22 января 2019 года город Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии Котеева В.В. на решение судьи Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 5 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – заместителя главы администрации Моргаушского района – начальника отдела капитального строительства и развития общественной инфраструктуры Никитина Владимира Германовича,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением заместителя руководителя – начальника отдела товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии Котеева В.В. № 52/05-А2018 от 20 июля 2018 года Никитин В.Г., являвшийся заместителем главы администрации Моргаушского района – начальника отдела капитального строительства и развития общественной инфраструктуры, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, и ему как должностному лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Не согласившись с постановлением, Никитин В.Г. подал жалобу в районный суд.
Решением судьи Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 5 декабря 2018 года постановление должнотсного лица Чувашского УФАС № 52/05-А2018 от 20 июля 2018 года отменено. Производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании статьи 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения. Никитин В.Г. освобожден от административной ответственности с объявлением устного замечания.
В жалобе должностным лицом, вынесшим постановление о привлечении Никитина В.Г. к административной ответственности, ставится вопрос об отмене решения судьи и оставлении постановления о назначении административного наказания без изменения.
Изучив представленные материала и проверив дело в полном объеме, заслушав мнение Федорова В.Г. об оставлении решения судьи без изменения, прихожу к следующему.
Согласно части 1 статьи 14.9 КоАП РФ в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения, действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.
Поводом к возбуждению в отношении Никитина В.Г., являвшегося заместителем главы администрации Моргаушского района – начальника отдела капитального строительства и развития общественной инфраструктуры, дела об административном правонарушении в соответствии с пунктом 1.1 статьи 28.1 КоАП РФ явилось принятие комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии 20 июля 2018 года решения №, которым в действиях администрации Моргаушского района Чувашской Республики установлен факт нарушения администрацией Порецкого района части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-Ф» «О защите конкуренции».
В части 1 статьи 17.1 вышеуказанного Федерального закона указан перечень организаций, с которыми договора аренды государственного или муниципального имущества могут заключаться без проведения торгов.
Потребительские общества (кооперативы) не входят в исчерпывающий перечень организаций, указанных в части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-Ф» «О защите конкуренции».
Как следует из материалов дела, Никитин В.Г. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ по тем основаниям, что администрацией Моргаушского района помещения под номером 25, 26, 27 в здании, расположенном по адресу: <адрес> с кадастровым номером № были переданы Моргаушскому районному потребительскому обществу на основании договора аренды № от 15 августа 2017 года без проведения торгов, договор от имени администрации был подписан заместителем главы администрации Моргаушского района – начальника отдела капитального строительства и развития общественной инфраструктуры Никитиным В.Г.
Отменяя постановление должностного лица административного органа, судья районного суда пришел к выводу, что исходя из признаков объективной стороны правонарушения обстоятельства, свидетельствующие о том, что действия должностного лица привели к существенному нарушению охраняемых общественных отношений отсутствуют, совершенное Никитиным В.Г. правонарушение содержит признаки малозначительности, в связи с чем прекратил производство по делу на основании статьи 2.9 КоАП РФ, при этом судом было установлено, что на основании соглашения № от 29 июня 2018 года договор № от 15 августа 2017 года, заключенный между администрацией и Моргаушским районным потребительским обществом, расторгнут по соглашению сторон с 1 июля 2018 года, а на момент вынесения решения комиссией Чувашского УФАС № Никитин В.Г. не являлся должностным лицом администрации Моргаушского района вследствии увольнения.
Однако решение судьи районного суда законными признать нельзя.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Само по себе устранение допущенных нарушений требований Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-Ф» «О защите конкуренции» и последовавшее увольнение Никитина В.Г. основание для признания совершенного правонарушения малозначительным не является, что следует из разъяснений, содержащихся в абзаце 5 пункта 21 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, если с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий правонарушение не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Судом без достаточных на то оснований не принято во внимание, что нарушение требований Закона о защите конкуренции, выразившееся в необоснованном предоставлении преимущества отдельному хозяйствующему субъекты, создает существенную угрозу охраняемым государством общественным отношениям, посягает на экономические интересы государства, а также на интересы иных хозяйствующих субъектов в области предоставления соответствующих услуг.
Государственный контроль за соблюдением запрета на действия (бездействие) должностных лиц, в том числе органов местного самоуправления, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, направлен на защиту прав потребителей и обеспечение хозяйствующим субъектам равных возможностей при осуществлении предпринимательской деятельности.
С учетом характера совершенного Никитиным В.Г. правонарушения, связанного с созданием дискриминационных условий для хозяйствующих субъектов, оно не может быть признано малозначительным.
Применение положений статьи 2.9 КоАП РФ в отсутствие на то достаточных оснований свидетельствует о том, что задачи, установленные статьей 24.1 КоАП РФ, выполнены не были, и судом допущены существенные нарушения процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При указанных обстоятельствах решение судьи не может быть признано законным и подлежит отмене.
Поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения Никитина В.Г. к административной ответственности, исчисляемый по правилам части 6 этой же статьи, не истек, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в тот же суд.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
решение судьи Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 5 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – заместителя главы администрации Моргаушского района – начальника отдела капитального строительства и развития общественной инфраструктуры Никитина Владимира Германовича отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В. Голубев