УИД 40RS0004-01-2023-000734-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Город Боровск 12 декабря 2023 года
Калужская область
Боровский районный суд Калужской области
в составе председательствующего судьи Сусловой Н.И.
при секретаре Мусиновой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Грачевой И.А. к Кирилиной А.С. о защите чести и достоинства, компенсации морального вреда, расходов на лечение,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ Грачева И.А. обратилась в Боровский районный суд Калужской области с исковым заявлением к Кирилиной А.С. о защите чести и достоинства, компенсации морального вреда, в обоснование исковых требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ ответчик распространил в открытом доступе в чаче «<данные изъяты> сведения, порочащие честь и достоинство истца, поскольку сообщения ответчика имели негативный характер и ложные обвинения, направленные на уничижение слов и поступков истца как члена правления СНГ «Тишнево» перед жителями поселка (355 участников чата), и содержали, с учетом уточнения требований, следующие фразы: «...И.Г., <данные изъяты>», «...<данные изъяты>
Уточнив заявленные требования, Грачева И.А. также указала, что в результате действий ответчика истцу был причинен вред здоровью, в связи с чем понесены расходы на лечение, просила обязать Кирилину А.С. в течение десяти дней с момента вступления судебного акта в законную силу разместить опровержение следующего содержания: <данные изъяты> Опровержение должно быть размещено на 6 месяцев в чате <данные изъяты>, к которому у Кирилиной А.С. есть доступ. Просила взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10290 рублей, расходы на приобретение лекарственных средств в размере 19410 рублей, а также судебные расходы на оплату заключения специалиста о проведении лингвистического исследования в размере 30000 рублей, по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Истец Грачева И.А., ее представитель Грачев А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержали по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, с учетом уточнений.
Ответчик Кирилина А.С., ее представитель Козеев Р.А. требования не признали, поддержав доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление, указав, что данные сведения ответчиком не размещались, из представленных в обоснование требований незаверенных нотариально скриншотов сообщений чата нельзя установить автора сообщений, дату изготовления скриншотов, отсутствует дата размещения сообщений, представленное истцом заключение специалиста о проведении лингвистического исследования нельзя признать допустимым и достоверным доказательством по заявленным требованиям, поскольку специалистом искажен смысл фраз, часть слов из сообщений исключена и не была оценена специалистом.
Выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, заслушав показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 23 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени.
Положениями статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.Как указано в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 под нравственными страданиями следует понимать страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 право на компенсацию морального вреда, причиненного распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, на основании статьи 152 ГК РФ возникает в случае распространения о гражданине любых таких сведений, в том числе сведений о его частной жизни. Истец по делу о компенсации морального вреда, причиненного распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, обязан доказать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений, а ответчик - соответствие действительности распространенных сведений (пункт 1 статьи 152 ГК РФ).
При причинении вреда распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, наличие морального вреда предполагается. В указанных случаях компенсация морального вреда взыскивается судом независимо от вины причинителя вреда (абзац четвертый статьи 1100 ГК РФ).
Компенсация морального вреда может быть взыскана судом также в случаях распространения о гражданине сведений, как соответствующих, так и не соответствующих действительности, которые не являются порочащими его честь, достоинство, деловую репутацию, но распространение этих сведений повлекло нарушение иных принадлежащих гражданину личных неимущественных прав или нематериальных благ (например, сведений, относящихся к личной или семейной тайне). Обязанность компенсировать моральный вред, причиненный распространением такой информации, может быть возложена на ответчика в силу статей 150, 151 ГК РФ.
При рассмотрении дел по спорам о компенсации морального вреда, причиненного в связи с распространением о гражданине сведений, порочащих его честь, достоинство, деловую репутацию, или иных сведений, распространение которых может причинить моральный вред, судам надлежит обеспечивать баланс между такими гарантированными Конституцией Российской Федерации правами и свободами, как право граждан на защиту чести, достоинства, деловой репутации, свобода мысли, слова, массовой информации, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (статьи 23, 29, 33 Конституции Российской Федерации).
В пункте 51 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 указано, что установив, что истцом заявлено требование о компенсации морального вреда, причиненного распространением оценочных суждений, мнений, убеждений, суд может удовлетворить его, если суждения, мнения, убеждения ответчика были высказаны в оскорбительной форме, унижающей честь и достоинство истца.
В подтверждение факта распространения сведений ответчиком и характера этих сведений стороной истца представлены заключение специалиста №107/23 от 04 сентября 2023 года о проведении лингвистического исследования, два скриншота переписки в чате «<данные изъяты>» (362 участника), а также скриншот профиля «<данные изъяты> с номером телефона №.
Как пояснили истец Грачева И.А. и ее представитель Грачев А.В., скриншоты были выполнены в один день – в день размещения сообщений, но на момент предъявления иска сообщения ответчика в чате уже были удалены, ответчик покинул указанный чат, в связи с чем истец лишен возможности представить в суд надлежащим образом заверенную переписку.
Представитель третьего лица СНТ «Тишнево» Виноградный В.Н. пояснил в судебном заседании, что между сторонами имелись конфликтные отношения, поскольку истец вела работу по взысканию задолженности в СНТ «Тишнево» с собственников земельных участков, в том числе с ответчика, считал заявленные требования обоснованными.
Свидетели ФИО6, ФИО7 в судебном заседании пояснили, что ранее состояли в чате «<данные изъяты>», в котором 19 декабря 2022 года ответчик действительно допускала оскорбительные высказывания в адрес истца, спор возник на почве обсуждения деятельности СНТ. Однако то, какие конкретно сведения были размещены ответчиком в указанном чате, пояснить не смогли.
Согласно скриншотам переписки, сообщения в чате размещались от пользователя приложения, записанного истцом под именем «<данные изъяты>». Функции мессенджера имеют возможность дать имя пользователю самостоятельно, любое.
Как следует из скриншота профиля «<данные изъяты>» с номером телефона ответчика №, указанный профиль в чате «<данные изъяты>» не состоит.
Каких-либо доказательств, позволяющих достоверно установить, что под указанным именем был зарегистрирован ответчик, и именно он отправлял сообщения, суду не представлено.
Кроме того, истцом заявлены требования о возмещении расходов на приобретение препарата марки «<данные изъяты>» для снятия симптомов страха, волнения, раздражительности <данные изъяты>) в размере 19410 рублей, подтверждённые кассовым и товарным чеками от 22 декабря 2022 года. Вместе с тем истцом не представлено доказательств назначения данного средства врачом. Учитывая отсутствие подтверждения факта размещения сведений ответчиком, в данной части требований надлежит отказать.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, в том числе в части взыскания компенсации морального вреда и судебных расходов.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Грачевой И.А. (паспорт №) к Кирилиной А.С. (паспорт №) о защите чести и достоинства, компенсации морального вреда, взыскании расходов на лечение, судебных расходов отказать.
Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Боровский районный суд Калужской области.
Председательствующий