<....> |
<....> |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Инта |
23 января 2020 года |
Интинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Матюшенко Ю.Ф., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тезекбаевой Е.Н., с участием представителя истца <....>., представителя ответчика <....> рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Довгаль Т. Л. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Инте Республики Коми о перерасчете размера пенсии,
установил:
<....>., действуя в интересах Довгаль Т.Л., обратился в суд с иском к УПФР в г.Инте Республики Коми об обязании произвести перерасчет страховой пенсии по старости с момента назначения пенсии с 12.03.2018, исходя из всего фактически имеющегося пенсионного стажа, приобретенного как на территории Российской Федерации, так и на территории Эстонской Республики, с индексацией на день рассмотрения дела в суде, в том числе с учетом периодов: пособия по безработице, протекавших на территории Эстонской Республики с 04.07.1997 по 31.10.1997 и с 21.09.1998 по 31.12.1998 и включения периода учебы с 01.09.1980 по 01.03.1981 и с 11.07.1981 по 17.07.1981.
В обоснование требований указал, что с 12.03.2018 Довгаль Т.Л. назначена страховая пенсия по старости, однако при расчете размера пенсии в нарушение п.2 ст.6 Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения ответчиком учтен стаж истца на территории Российской Федерации по состоянию на 31.12.2001, а не весь имеющийся пенсионный стаж истца.
Возражая против удовлетворения иска, ответчик в письменном отзыве указал на законность и обоснованность произведенного расчета размера пенсии истца, кроме того, ссылался, что периоды получения истцом пособия по безработице, протекавших на территории Эстонской Республики с 04.07.1997 по 31.10.1997 и с 21.09.1998 по 31.12.1998, а также периоды учебы с 01.09.1980 по 01.03.1981 и с 11.07.1981 по 17.07.1981 учтены в феврале 2019 года, в связи с чем, истцу был произведен перерасчет размера пенсии и выплачена недополученная сумма.
В судебном заседании представитель истца на требованиях настаивал.
Представитель ответчика в заседании суда иск не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, об отложении рассмотрения дела не просил, на основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Заслушав участников, исследовав материалы дела, обозрев материалы пенсионного дела истца, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее – Закон "О страховых пенсиях"), а также Федеральным законом от 17.12.2001 №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее – Закон "О трудовых пенсиях") в части, не противоречащей Закону "О страховых пенсиях".
В силу ч.3 ст.2 Закона "О страховых пенсиях" установлено, что в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации; в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
14 июля 2011 года был подписан Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее - Договор), ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом от 31 января 2012 года № 1-ФЗ и вступивший в силу с 1 апреля 2012 года (временно применялся с 16 октября 2011 года).
Договор распространяется на отношения, относящиеся: 1) в Российской Федерации - к трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца; социальным пенсиям; 2) в Эстонской Республике - к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию (статья 2 Договора).
В силу ст.3 Договора он применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со статьей 2 данного договора.
При назначении пенсии в соответствии с названным договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляются согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию (п.п.1, 2 ст.5 Договора).
Согласно п.1 ст.6 Договора каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.
Пунктом 2 ст.6 Договора предусмотрено, что если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет менее 25 лет у мужчин и менее 20 лет у женщин, то исчисление размера пенсии, соответствующего пенсионному стажу, приобретенному на территории Российской Федерации, производится следующим образом: размер пенсии, определенный согласно законодательству Российской Федерации, делится для мужчин - на 300 месяцев, для женщин - на 240 месяцев и затем умножается на число месяцев фактически имеющегося пенсионного стажа, приобретенного на территории Российской Федерации (в этом стаже период свыше 15 дней округляется до полного месяца, а период до 15 дней включительно не учитывается). При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Договора в пенсионный стаж, учитываемый при конвертации пенсионных прав, засчитывается пенсионный стаж, приобретенный на территории Эстонской Республики.
Под пенсионным стажем понимаются: в Российской Федерации - период, учитываемый согласно законодательству Российской Федерации при определении права на пенсии и их размеров, а также конвертация пенсионных прав по законодательству Российской Федерации; в Эстонской Республике - период, учитываемый согласно законодательству Эстонской Республики при определении права на пенсии и их размеров (подп. 4 п.1 ст.1 Договора).
Таким образом, названный Договор, как следует из его положений, в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон, базируется на принципе пропорциональности: полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории Договаривающихся Сторон, не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и ЭССР, каждая Договаривающаяся Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории, согласно своему законодательству.
Следовательно, на Российскую Федерацию возлагается обязанность исчисления и выплаты пенсии за стаж, приобретенный лицами на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.8 Закона "О страховых пенсиях" (в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений) право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.1 ст.30 Закона "О трудовых пенсиях" при назначении пенсий производится оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле:
ПК = (РП - 450 рублей) x T, где
ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;
РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей;
450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года;
T - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).
В случае, если при определении расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с настоящей статьей застрахованное лицо имеет неполный общий трудовой стаж, то величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи (п.2 ст.30 Закона "О трудовых пенсиях").
Установлено, что с 12.03.2018 Довгаль Т.Л., <....> года рождения, является получателем страховой пенсии по старости, размер которой на момент назначения пенсии составил 4 775 руб. 99 коп.
Согласно формуляру, поступившему из Эстонской Республики по запросу ответчика, на территории Эстонской Республики в назначении пенсии Довгаль Т.Л. отказано в связи с недостижением пенсионного возраста 65 лет.
Решением УПФР в г.Инте от 11.02.2019 страховая пенсия по старости была пересчитана в связи с включением в страховой стаж периодов получения пособия по безработице, протекавших на территории Эстонской Республики с 04.07.1997 по 31.10.1997 и с 21.09.1998 по 31.12.1998, а также включения периода учебы с 01.09.1980 по 01.03.1981 и с 11.07.1981 по 17.07.1981. Размер пенсии по состоянию на 12.03.2018 составил 4 965 руб. 62 коп. (листы пенсионного дела 70, 76, 77).
Поскольку периоды получения пособия по безработице, протекавшие на территории Эстонской Республики с 04.07.1997 по 31.10.1997 и с 21.09.1998 по 31.12.1998, а также периоды учебы с 01.09.1980 по 01.03.1981 и с 11.07.1981 по 17.07.1981 включены в расчет общего стажа при расчете размера пенсии, постольку оснований для возложения на ответчика такой обязанности не имеется, в связи с чем, указанные требования подлежат отклонению.
Из материалов дела следует, что Довгаль Т.Л. осуществлена оценка ее пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002 в соответствии с п.4 ст.30 Закона "О трудовых пенсиях" путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал с учетом общего трудового стажа в РФ - 1 год 22 дня (в льготном исчислении), пенсионного стажа в Эстонии - 18 лет 4 месяцев 13 дней, итого 19 лет 5 месяцев 5 дней (лист пенсионного дела 77). Заработная плата учтена за период с 02.03.1981 по 10.07.1981. Стажевый коэффициент определен при суммировании стажа, приобретенного в РФ и в ЭР. Расчет пенсии произведен с учетом общего трудового стажа истца на территории РФ до 01.01.2002 – 13 мес. (путем округления до полного месяца периода свыше 15 дней). Таким образом, пропорция отношения стажа работы на территории Российской Федерации на 31.12.2001 к 240 составила 0,0542 (13 мес. / 240 мес.).
Как указано выше, стаж истца, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, то есть на период 01.01.2002, составляет менее 20 лет, в связи с чем, в данном случае подлежал применению п.2 ст.6 Договора, согласно которому в пенсионный стаж истца, учитываемый при конвертации пенсионных прав, засчитывается пенсионный стаж, приобретенный как на территории Российской Федерации, так и на территории Эстонской Республики по состоянию на 01.01.2002, что и было сделано ответчиком.
Оснований для учета при конвертации всего имеющегося у истца пенсионного стажа, в том числе выработанного после 01.01.2002, не имеется, так как это не соответствует положениям п.1 ст.30 Закона "О трудовых пенсиях". Поскольку конвертация пенсионных прав осуществляется по состоянию на 01.01.2002, то и фактически имеющийся стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, в соответствии с п.2 ст.6 Договора учитывается по состоянию на указанную дату. После 01.01.2002 учитываются страховые взносы, перечисленные работодателем на индивидуальный лицевой счет работника.
Ссылка на положения п.2 ст.6 Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в соответствии с которым для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, и п.2 письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 №1-369-18 является несостоятельной, поскольку Эстонская Республика не является страной - участником указанного Соглашения.
Согласно представленному ответчиком расчету, при подсчете размера пенсии исчисленный пенсионный капитал был проиндексирован УПФР в г.Инте в соответствии с коэффициентами, установленными Постановлениями Правительства РФ, сведений, опровергающих расчет ответчика, в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, исковые требования о перерасчете размера пенсии с 12.03.2018, исходя из всего фактически имеющегося пенсионного стажа с индексацией, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Довгаль Т. Л. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми о перерасчете размера страховой пенсии с 12 марта 2018 года исходя из всего фактически имеющегося пенсионного стажа с индексацией, в том числе с учетом периодов получения пособия по безработице на территории Эстонской Республики с 04 июля 1997 года по 31 октября 1997 года, с 21 сентября 1998 года по 31 декабря 1998 года и включения периодов учебы с 01 сентября 1980 года по 01 марта 1981 года, с 11 июля 1981 года по 17 июля 1981 года – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий |
подпись |
Мотивированное решение составлено 17 марта 2020 года.
Копия верна: |
|
судья |
Ю.Ф. Матюшенко |