Решение по делу № 2-325/2022 от 29.06.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Куйтун 22 августа 2022 г.

Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Степаненко В.П., при секретаре Кондратьевой А.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-325/2022 по искам прокурора Куйтунского района в интересах неопределенного круга лиц к администрациям Ленинского, Кундуйского, Барлукского муниципальных образований об обязании оборудовать объект теплоснабжения системами шлакозолоудаления,

у с т а н о в и л:

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Куйтунского района в рамках анализа состояния законности в сфере законодательства об охране атмосферного воздуха выявлены нарушения в деятельности Ленинского, Кундуйского, Барлукского муниципальных образований при осуществлении своих полномочий в рассматриваемой сфере. Установлено, что в нарушение закона котельная, находящаяся в собственности Ленинского муниципального образования, обеспечивающая тепловой энергией жилые дома и объекты социальной инфраструктуры, расположенная по адресу: п. Игнино, ул. Набережная, 1; котельная, находящаяся в собственности Кундуйского муниципального образования, обеспечивающая тепловой энергией жилые дома и объекты социальной инфраструктуры, расположенная по адресу: с. Кундуй, ул. Комсомольская, 1в; котельные, находящаяся в собственности Барлукского муниципального образования, обеспечивающая тепловой энергией жилые дома и объекты социальной инфраструктуры, расположенные по адресу: Иркутская область, Куйтунский район, с. Барлук, ул. Школьная, 17а; Иркутская область, Куйтунский район, с. Бурук, ул. Ленина, 23б системами шлакозолоудаления, в том числе золоуловителями, не оснащены, что свидетельствует о неисполнении администрацией поселения возложенных законом обязанностей по охране атмосферного воздуха, что влечет его деградацию как компонента окружающей среды и, как следствие, ухудшение экологической обстановки в целом. Ранее прокуратурой района в адрес глав Ленинского, Кундуйского, Барлукского сельских поселений вносились представления об устранении нарушения закона, однако до настоящего времени нарушения не устранены. Просит суд обязать администрацию Ленинского муниципального образования оборудовать котельную, расположенную по адресу: Иркутская область, Куйтунский район, п. Игнино, ул. Набережная, 1, системами шлакозолоудаления, в том числе золоуловителями. Обязать администрацию Кундуйского муниципального образования оборудовать котельную, расположенную по адресу: Иркутская область, Куйтунский район, с. Кундуй, ул. Комсомольская, 1в, системами шлакозолоудаления, в том числе золоуловителями. Обязать администрацию Барлукского муниципального образования оборудовать котельные, расположенные по адресу: Иркутская область, Куйтунский район, с. Барлук, ул. Школьная, 17а; Иркутская область, Куйтунский район, с. Бурук, ул. Ленина, 23б, системами шлакозолоудаления, в том числе золоуловителями

В судебном заседании старший помощник прокурора Куйтунского района Хертуева А.О. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Кундуйского муниципального образования глава Тимофеев В.Г. исковые требования признал.

Представители ответчиков администраций Ленинского, Барлукского муниципальных образований, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчиков.

Суд, заслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения, муниципального, городского округа относится организация теплоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ законами субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями могут закрепляться вопросы из числа отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения.

В соответствии с п. 13.9 Приложения № 1 к Закону Иркутской области от 03Л 1.2016 № 96-оз «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» к вопросам местного значения Ленинского сельского поселения отнесены полномочия, предусмотренные п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ.

В силу пп. 4 п. 1 ст. 6 Устава Ленинского муниципального образования к вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения теплоснабжения населения в пределах полномочий.

Также на основании пп. 6 п. 1 ст. 8 Устава Ленинского муниципального образования в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Поселения обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ).

В соответствии с п. 13.8 Приложения № 1 к Закону Иркутской области от 03.11.2016 № 96-оз «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» к вопросам местного значения Кундуйского сельского поселения отнесены полномочия, предусмотренные п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ.

В силу пп. 4 п. 1 ст. 6 Устава Кундуйского муниципального образования к вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения теплоснабжения населения в пределах полномочий.

Также на основании пп. 6 п. 1 ст. 8 Устава Кундуйского муниципального образования в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Поселения обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ).

В соответствии с п. 13.3 Приложения № 1 к Закону Иркутской области от 03.11.2016 № 96-оз «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» к вопросам местного значения Барлукского сельского поселения отнесены полномочия, предусмотренные п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ.

В силу пп. 1 п. 2 ст. 6 Устава Барлукского муниципального образования к вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения теплоснабжения населения в пределах полномочий.

Также на основании пп. 4.1 п. 1 ст. 8 Устава Барлукского муниципального образования в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ).Федеральным законом № 190-ФЗ установлены правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (п. 1, ч.1).

В силу п. ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 190-ФЗ к одним из принципов организации отношений в сфере теплоснабжения относится обеспечение экологической безопасности теплоснабжения. При этом, в силу ч. 1 ст. 23 Федерального закона № 190-ФЗ развитие систем теплоснабжения поселений осуществляется в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию, теплоноситель и обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, экономического стимулирования развития и внедрения энергосберегающих технологий.

В соответствии ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 3 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон № 96-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, в том числе атмосферный воздух, осуществляется на основе соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц; обязательности финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия, а также недопущения необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды.

В силу ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов, обязаны планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух оборудования.

Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 утверждены правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее - ПТЭ ТЭ), согласно п.п. 4.3.1, 4.3.4 которых в котельных, работающих на твердом топливе, устанавливаются системы шлакозолоудаления, в том числе золоуловители, обеспечивающие надежное и бесперебойное удаление золы и шлаков, безопасность обслуживающего персонала, защиту окружающей среды от запыленности и загрязнения.

Установлено, что в нарушение закона котельная, находящаяся в собственности Ленинского муниципального образования, обеспечивающая тепловой энергией жилые дома и объекты социальной инфраструктуры, расположенная по адресу: Иркутская область, Куйтунский район, п. Игнино, ул. Набережная, 1; котельная, находящаяся в собственности Кундуйского муниципального образования, обеспечивающая тепловой энергией жилые дома и объекты социальной инфраструктуры, расположенная по адресу: Иркутская область, Куйтунский район, с. Кундуй, ул. Комсомольская, 1в; котельные, находящиеся в собственности Барлукского муниципального образования, обеспечивающие тепловой энергией жилые дома и объекты социальной инфраструктуры, расположенные по адресу: Иркутская область, Куйтунский район, с. Барлук, ул. Школьная, 17а; Иркутская область, Куйтунский район, с. Бурук, ул. Ленина, 23б системами шлакозолоудаления, в том числе золоуловителями, не оснащены, что свидетельствует о неисполнении администрацией поселения возложенных законом обязанностей по охране атмосферного воздуха, что влечет его деградацию как компонента окружающей среды и, как следствие, ухудшение экологической обстановки в целом.

Прокуратурой района в адрес глав Ленинского, Кундуйского, Барлукского сельских поселений вносилось представление об устранении нарушения закона, однако до настоящего времени нарушения не устранены.

Указанные нарушения законодательства в области жилищно-коммунального хозяйства свидетельствуют о том, что администрациями Ленинского, Кундуйского, Барлукского муниципальных образований полномочия в сфере теплоснабжения населения исполняются ненадлежащим образом, не оснащения котельных расположенных на территориях поселений системами шлакозолоудаления, в том числе золоуловителями, оказывает неблагоприятное воздействие на атмосферный воздух, что создает реальную угрозу окружающей среде.

Таким образом, суд приходит к выводу, что прокурор, выступая представителем неопределенного круга лиц, действуя в их интересах, правомерно обратился в суд с иском, его требования законны и обоснованы, поэтому иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Куйтунского района удовлетворить.

Обязать администрацию Ленинского муниципального образования оборудовать котельную, расположенную по адресу: Иркутская область, Куйтунский район, п. Игнино, ул. Набережная, 1, системами шлакозолоудаления, в том числе золоуловителями.

Обязать администрацию Кундуйского муниципального образования оборудовать котельную, расположенную по адресу: Иркутская область, Куйтунский район, с. Кундуй, ул. Комсомольская, 1в, системами шлакозолоудаления, в том числе золоуловителями.

Обязать администрацию Барлукского муниципального образования оборудовать котельные, расположенные по адресу: Иркутская область, Куйтунский район, с. Барлук, ул. Школьная, 17а; Иркутская область, Куйтунский район, с. Бурук, ул. Ленина, 23б, системами шлакозолоудаления, в том числе золоуловителями.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Куйтунский районный суд Иркутской области.

Судья Степаненко В.П.

2-325/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Куйтунского района в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация Ленинского муниципального образования
Администрация Барлукского муниципального образования
Администрация Кундуйского муниципального образования
Суд
Куйтунский районный суд Иркутской области
Судья
Степаненко Владимир Павлович
Дело на сайте суда
kuytunsky.irk.sudrf.ru
29.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.06.2022Передача материалов судье
05.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.08.2022Судебное заседание
22.08.2022Судебное заседание
23.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее