УИД № 31RS0016-01-2024-002799-04 Дело № 2-2788/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 августа 2024 года город Белгород
Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе:
председательствующего судьи: Приходько Н.В.,
при секретаре: Ядрихинской А.А.,
с участием прокурора Рыбниковой Н.С., истца Сычкова А.А., представителя ответчика Голдобиной М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Белгородской области, действующего в интересах Сычкова Алексея Алексеевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области о признании права на получение компенсации страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства и обязании выплатить компенсацию,
у с т а н о в и л :
заместитель прокурора Белгородской области в интересах инвалида Сычкова А.А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области (далее – ОСФР по Белгородской области), в котором с учетом увеличенных исковых требований просит признать за Сычковым А.А. право на получение компенсации страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства с 17.12.2004; обязать ОСФР по Белгородской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу выплатить Сычкову А.А. компенсацию страховой премии по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в размере 3 659,45 руб.
В обоснование иска указано, что в связи с поступившим обращением <данные изъяты> Сычкова А.А. прокуратурой проведена проверка по факту отказа последнему в предоставлении мер социальной поддержки, право на которые у него возникло в 2004 году. В ходе проверки установлено, что Сычковым А.А., являющимся <данные изъяты> поданы заявления со всеми необходимыми документами в ОСФР по Белгородской области на получение компенсации <данные изъяты> страховой премии по договору обязательного страхования. 17.10.2022 и 20.10.2023 соответственно ОСФР по Белгородской области приняты решения об отказе в назначении мер социальной поддержки, в связи с отсутствием у Сычкова А.А. в <данные изъяты>. Считают, что выводы ОСФР по Белгородской области о необходимости получения Сычковым А.А. индивидуальной программы реабилитации неправомерны, поскольку Сычков А.А. имеет право на получение компенсации в размере 50 % страховой премии, уплаченной им по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, предусмотренной ст. 17 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Федеральный закон об ОСАГО), что подтверждается выплатами осуществляемыми ему ранее министерством социальной защиты населения и труда Белгородской области.
В судебном заседании прокурор заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении и просил их удовлетворить.
Сычков А.А. также поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить. Дополнительно Сычков А.А. поясни, что с 17.12.2004 он является <данные изъяты> Ранее он всегда пользовался услугой по выплате компенсации в размере 50 % страховой премии, уплаченной им по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Считает, что справкой (выпиской) от 17.12.2004 № 2331, выданной ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Белгородской области» к акту освидетельствования врачебно-трудовой экспертной комиссии по определению медицинских показаний на обеспечение транспортным средством с ручным управлением с заключением «<данные изъяты> подтверждается что он имеет <данные изъяты> в связи с которым ему было бесплатно предоставлено транспортное средство и имеет право на получение вышеуказанной компенсации. С необходимостью получения программы реабилитации в настоящее время, в связи с изменениями в законодательстве не согласен.
Представитель ответчика ОСФР по Белгородской области Голдобина М.В., возражала против удовлетворения заявленных исковых требований по основаниям изложенным в возражениях на исковое заявление.
Представители третьи лиц ФКУ «ГБ МСЭ по Белгородской области Минтруда России» и Министерства социальной защиты населения и труда Белгородской области, извещенные о дне, времени и месте судебного заседания надлежащим образм посредством направления извещений заказной корреспонденцией (ФКУ «ГБ МСЭ по Белгородской области Минтруда России») и электронной почтой в соответствии с Соглашением (Министерство социальной защиты населения и труда Белгородской области), в судебное заседания не явились. От представителя Министерства социальной защиты населения и труда Белгородской области поступило заявление с просьбой дело рассмотреть без участия представителя. ФКУ «ГБ МСЭ по Белгородской области Минтруда России» сведений об уважительности причин неявки суду не предоставило, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляло.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о дне, времени и месте судебного заседания.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Судом установлено, что 08.02.2024 Сычков А.А. обратился к прокурору Белгородской области с жалобой, в которой просил принять меры прокурорского реагирования по восстановлению его законного права на получение компенсации согласно ст. 17 Федерального закона об ОСАГО, по которой прокуратура провела проверку.
Таким образом, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с вышеуказанным иском.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации указано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, и в иных случаях, установленных законом. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Положениями Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» (далее – Об основах охраны здоровья граждан РФ) регулируются отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, который определяет в том числе правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав; полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья.
В соответствии со ст. 5 названного закона государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.
Положениями ст. 8 Федерального закона Об основах охраны здоровья граждан РФ определено, что социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон о защите инвалидов) определяет социальную защиту инвалидов как систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 10 Закон о защите инвалидов государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Согласно ст. 8 Закона о защите инвалидов на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается разработка индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов (далее – ИПРА).
Транспортное средство не входит в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р, предоставляемых инвалидам бесплатно за счет средств федерального бюджета. Вместе с тем, транспортное средство является одним из видов реабилитации, поскольку, компенсирует ограниченные физические способности, в частности способность к передвижению, способствует социальной и профессиональной реабилитации инвалидов всех категорий, а также позволяет облегчить выполнение повседневных действий по уходу за инвалидом.
Согласно п. 8 приложения к Приказу Минтруда России от 03.12.2018 № 765 «Об утверждении методических рекомендаций по определению потребности инвалида, ребенка-инвалида в мероприятиях по реабилитации и абилитации на основе оценки ограничения жизнедеятельности с учетом социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных» в ИПРА вносится заключение о наличии медицинских показаний для приобретения инвалидом транспортного средства за счет собственных средств либо средств других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона об ОСАГО инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям предоставляется компенсация в размере 50 процентов от уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2021 № 2579 «Об утверждении Правил предоставления инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям компенсации в размере 50 процентов от уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также представления в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведений для предоставления указанной компенсации, изменении и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» утверждены правила предоставления выплат (далее – Правила).
В соответствии с указанными правилами документом подтверждающим наличие медицинских показаний для приобретения транспортного средства, является ИПРА.
Так, согласно ст. 11 Федерального закона О защите инвалидов ИПРА - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке ИПРА инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации ИПРА инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
ИПРА инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
ИПРА имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.
Если предусмотренные ИПРА техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Приказом Минтруда России от 26.06.2023 № 545н утвержден Порядок разработки и реализации ИПРА инвалида, ИПРА ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм (далее – Порядок).
Согласно вышеуказанному Порядку сведения об ИПРА и о рекомендованных в ней реабилитационных или абилитационных мероприятиях направляются из информационной системы медико-социальной экспертизы в федеральную государственную информационную систему «Федеральный реестр инвалидов».
П.п. 6-8 Правил установлено, что территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в течение одного рабочего дня со дня поступления информации, содержащейся в договоре обязательного страхования, представленной в соответствии с п. 5 настоящих Правил, определяет право гражданина на получение компенсации по договору обязательного страхования, на основании сведений, указанных в абз. 3 и 4 п. 4 настоящих Правил (п.6 Правил).
Компенсация в заявительном порядке предоставляется территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации при отсутствии в государственных информационных системах, оператором которых является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, сведений, указанных в абз. 5 п. 4 настоящих Правил. В случае отсутствия сведений, указанных в абз. 3 и 4 п. 4 настоящих Правил, территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации уведомляет гражданина с использованием личного кабинета на Едином портале и иным способом, позволяющим определить факт и дату его уведомления о наличии права на получение компенсации и необходимости обращения за ее получением с заявлением о предоставлении компенсации и представлением документов, указанных в абз. 4 и 5 п. 8 настоящих Правил (п.6 Правил).
В соответствии с абз. 4 п. 8 Правил, в случае отсутствия в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр инвалидов» сведений, указанных в абз. 3 п. 4 настоящих Правил, решение о предоставлении компенсации принимается территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании представленных гражданином документа, подтверждающего факт установления инвалидности, и ИПРА инвалида (ребенка-инвалида) с заключением о наличии медицинских показаний для приобретения транспортного средства за счет собственных средств либо средств других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм.
Согласно абз. 5 п. 8 Правил заявитель несет ответственность за недостоверность сведений, указанных в заявлении о предоставлении компенсации, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае установления факта наличия в заявлении о предоставлении компенсации и (или) документах (сведениях), представленных гражданином в соответствии с п. 8 настоящих Правил, недостоверной и (или) неполной информации территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации не позднее одного рабочего дня со дня установления указанного факта возвращает их гражданину с указанием информации, подлежащей корректировке. В этом случае срок принятия решения о предоставлении компенсации либо об отказе в предоставлении компенсации приостанавливается до дня представления гражданином исправленного заявления о предоставлении компенсации и (или) необходимых документов (сведений), но не более чем на 5 рабочих дней (п. 11 Правил).
Таким образом, если сведения об инвалидности и о наличии медицинских показаний для приобретения инвалидом транспортного средства имеются в ФГИС «Федеральный реестр инвалидов», при наличии совокупности дополнительных условий территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации компенсация назначается в беззаявительном порядке.
А в случае отсутствия сведений о наличии медицинских показаний для приобретения инвалидом транспортного средства в ФГИС «Федеральный реестр инвалидов» решение принимается на основании представленных гражданином документов. Если же гражданином представлена неполная информация территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации возвращает гражданину документы с указанием информации, подлежащей корректировке, срок принятия решения приостанавливается до дня представления гражданином исправленного заявления, но не более чем на 5 рабочих дней.
Как следует из материалов дела, Сычков А.А., ДД.ММ.ГГГГ, является <данные изъяты>, что подтверждается справками <данные изъяты> (<данные изъяты>
Сычков А.А. имеет в собственности транспортное средство Mitsubishi Pajero, г.р.з. К249ТР31.
В связи с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств Сычковым А.А. оформлен страховой полис ОСАГО на период страхования с 07.10.2022 по 06.10.2023 стоимость страхования составила 3 866,50 руб., что следует их страхового полиса № №
14.10.2022 Сычков А.А. подал заявление в ОСФР по Белгородской области на предоставление меры социальной защиты (поддержки) в виде компенсации <данные изъяты> страховой премии по договору обязательного страхования владельцев транспортных средств.
ОСФР по Белгородской области по результатам рассмотрения заявления Сычкова А.А. 17.10.2022 принято решение об отказе в назначении мер социальной поддержки в связи с отсутствием у Сычкова А.А. в ИПРА инвалида заключения о наличии медицинских показаний для приобретения транспортного средства за счет собственных средств либо средств других лиц или организацией независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В связи с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств Сычковым А.А. оформлен страховой полис ОСАГО на период страхования с 07.10.2023 по 06.10.2024 стоимость страхования составила 3 452,40 руб., что следует их страхового полиса № №
19.10.2023 Сычков А.А. подал заявление в ОСФР по Белгородской области на предоставление меры социальной защиты (поддержки) в виде компенсации <данные изъяты> страховой премии по договору обязательного страхования владельцев транспортных средств.
ОСФР по Белгородской области по результатам рассмотрения заявления Сычкова А.А. 20.10.2023 принято решение об отказе в назначении мер социальной поддержки в связи с отсутствием у Сычкова А.А. ИПРА.
Согласно справке 2331 к акту освидетельствования во ВТЭК по определению медицинских показаний на обеспечение транспортными средствами с ручным управлением (для предоставления в госавтоинспекцию) от 17.12.2004. Сычков А.А. признан годным к управлению автомобилем с обычным управлением.
Данная справка выдана на основании акта освидетельствования во № по определению медицинских показаний на обеспечение транспортными средствами с ручным управлением.
Как следует из письма ФКУ «ГБ МСЭ по Белгородской области» Минтруда России, 17.12.2004 Сычков А.А. проходил освидетельствование в составе № <данные изъяты>
Изучив представленные ФКУ «ГБ МСЭ по Белгородской области» Минтруда России по запросу суда копии актов освидетельствования, суд установил, что в акте освидетельствования во <данные изъяты>
Согласно протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы № <данные изъяты>
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что ОСФР по Белгородской области в нарушение норм федерального законодательства было необоснованно отказано <данные изъяты> Сычкову А.А. в выплате компенсаций страховой премии по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, поскольку в заключении имеются сведения о наличии медицинских показаний для приобретения транспортного средства, что ответчиком не было учтено.
Таким образом, с даты установления <данные изъяты> у Сычкова АА. возникло право на получение компенсации страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а именно с 17.12.2004.
Суд полагает, что имеются основания для удовлетворения заявленных исковых требований и возложения на ОСФР по Белгородской области обязанности предоставить меру социальной поддержки – компенсацию страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств <данные изъяты> Сычкову А.А. по полюсам ОСАГО № <данные изъяты> за период с 07.10.2022 по 06.10.2023 и <данные изъяты> от 29.09.2023 за период 07.10.2023 по 06.10.2024 в размере 3 659,45 руб. ((3 866,50 руб. + 3 452,40 руб.)/2).
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Истец в иске просит, чтобы решение суда было исполнено в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Суд признает данный срок достаточным.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины при подаче заявлений в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
ОСФР по Белгородской области, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождается от уплаты государственной пошлины в качестве истцов и ответчиков.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
иск заместителя прокурора Белгородской области (ИНН № действующего в интересах Сычкова Алексея Алексеевича (паспорт серии № к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области (ИНН № о признании права на получение компенсации страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства и обязании выплатить компенсацию удовлетворить.
Признать за Сычковым Алексеем Алексеевичем право на получение компенсации страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства с 17.12.2004.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу выплатить Сычкову Алексею Алексеевичу компенсацию страховой премии по договорам обязательного страхования гражданской ответственности в размере 3 659,45 руб.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Белгорода в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 22.08.2024.
Судья