44RS0001-01-2022-004238-05
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 ноября 2022 года
Свердловский районный суд г. Костромы в составе
Председательствующего судьи Комисаровой Е.А.,
При секретаре Приказчиковой Н.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Костромы в интересах неопределенного круга лиц к Управлению имущественных и земельных отношений администрации города Костромы о формировании земельного участка под многоквартирным домом,
Установил:
Прокурор города Костромы обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что Прокуратурой г. Костромы проведена проверка исполнения администрацией г. Костромы земельного и жилищного законодательства. В ходе проверки установлено, что земельный участок под многоквартирным домом, расположенный по адресу г. Кострома проезд Мичуринцев, 9 не сформирован и на государственном кадастровом учете не состоит, что подтверждается информацией администрации городского округа города Костромы от 11 мая 2022 года. Непостановка на кадастровый учет земельного участка на территории муниципального образования городского округа город Кострома приводит к неопределенности правового режима пользования, владения и распоряжения земельными участком. Отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за несформированными и непоставленными на кадастровый учет земельными участками в целях безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Прокурор просит обязать Управление имущественных и земельных отношений администрации города Костромы сформировать земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу г. Кострома проезд Мичуринцев, 9 в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Прокурор г. Костромы обратился с аналогичным иском об обязании Управление имущественных и земельных отношений администрации города Костромы сформировать земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу г. Кострома проезд Мичуринцев, 9а в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Определением суда от 27 октября 2022 года вышеуказанные гражданские дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено МКУ г. Костромы «Центр градостроительства», Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области.
В судебном заседании помощник прокурора г. Костромы требования поддержала.
Представитель Управления имущественных и земельных отношений администрации города Костромы Барабанов К.А. иск не признал, не отрицал, что земельные участки под МКД по проезду Мичуринцев, 9, 9а не поставлены на кадастровый учет, однако Управлением принимаются все необходимые меры по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет.
Представитель администрации города Костромы разрешение требований оставил на усмотрение суда, поддержал позицию ответчика.
МКУ г. Костромы «Центр градостроительства» и Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области явку представителя не обеспечили, извещены надлежащим образом, просили рассматривать в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, в ходе прокурорской проверки исполнения администрацией г. Костромы земельного и жилищного законодательства установлено, что земельный участок под многоквартирными домами, расположенными по адресу г. Кострома проезд Мичуринцев, 9, 9а не сформированы и на государственном кадастровом учете не состоят, что подтверждается информацией администрации городского округа города Костромы от 11 мая 2022 года и не отрицалось представителем ответчика в судебном заседании.
По итогам проверки в адрес Главы администрации города Костромы внесено представление от 23 мая 2022 года, в котором указано, что установлено в нарушение ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской федерации» по состоянию на 23 мая 2022 года под 150 многоквартирными домами, расположенными на территории города Костромы, в том числе 10 - признанными аварийными и подлежащими сносу, земельные участки не сформированы и на государственном кадастровом учете не состоят. Неисполнение предусмотренных законом полномочий по формированию земельных участков и постановки их на кадастровый учет приводи к обезличиванию территории муниципального образования, препятствует осуществлению санитарного, экологического и иного контроля, осуществляемого в целях безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
В силу частей 1, 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Из содержания пункта 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ следует, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ) указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установил в ЖК РФ общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36 ЖК РФ), а в статье 16 Закона N 189-ФЗ - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме (пункт 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
При этом каких-либо актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года N 12-П).
Частями 3 и 5 статьи 16 Закона N 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» (далее 189-ФЗ) предусмотрено, что в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 4 статьи 16 Закона N 189-ФЗ образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются, в том числе, при разделе земельных участков или выделе из земельных участков.
Из содержания пунктов 1 и 3 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе, в соответствии с: проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ); утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 8 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи.
Согласно п. «з» п. 2.3.3 Положения об Управлении имущественных и земельных отношений администрации города Костромы, утвержденного постановлением администрации города Костромы от 23 марта 2015 года № 604, Управление имущественных и земельных отношений администрации города Костромы организует работы по формированию и проведению государственного кадастрового учета земельных участков под многоквартирными домами на территории города Костромы в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Из материалов дела следует, что как следует из сообщения МКУ г. Костромы «Центр градостроительства» многоквартирные дома, расположенные по адресу г. Кострома проезд Мичуринцев, 9, 9а расположены в границах территории на пересечении проезда Мичуринцев и улицы Фестивальной, в отношении которой постановлением администрации города Костромы от 23 августа 2022 года № 1638 утвержден проект межевания территории.
В данном проекте межевания территории в отношении земельных участков под многоквартирными домами № 3а, №9 и №9а по проезду Мичуринцев земельные участки обеспечены доступом к землям общего пользования посредством территории, отличной от той, посредством которой этот доступ осуществляется в настоящее время. С 20 октября 2022 года МКУ «Центра градостроительства» ведутся работы по внесению изменении в проект межевания на пересечении проезда Мичуринцев и улицы Фестивальной.
В рамках необходимых мероприятий Постановлением Главы города Костромы от 8 ноября 2022 года назначены публичные слушания по проекту, предусматривающему внесение изменений в проект межевания территории на пересечение проезда Мичуринцев и улицы Фестивальной на 30 ноября 2022 года в период с 12 до 13 часов.
На момент рассмотрения дела сформированный земельный участок на кадастровый учет не поставлен.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов, в том числе проектом межевания территории, утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2, пп. 4 п. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, образования земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений;
Таким образом, суд полагает, что имеются основания для рассмотрения требований прокурора по существу и возложения на Управление имущественных и земельных отношений администрации города Костромы обязанности по формированию земельных участков под многоквартирными жилыми домами по проезду Мичуринцев, 9, 9а, при выполнении которой надлежащим образом, будет произведен государственный кадастровый учет земельных участков.
Истребуемый прокурором срок (3 месяца) для проведения необходимых мероприятий с учетом пояснений представителя ответчика о фактически необходимом сроке с учетом нормативно регламентированных сроков процедур по подготовке и утверждению документации по планировке территории по мнению суда является не достаточным и заведомо неисполнимым. При таких обстоятельствах суд полагает возможным установить ответчику срок для исполнения решения суда не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Обязать Управление имущественных и земельных отношений администрации города Костромы сформировать земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу г. Кострома проезд Мичуринцев, 9 в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Обязать Управление имущественных и земельных отношений администрации города Костромы сформировать земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу г. Кострома проезд Мичуринцев, 9а в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца через Свердловский районный суд г. Костромы.
Судья