ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 апреля 2022 года по делу № 33-2829/2022
Судья в 1-й инстанции Гончаров В.Н. дело № 2-1891/2020
УИД 91RS0018-01-2020-002331-29
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи | Гоцкалюка В.Д. |
Судей | Бондарева Р.В. |
Белоусовой В.В. | |
при секретаре | Кочмареве Н.В. |
заслушав в открытом судебном заседании в городе Симферополе по докладу судьи В.Д. Гоцкалюка гражданское дело по иску Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым к Мамаеву А.Ю., третьи лица: Администрация Новофедоровского сельского поселения Сакского района Республики Крым, Администрация Сакского района Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Хвостиченко Е.П,, об истребовании имущества из чужого незаконного владения,
по апелляционной жалобе Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым на решение Сакского районного суда Республики Крым от 02 декабря 2020 года,
у с т а н о в и л а:
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым обратилось в суд с иском к Мамаеву А.Ю., третьи лица - Администрация Новофедоровского сельского поселения Сакского района Республики Крым, Администрация Сакского района Республики Крым, Государственный комитет по Государственной регистрации и кадастру республики Крым, Хвостиченко Е.П, об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка площадью 889 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Требования мотивированы тем, что Прокуратурой Республики Крым проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории Сакского района, по результатам которого выявлены факты незаконного оформления прав на земельные участки, в том числе, на земельный участок, расположенный по вышеуказанному адресу; установлено, что ответчик на основании договора купли-продажи от 10 сентября 2019 года приобрел у Хвостиченко Е.А. земельный участок площадью 889 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, принадлежавший ему на праве собственности на основании Государственного акта о праве собственности от 21 декабря 2011 года, выданном согласно договора купли-продажи земельного участка от 01 ноября 2011 года.
Вместе с тем, в Администрации Новофедоровского сельского поселения сведения о принятии до 21 марта 2014 года Новофедоровским поселковым советом Сакского района АР Крым и его исполнительным комитетом каких- либо распорядительных актов в отношении указанного земельного участка отсутствуют; в нарушение ч.ч.6-9 статьи 118, статьи 186-1 Земельного кодекса Украины проект землеустройства по отводу в собственность Хвостиченко Е.А. земельного участка в установленном порядке не разрабатывался, управлением Госземагенства в городах Евпатория, Саки и Сакском районе и органом архитектуры районной государственной администрации в АР Крым не согласовывался, решения о передаче в собственность земельного участка Новофедоровским поссоветом не принималось, т.е. спорный земельный участок не сформирован как объект земельных правоотношений в соответствии с законодательством Украины, в связи с чем, регистрация права собственности за Хвостиченко Е.А. на спорный земельный участок муниципальной собственности произведена незаконно.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 2 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», все земли, кроме частной, муниципальной собственности, а также земель, отнесенных в соответствии с настоящим Законом и землям лесного фонда, признаются собственностью Республики Крым.
На основании Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Крым от 27 июня 2014 года № 157, к основным задачам Минимущества относится защита имущественных прав и интересов Республики Крым в соответствии с законодательством, а также осуществление в пределах компетенции Минимущества контроля за использованием и сохранностью имущества и земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Крым. Кром того, Минимущество осуществляет функции п управлению в пределах компетенции землями государственной собственности Республики Крым (п.п.2,5, 2.7).
Согласно пункту 4.69 указанного Положения Минимущество в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями выступает от имени Республики Крым в качестве истца и ответчика в суде при рассмотрении споров, связанных с владением, пользованием, распоряжением земельными участками, находящимися в собственности Республики Крым, если иное не установлено законодательством Республики Крым либо принятыми в соответствии с ним решениями Главы Республики Крым или Совета министров Республики Крым.
Статьей 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно.
Полагают, что поскольку спорный земельный участок в установленном законом порядке в собственность не выделялся, нарушаются интересы Республики Крым в сфере управления и распоряжения землями государственной собственности.
Спорный земельный участок выбыл из государственной собственности незаконно с последующими многочисленными сделками купли-продажи помимо воли органа государственной исполнительной власти, уполномоченного распоряжаться государственными землями - Минимущества, в связи с чем на основании статей 301, 302 ГК РФ подлежит истребованию из незаконного владения приобретателя, просили также прекратить право собственности Мамаева А.Ю. на спорный земельный участок.
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 02 декабря 2020 года в удовлетворении иска – отказано.
В апелляционной жалобе МИЗО Республики Крым просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. Обжалуемое решение считает необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права.
Заслушав докладчика, пояснения лиц явившихся в судебное заседание, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Из содержания положений статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что суд обязан разрешать дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку законности и обоснованности решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства, если признает, что они не могли быть представлены стороной в суд первой инстанции; подтверждает указанные в обжалованном решении суда факты и правоотношения или устанавливает новые факты и правоотношения.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении» № 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Из материалов дела следует, что 10 сентября 2019 года за Хвостенко Е.П., на основании Государственного акта на право собственности на земельный участок, серия ЯИ №, выданного 21 декабря 2011 года, в ЕГРН зарегистрировано право собственности на земельный участок, площадью 889 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН зарегистрирован переход права собственности на указанный земельный участок за Мамаевым А.Ю., на основании договора купли-продажи от 10 сентября 2019 года.
Обосновывая свои исковые требования, истец ссылался на то, что спорный земельный участок незаконно выбыл из владения собственника - Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 36 Постановления Пленума ВС РФ №10 и Пленума ВАС РФ №22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», пункта 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины, статьями 3.1, 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-Ф3 «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации», статьи 12 ГК РФ, пришел к выводу о том, что истец просит истребовать из чужого незаконного владения в пользу Республики Крым в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым спорный земельный участок, который не является собственностью Республики Крым, поскольку находится в границах населенного пункта пгт. Новофедоровка, то есть правом на обращение в суд с такими требованиями имеет только Администрация Новофедоровского сельского поселения Сакского района Республики Крым.
Однако с такими выводами суда первой инстанции не может согласится судебная коллегия.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Частью 2 статьи 214 ГК РФ определено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам ( собственность субъекта Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 122 ЗК Украины (в редакции от 14.01.2009 года) сельские, поселковые, городские советы передают земельные участки в собственность или в пользование из земель коммунальной собственности соответствующих территориальных громад для всех нужд.
Исходя из пункта 10 раздела X переходных положений ЗК Украины решение о разграничении земель государственной и коммунальной собственности в пределах населенных пунктов принимают соответствующие сельские, поселковые, городские совета по согласованию с органами исполнительной власти, а за пределами населенных пунктов - органы исполнительной власти по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.
Согласно пункту 12 раздела X переходных положений ЗК Украины до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляют соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти.
В соответствии со статьей 83 Земельного кодекса Украины в коммунальной собственности находились все земли в пределах населенных пунктов, кроме земель частной и государственной собственности, а также земельные участки за их пределами, на которых размещались объекты коммунальной собственности.
Правовой основой регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, в том числе, установленных Закон Республики Крым от 31.07.2014 N 38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».
Частью 1 статьи 23 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21.03.2014 г. "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Статья 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6- ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя предусматривает возможность определения указанными субъектами Российской Федерации особенностей регулирования возникших ранее (до 21.03.2014) земельных правоотношений.
Закон Республики Крым от 31.07.2014 N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" устанавливает особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.
Право истребовать свое имущество из чужого незаконного владения и тем самым восстановить свое нарушенное право собственника предусмотрено статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 81 Конституции Республики Крым Совет министров Республики Крым является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым. Исполнительную власть в Республике Крым осуществляют Глава Республики Крым, Совет министров Республики Крым и иные органы исполнительной власти Республики Крым.
Согласно статье 83 Конституции Республики Крым Совет министров Республики Крым управляет и распоряжается собственностью Республики Крым в соответствии с законами Республики Крым, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 2 Закона Республики Крым от 08 августа 2014 года № 46-ЗРК «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым» (далее - Закон № 46-ЗРК) Совет министров Республики Крым в сфере управления и распоряжения имуществом Республики Крым управляет и распоряжается имуществом Республики Крым в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Крым; издает в пределах своих полномочий постановления и распоряжения по вопросам управления и распоряжения имуществом Республики Крым; осуществляет функции и полномочия собственника имущества Республики Крым в порядке и пределах, определенных федеральным законодательством, настоящим Законом и законодательством Республики Крым; принимает решения об учреждении, реорганизации и ликвидации предприятий и учреждений, утверждает их уставы; принимает решения о закреплении имущества Республики Крым на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за предприятиями и учреждениями, за исключением случаев, установленных пунктом 9 части 2 статьи 2 Закона № 46-ЗРК и др.
Также пунктом 8 части 4 статьи 2 Закона №46-ЗРК установлено, что Уполномоченный орган, в частности проводит в установленном порядке работу по передаче имущества Республики Крым в федеральную и муниципальную собственность, по приему в собственность Республики Крым федерального и муниципального имущества, а также осуществляет юридические действия по приему-передаче имущества в процессе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Республики Крым и органами местного самоуправления.
Пунктом 1 Указа Главы Республики Крым от 03 сентября 2014 года № 242- У «Об уполномоченном органе» определено, что исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Республики Крым, является Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (Минимущество).
В соответствии с Положением, утвержденным Советом министров Республики Крым от 27 июня 2014 года №157, Минимущество является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативному правовому регулированию, контролю в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, которое находится в его ведении, а также координирующим в установленных случаях деятельность в этой сфере исполнительных органов государственной власти Республики Крым.
Таким образом, Минимущество осуществляет от имени Республики Крым в установленном порядке управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Республики Крым, а также защиту имущественных прав и интересов Республики Крым.
В соответствии с пунктом 2.7 Положения одной из основных задач Минимущества является защита имущественных прав и интересов Республики Крым в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, учитывая Положение о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 27 июня 2014 года N 157, согласно которого возложены на Минимущество, которое вправе обращаться в суд с иском в защиту интересов Республики Крым.
Согласно вышеуказанному Положению, для осуществления возложенных на него функций, Минимущество в пределах своей компетенции имеет право: осуществлять юридические действия по защите прав и законных интересов Республики Крым по вопросам, входящим в компетенцию Минимущества, в том числе обращаться в интересах Республики Крым в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и к мировым судьям по вопросам приватизации, управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Республики Крым, в том числе признания недействительными сделок по приватизаций и распоряжению имуществом, находящимся в собственности Республики Крым; иным вопросам в случаях, предусмотренных законодательством.
Из части 1 статьи 125 ГК РФ следует, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункта 1 Постановления Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым", которым установлено, что на период интеграции Республики Крым в состав Российской Федерации и до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью, все государственное имущество (государства Украина) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, а также имущество, указанное в Приложении к настоящему постановлению, учитывается как собственность Республики Крым.
В последующем была введена норма статьи 2.1 Закона Республики Крым N 38-3PK, согласно которой право собственности Украины на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся по состоянию на 17 марта 2014 года на территории Республики Крым, считать прекращенным на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года N 1745-6/14 "О независимости Крыма" в связи с возникновением права собственности Республики Крым на такое имущество.
Моментом возникновения таких прав является момент вступления в силу нормативно – правовых актов, относящих государственное имущество государства Украина и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым к собственности Республики Крым как субъекта Российской Федерации и субъекта гражданских прав и обязанностей в отношении государственной собственности.
Возникновение прав собственности Республики Крым также не обусловлено необходимостью совершения каких-либо процедур, направленных на приобретение таких прав. Права собственности возникают из прямого указания закона и принятых в его исполнение нормативно-правовых актов Республики Крым как субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 10 сентября 2019 года за Хвостенко Е.П., на основании Государственного акта на право собственности на земельный участок, серия ЯИ №, выданного 21 декабря 2011 года, в ЕГРН зарегистрировано право собственности на земельный участок, площадью 889 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Основанием для выдачи государственного акта о праве собственности на земельный участок серии ЯИ № от 21 декабря 2011 года указан договор купли-продажи земельного участка от 01 ноября 2011 года, зарегистрированный частным нотариусом Харьковского нотариального округа Жовнир Я.В. (реестр №) ВРО №.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости.
При этом в Администрации Новофедоровского сельского поселения (письма от 17.02.2020 № и от 24.03.2020 №) сведения о принятии до 21 марта 2014 года Новофедоровским поселковым советом Сакского района АРК и его исполнительным комитетом каких-либо распорядительных актов в отношении указанного земельного участка отсутствуют.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о незаконности выбытия спорного земельного участка из государственной собственности.
Полномочия местных государственных администраций по распоряжению землями государственной собственности, предусмотрены статьей 21 Закона Украины от 09.04.1999 № 586-XIV «О местных государственных администрациях».
На 27 декабря 2013 года порядок бесплатной приватизации гражданами земельных участков из земель государственной и муниципальной собственности был определен статьей 118 Земельного кодекса Украины.
Так, согласно части 6 статьи 118 Земельного кодекса Украины граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебного участка) в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 ЗК Украины. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка, согласования землепользователя (в случае изъятия земельного участка, находящегося в пользовании других лиц).
В соответствии с частью 7 статьи 118 Земельного кодекса Украины соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 Земельного кодекса Украины, рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении.
Согласно части 8 статьи 118 Земельного кодекса Украины проект землеустройства по отводу земельного участка согласовывается в порядке, установленном статьей 186-1 Земельного кодекса Украины.
Частью 9 статьи 118 Земельного кодекса Украины установлено, что соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 Земельного кодекса Украины, в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка (а в случае необходимости осуществления обязательной государственной экспертизы землеустроительной документации по закону - после получения положительного заключения такой экспертизы) принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.
В соответствии со статьей 186-1 Земельного кодекса Украины проект землеустройства по отводу земельных участков всех категорий и форм собственности подлежит обязательному согласованию с территориальным органом центрального органа исполнительной власти, осуществляющего реализацию государственной политики в сфере земельных отношений. Проект землеустройства по отводу земельного участка в пределах населенного пункта или земельного участка за пределами населенного пункта, на котором расположен объект строительства или планируется размещение такого объекта, подается также на согласование в структурные подразделения районных, городских государственных администраций в сфере градостроительства и архитектуры.
Проект землеустройства по отводу в собственность Хвостиченко Е.П. земельного участка в установленном порядке не разрабатывался, управлением Госземагенства в городах Евпатория, Саки и Сакском районе и органом архитектуры Сакской районной государственной администрации в АР Крым не согласовывался, в связи с чем, на утверждение в Новофедоровский сельский совет не поступал, соответственно решение о передаче в собственность земельного участка не принималось.
Материалы дела не содержат доказательств того, что порядок, предусмотренный указанным правовым регулированием, ранее был соблюден и спорный земельный участок был образован в соответствии с вышеуказанными требованиями действовавшего на тот период времени законодательства Украины.
Ссылка на выкопировку из плана расположения спорного земельного участка, предоставленного администрацией Новофедоровского сельского поселения Сакского района (л.д. 159-160), согласно которой земельный участок находится в границах сельского поседения, является не состоятельной поскольку данный генеральный план муниципального образования Новофедоровское сельское поселение Сакского района Республики Крым утвержден решением внеочередной 72 сессии 1 созыва Сакского районного совета Республики Крым от 08 октября 2018 года.
Указание на генеральный план Новофедоровского сельского поселения, как правоустанавливающий документ, является неправомерным, поскольку в силу ч. 3 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Привлеченное к участию в деле муниципальное образование не оспаривало правомочия Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым на обращение в суд с соответствующим иском, доводов о принадлежности спорного участка муниципальной собственности не заявляло, как и не заявило собственных требований на предмет спора.
Постановка спорного земельного участка на кадастровый учет, присвоение ему кадастрового номера и регистрация права собственности за Хвостенко Е.П. произведена без основательно, решение о передаче земельного участка в собственность на тот период времени не принималось.
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Таким образом, решений относительно передачи спорного земельного участка орган местного самоуправления не принимал. Доказательств тому, что орган местного самоуправления каким-либо образом передал в собственность спорный земельный участок, материалы дела не содержат.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что поскольку в результате договора купли-продажи право собственности на спорный земельный участок перешло к Мамаеву А.Ю., данная сделка является ничтожной, как нарушающая публичный порядок.
Тот факт, что земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, с последующим отчуждением его, не является доказательством того, что последний является добросовестным приобретателем земельного участка, поскольку материалы дела не содержат доказательств о формировании земельного участка и невозможности не знать об этих обстоятельствах Мамаеву А.Ю.
Принимая во внимание, положения статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой право владеть пользоваться и распоряжаться имуществом принадлежит собственнику, а также, учитывая, что обстоятельствами дела установлено отсутствие законных оснований для возникновения у Хвостенко Е.П. права собственности на спорное имущество, и наличие оснований для возникновения этого права у муниципального образования, судебная коллегия приходит к выводу о том, что спорный земельный участок перешел в пользу ответчика от лица, которое не имело право распоряжаться им, вследствие чего, данная сделка является ничтожной, то есть недействительной, независимо от признания ее таковой судом (ч. 1 ст. 166, ч. 2 ст. 168 ГК РФ).
Ничтожная сделка не влечет возникновение прав и обязанностей у приобретателя по этой сделке, кроме связанных с ее недействительностью.
В соответствии с пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Согласно положениям статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, нарушенные права подлежат судебной защите, способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, перечень которых является открытым. Выбор способа защиты права принадлежит истцу.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец просил прекратить право собственности Мамаева А.Ю. на земельный участок, истребовать данный земельный участок в собственность Республики Крым.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решение суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материально права или норм процессуального права.
При указанных обстоятельствах, установив допущенные нарушения при выбытии спорного земельного участка, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении иска.
Судебная коллегия также полагает необходимым отметить, что доводы ответчика о пропуске истцом сроков исковой давности, являются несостоятельными, поскольку право собственности Хвостенко Е.П. в ЕГРН было зарегистрировано лишь в 2019 году, ввиду чего Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым узнало о нарушении прав лишь в 2019 году, а уже в 2020 году обратилось в суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Сакского районного суда Республики Крым от 02 декабря 2020 года – отменить, принять по делу новое решение, которым иск Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым – удовлетворить.
Истребовать из чужого незаконного владения Мамаева А.Ю. земельный участок с кадастровым номером № площадью 889 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> в пользу Республики Крым в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Прекратить право собственности Мамаева А.Ю. на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 889 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Председательствующий Гоцкалюк В.Д.
Судьи Бондарев Р.В.
Белоусова В.В.