, что Ахтубинским РОСП УФССП России по Астраханской области возбуждено исполнительное производство по взысканию с нее в пользу ООО МКК «Центр Денежной Помощи-Дон» задолженности по договору займа от ДД.ММ.ГГГГ в размере 40066 рублей 00 копеек, судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 1401 рубль 98 копеек, судебных расходов за оказание юридической помощи в размере 1500 рублей 00 копеек, в рамках которого обращено взыскание на пенсию и постановлено производить удержания ежемесячно в размере 50%.

Кроме того, в отношении нее также возбуждены иные исполнительные производства по взысканию денежных сумм. В настоящее время из ее пенсии производятся удержания, после чего оставшихся денежных средств в размере 5740 рублей 29 копеек ей недостаточно для проживания и питания, уплаты коммунальных платежей, приобретения лекарственных препаратов в силу заболевания, в связи с чем, просила суд изменить порядок и способ исполнения судебного постановления о взыскании с нее долга в пользу ООО МКК «Центр Денежной Помощи-Дон путем снижения размера ежемесячных удержаний из пенсии до 10%.

Определением мирового судьи судебного участка № 1 Ахтубинского района Астраханской области от 20 сентября 2021 г. по материалу № 13-144/2021 удовлетворено заявление Сургучевой Т.А. об изменении способа и порядка исполнения судебного постановления по указанному выше гражданскому делу № 2-2519/2020, постановлено: снизить размер ежемесячных удержаний по исполнительному листу ФС , выданному мировым судьей для исполнения заочного решения суда, с 50% до 15% от размера пенсии по старости должника, начиная с даты вступления определения в законную силу.

ООО МКК «Центр Денежной Помощи-Дон», не согласившись с определением мирового судьи от 20 сентября 2021 г., подало на него частную жалобу, в которой оспаривает законность и обоснованность принятого судебного постановления, просит его отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований.

В соответствие с требованиями части 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации данная частная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без извещения лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы и, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Российская Федерация как правовое государство обязана обеспечивать эффективную систему гарантирования защиты прав и свобод человека и гражданина посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 марта 1998 г. № 9-П, от 10 февраля 2006 г. № 1-П и др.).

Учитывая приведенные конституционные положения, суды обязаны обеспечить надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина путем своевременного и правильного рассмотрения дел.

Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (часть 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел (часть 2 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Вступившие в законную силу судебные постановления, как установлено частью 1 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Ввиду возможности отказа от добровольного исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений, законодателем были предусмотрены условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, которые установлены Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее также - Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ).

Одним из принципов исполнительного производства является принцип неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (пункт 4 статьи 4 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 68 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ к мерам принудительного исполнения относится в числе прочих обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.

Размер удержаний из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления установлены статьей 99 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ.

Частью 2 названой статьи определено, что при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное частью 2 статьи 99 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ, не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов (часть 3 статьи 99 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ).

Возможность осуществления в рамках исполнительного производства удержаний из страховой пенсии на основании исполнительных документов также предусмотрена Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно части 3 статьи 29 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в случае, если пенсия является для должника-гражданина единственным источником существования, необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и должника-гражданина требует защиты прав последнего путем сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни. По смыслу части 2 статьи 99 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» во взаимосвязи с его статьей 4, конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2007 г. № 10-П, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2009 г.№ 1325-О-О, от 15 июля 2010 г. № 1064-О-О, от 22 марта 2011 г. № 350-О-О, от 17 января 2012 г. № 114-О-О, от 19 июля 2016 г. № 1713-О и др.).

С целью обеспечения соблюдения равенства прав должника и взыскателя и надлежащего исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений с учетом конкретных фактических обстоятельств Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность отсрочки или рассрочки исполнения судебных постановлений, изменения способа и порядка их исполнения, индексации присужденных сумм.

В соответствии со статьей 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 указанного кодекса.

Согласно части 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 37 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ, предусматривающей, что взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Сургучева Т.А. является получателем страховой пенсии <данные изъяты> в размере 11480 рублей 59 копеек, а также ежемесячной фиксированной выплаты к указанной страховой пенсии на основании статей 16,17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Заочным решением мирового судьи судебного участка № 1 Ахтубинского района Астраханской области от 17 августа 2020 г. по гражданскому делу № 2-2519/2020 удовлетворены исковые требования ООО МКК «Центр Денежной Помощи-Дон», постановлено взыскать с Сургучевой Т.А. в пользу ООО МКК «Центр Денежной Помощи-Дон» задолженность по договору займа от ДД.ММ.ГГГГ в размере 40066 рублей 00 копеек, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 1401 рубль 98 копеек, судебные расходы за оказание юридической помощи в размере 1500 рублей 00 копеек, всего в размере 42967 рублей 98 копеек.

На основании вступившего в законную силу заочного решения мирового судьи судебного участка № 1 Ахтубинского района Астраханской области от 17 августа 2020 г. по гражданскому делу № 2-2519/2020 в отношении Сургучевой Т.А., как должника, выдан исполнительный лист ВС .

Указанный исполнительный лист предъявлен взыскателем ООО МКК «Центр Денежной Помощи-Дон» в соответствие со статьей 29 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в организацию, выплачивающую должнику пенсию, то есть в Государственное учреждение- Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области.

Кроме того, как следует из справки формы № 2, выданной Государственным учреждением- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ахтубинском районе Астраханской области (межрайонное), на исполнении в пенсионном органе также находятся судебный приказ № о взыскании с Сургучевой Т.А. денежных средств 89470 рублей 75 копеек, предъявленный взыскателем непосредственно в Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ахтубинском районе Астраханской области (межрайонное), и постановление судебного пристава- исполнителя об обращении взыскания на заработную плату должника, вынесенное в рамках возбужденного на основании исполнительного листа ФС исполнительного производства в отношении должника Сургучевой Т.А., предметом исполнения которого является взыскание задолженности в размере 156663 рублей 51 копеек.

Пенсионным органом, а также судебным приставом- исполнителем в рамках исполнительного производства удержания установлены в размере 50% на заработную плату и иные доходы должника (страховую пенсию) по каждому исполнительному документу (исполнительный лист ФС , судебный приказ , исполнительный лист ВС ).

Разрешая вопрос по заявлению Сургучевой Т.А. об изменении способа и порядка исполнения судебного постановления путем снижения размера удержаний из ее пенсии до 10% и удовлетворяя это заявление до снижения размера удержаний по исполнительному листу с 50% до 15%, мировой судья сослался на положения статьи 99 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в Определении от 15 июня 2010 г. № 1064-О-О, от 17 ноября 2009 г. № 1439-О-О, от 13 октября 2009 г. № 1325-О-О, указывая, что страховая пенсия по старости для Сургучевой Т.А. является единственным источником средств к существованию, она несет расходы на оплату жилья, коммунальных услуг, а оставшаяся после удержаний сумма страховой пенсии существенно ниже величины прожиточного минимума.

Между тем, вопрос об изменении способа и порядка исполнения решения суда разрешается судом не произвольно, а с учетом необходимости обеспечения баланса прав и законных интересов взыскателей и должников, соблюдения гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, требований справедливости и соразмерности.

Судом первой инстанции при рассмотрении заявления Сургучевой Т.А. об изменении способа и порядка исполнения судебных постановлений указанные требования закона не учтены.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ денежные средства, взысканные с должника в процессе исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, в том числе путем реализации имущества должника, подлежат перечислению на депозитный счет подразделения судебных приставов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Перечисление (выдача) указанных денежных средств осуществляется в порядке очередности, установленной частями 3 и 4 данной статьи, в течение пяти операционных дней со дня поступления денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов.

В случае, когда взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения в полном объеме требований, содержащихся в исполнительных документах, указанная сумма распределяется между взыскателями, предъявившими на день распределения соответствующей денежной суммы исполнительные документы, в установленной частью 1 данной статьи очередностью (статья 111 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ).

Если взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения требований одной очереди в полном объеме, то они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе (часть 3 статьи 111 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ).

Пропорциональное распределение предполагает соразмерное удовлетворение требований внутри одной очереди при недостаточности денежных средств.

Из материалов дела видно, что, начиная с марта 2021 г. на исполнении в пенсионном органе находятся три исполнительных документа в отношении должника Сургучевой Т.А., предмет исполнения которых относится к одной очереди, соответственно удержания при исполнении исполнительных документов производятся из страховой пенсии Сургучевой Т.А. одновременно, общий совокупный размер удержаний по трем исполнительном документам составляет 50% страховой пенсии (5740 рублей 06 копеек) и 50% фиксированной выплаты к указанной страховой пенсии, что соответствует требованиям статьи 99 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ и статьи 29 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

При этом, удержанные из страховой пенсии и фиксированной выплаты к указанной страховой пенсии суммы распределяются в порядке распределения между взыскателями одной очереди пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе.

Таким образом, является очевидным, что снижение размера удержаний из пенсии должника до 15% по исполнительному листу ВС 094973517 не приведет к улучшению положения должника Сургучевой Т.А. путем сохранения необходимых для нормального уровня существования денежных средств, поскольку порядок одновременного исполнения судебных постановлений остается прежним и установленный пенсионным органом конкретный размер удержаний из страховой пенсии должника по всем трем исполнительным документам (50%) не меняется.

Кроме того, согласно представленной справке формы № 2, выданной Государственным учреждением- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ахтубинском районе Астраханской области (межрайонное), по исполнительному документу (взыскатель ООО МКК «Центр Денежной Помощи-Дон) взыскание из страховой пенсии Сургучевой Т.А. составляет 403 рублей 97 копеек.

Исходя из анализа сведений, изложенных в справке пенсионного органа, в рамках принудительного исполнения заочного решения мирового судьи судебного участка № 1 Ахтубинского района Астраханской области от 17 августа 2020 г. по гражданскому делу № 2-2519/2020 фактический размер удержаний из страховой пенсии Сургучевой Т.А. по исполнительному документу составляет 403 рублей 97 копеек, что соответствует 7,0378% от установленного максимального размера удержаний- 5740 рублей 06 копеек. (11480,59*50%).

Вместе с тем, суд первой инстанции в определении от 20 сентября 2021 г. указал на нарушение прав должника и снижении удержаний по исполнительному листу до 15%.

При указанных обстоятельствах у мирового судьи не имелось оснований для удовлетворения заявления Сургучевой Т.А. об изменении способа и порядка исполнения судебного постановления, поскольку принятое решение не улучшает положение Сургучевой Т.А. как должника в исполнительном производстве, не приводит к восстановлению ее прав и законных интересов.

С учетом установленных обстоятельств, определение мирового судьи от 20 сентября 2021 г. об изменении способа и порядка исполнения судебного решения по гражданскому делу № 2-2519/2020 нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с разрешением вопроса по существу об отказе в удовлетворении заявления Сургучевой Т.А. о снижении размера ежемесячных удержаний из страховой пенсии по исполнительному документу .

Руководствуясь статьями 334-335 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

определение мирового судьи судебного участка № 1 Ахтубинского района Астраханской области Зелениной А.А. от 20 сентября 2021 г. об изменении способа и порядка исполнения судебного решения по гражданскому делу № 2-2519/2020 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Центр Денежной Помощи-Дон» к Сургучевой Т.А. о взыскании задолженности по договору займа, отменить.

В удовлетворении заявления Сургучевой Т.А. об изменении способа и порядка исполнения судебного решения по гражданскому делу № 2-2519/2020 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Центр Денежной Помощи-Дон» к Сургучевой Т.А. о взыскании задолженности по договору займа, отказать.

Судья:                      Лябах И.В.

11-12/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО МКК "Центр Денежной Помощи-ДОН"
Ответчики
Сургучева Татьяна Александровна
Другие
Ахтубинский РОСП УФССП России по Астраханской области
ОПФР по Астраханской области
Суд
Ахтубинский районный суд Астраханской области
Судья
Лябах И.В.
Дело на сайте суда
ahtubinsky.ast.sudrf.ru
22.02.2022Регистрация поступившей жалобы (представления)
22.02.2022Передача материалов дела судье
24.02.2022Вынесено определение о назначении судебного заседания
15.03.2022Судебное заседание
15.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2022Дело оформлено
25.03.2022Дело отправлено мировому судье
15.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее