Административное дело № 2а-26/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Чаа-Холь 22 февраля 2018 года
Чаа-Хольский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Ооржака А.А., при секретаре Чооду Ш.М., с участием заместителя прокурора Чаа-Хольского района Республики Тыва Лудуп А.С., представителя административного ответчика Карашпай А.В., в открытом судебном заседании рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению прокурора Чаа-Хольского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чаа-Хольского района Республики Тыва обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, указывая на то, что по результатам проведенной прокуратурой в декабре 2017 года установлено, что администрация Чаа-Хольского района имеет официальный сайт: сhaa-hol.cog.fgmail.ru. В администрации района имеется орган муниципального контроля - отдел земельных и имущественных отношений. В целях осуществления муниципального контроля администрацией района утверждено постановление от 28.11.2013 № 355 «Об организации и осуществлении муниципального контроля (надзора) на территории муниципального района «Чаа-Хольский кожуун РТ». «Об утверждении административного регламента администрации Чаа-Хольского кожууна для проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля». Проверкой установлено, что на официальном сайте в сети «Интернет» администрацией района перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих сведения об указанном органе, порядке деятельности, а также установленные обязательные требования, которые являются предметом муниципального контроля, а также тексты соответствующих нормативных правовых актов не размещены. Таким образом, информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам осуществления муниципального контроля не осуществляется. При изменении нормативных правовых актов Российской Федерации и внесении в них изменений в действующие муниципальные нормативные правовые акты, соответствующие изменения не вносятся. Так, в частности, по результатам проверки постановления администрации района №355 от 28.11.2013 «Об организации и осуществлении муниципального контроля
(надзора) на территории муниципального района «Чаа-Хольский кожуун РТ» прокурором района 24.11.2017 принесен протест в связи с его противоречием действующему законодательству с учетом положений Федерального закона от 03.07.2016 № 277-ФЗ которым, внесены изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ). По результатам проверки указанных требований законодательства установлено, что они не исполняются, какая-либо информация о проводимых органом муниципального контроля мероприятиях, информация об обобщении практики деятельности муниципального контроля на официальном сайте администрации не размещена. Кроме того, администрацией района утверждено постановление от 31.08.2017 № 217 «Об утверждении ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год». Указанный план также не размешен на официальной сайте администрации. В этой в связи, по выявленным нарушениям председателю администрации района 11.12.2017 внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако требования об устранении нарушений законодательства не выполнены. Из представленного ответа администрации района от 15.01.2018 за исх. № 8 следует, что в декабре 2017 года создан новый официальный сайт администрации района на базе домена старого сайта, в связи с чем информации размещаются заново. Отделу по земельным и имущественным отношениям поручено разместить на официальном сайте администрации соответствующие сведения. Между тем, следовало рассмотреть представление и принять конкретные меры по устранению нарушений законодательства в месячный срок. По результатам контрольной проверки, установлено, что нарушения не устранены. Вышеуказанные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении администрацией района обязанностей по размещению обязательных сведений и являются недопустимыми, поскольку нарушают права и интересы субъектов предпринимательской деятельности. Просит признать бездействие администрации муниципального района «Чаа-Хольский кожуун РТ» незаконным и обязать администрацию муниципального района «Чаа-Хольский кожуун РТ» устранить нарушения федерального законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля путем размещения на официальном сайте нормативных правовых актов о муниципальном контроле юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор Лудуп А.С. административное исковое заявление по указанным в нем основаниям поддержал полностью и просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика - Администрации муниципального района «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва» Карашпай А.В., действующая на основании доверенности, административные исковые требования признала полностью, пояснив, что указанные нарушения будут устранены.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ответу Администрации Чаа-Холського кожууна РТ от 01 ноября 2017 года администрация Чаа-Хольского района имеет официальный сайт: сhaa-hol.cog.fgmail.ru.
По результатам проверки постановления администрации района от 28.11.2013 №355 «Об организации и осуществлении муниципального контроля (надзора) на территории муниципального района «Чаа-Хольский кожуун РТ» прокурором района принесен протест в связи с его противоречием действующему законодательству с учетом положений Федерального закона от 03.07.2016 № 277-ФЗ которым, внесены изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Согласно ответу Администрации Чаа-Хольского кожууна РТ от 15 декабря 2017 года, протест прокурора от 24 ноября 2017 года рассмотрен, в результате чего постановлением администрации Чаа-Хольского кожууна РТ от 15 декабря 2017 года №454 «О внесении изменений и дополнений в постановление администрации от 28.11.2013 г. № 355 «Об организации и осуществлении муниципального контроля (надзора) на территории муниципального района «Чаа-Хольский кожуун РТ» внесены изменения и дополнения в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 года №277-ФЗ.
Согласно требованию прокурора Чаа-Хольского района от 13 декабря 2017 года, по результатам проведенной проверки выявлены нарушения законодательства в части не размещения на официальном сайте в сети «Интернет» обязательной информации.
Из представленного ответа администрации района от 15.01.2018 за исх. № 8 следует, что в декабре 2017 года создан новый официальный сайт администрации района на базе домена старого сайта, в связи с чем, информации размещаются заново. Отделу по земельным и имущественным отношениям поручено разместить на официальном сайте администрации соответствующие сведения.
Согласно справке заместителя прокурора Чаа-Хольского района по результатам проведенной проверки по состоянию на 25 января 2018 года администрацией района сведения о муниципальном контроле, подлежащие размещению на официальном сайте администрации района в сети «Интернет» не размещена.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона № 294-ФЗ муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Часть 2 статьи 6 Федерального закона № 294 - ФЗ определяет полномочия органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль:
организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории. Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном представительным органом муниципального образования:
1.1) организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления;
разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, разработка в соответствии с типовыми административными регламентами, утверждаемыми уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации, за исключением муниципального контроля, осуществляемого уполномоченными органами местного самоуправления в сельских поселениях:
осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий.
Таким образом, органы местного самоуправления, осуществляющие муниципальный контроль, самостоятельно организуют и осуществляют данный контроль в пределах своих полномочий на территории муниципального образования, на которой данные органы действуют. При этом они должны разрабатывать и принимать административные регламенты осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности.
В соответствии с п.1 ст. 13.3 Федерального закона № 294-ФЗ в целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок, а также их результатов создается единый реестр проверок. Единый реестр проверок является федеральной государственной информационной системой.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 21 Федерального закона № 294-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право получать от органа муниципального контроля, их должностных лип информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом: знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация.
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ), если федеральными конституционными законами, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусматриваются особенности предоставления отдельных видов информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, положения настоящего Федерального закона применяются с учетом особенностей, предусмотренных этими федеральными конституционными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных и органов местного самоуправления являются открытость, доступность, достоверность информации о деятельности государственных органов, своевременность ее предоставления (ст. 4 Федерального закона № 8-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона № 8-ФЗ органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.
Согласно представленным материалам, на официальном сайте в сети «Интернет» администрацией района перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих сведения об указанном органе, порядке деятельности, а также установленные обязательные требования, которые являются предметом муниципального контроля, а также тексты соответствующих нормативных правовых актов не размещены.
Таким образом, информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам осуществления муниципального контроля Администрацией Чаа-Хольского кожууна РТ не осуществляется.
Поскольку обязанность по информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам осуществления муниципального контроля возложена на органы местного самоуправления - администрацию муниципального района «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва», и невыполнение административным ответчиком вышеуказанных требований закона нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, заявленные требования прокурора подлежат удовлетворению.
С учетом удовлетворенных требований, а также учитывая, что для устранения выявленных нарушений потребуется значительное время, суд считает разумным установить месячный срок для устранения нарушений со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Чаа-Хольского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального района «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва», выразившееся в нарушении законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Обязать Администрацию муниципального района «Чаа-Хольский кожуун Республики Тыва» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля путем размещения на официальном сайте нормативных правовых актов о муниципальном контроле юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня оглашения.
Председательствующий А.А. Ооржак