Дело № 2а-3770/2021/2021 (№ 33а-11838/2021)
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Уфа 7 июля 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,
судей Искандарова А.Ф.,
Субхангулова А.Н.,
при секретаре Абдуллиной М.Р.,
с участием прокурора Галиева Р.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления МВД России по г.Стерлитамак об установлении административного надзора в отношении Алексеева Т. О.,
по апелляционному представлению прокурора г.Стерлитамака Республики Башкортостан на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 30 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Искандарова А.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление МВД России по г.Стерлитамак обратилось в суд с административным иском об установлении административного надзора в отношении Алексеева Т.О. сроком на три года, со следующими ограничениями: два раза в месяц являться на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица с 22.00 часов до 07.00 часов, если это не связано с его трудовой деятельностью; запретить выезд за пределы территории, являющейся местом жительства или пребывания поднадзорного, без разрешения надзирающего органа, если это не связано с его трудовой деятельностью; запретить посещение мест проведения официальных спортивных соревнований; запретить пребывание в определенных местах, а именно: в барах, ресторанах, питейных заведениях, ночных клубах, дискотеках.
Административный иск мотивирован тем, что Алексеев Т.О. осужден приговором адрес адрес от дата по ч. 2 ст. 228 УК РФ к 3 годам лишения свободы условно с испытательным сроком на 3 года. Постановлением Мытищинского городского суда адрес от дата условное осуждение отменено, осужденный направлен для отбывания наказания сроком 3 года в исправительную колонию общего режима. Приговором адрес от дата осужден по ч. 2 ст. 228 УК РФ к 3 годам лишения свободы. На основании ст. 70 УК РФ, по совокупности приговоров, к наказанию, назначенному по последнему приговору частично присоединена неотбытая часть наказания по приговору от дата и окончательно определено к отбытию наказание в виде 3 лет 1 месяца лишения свободы в исправительной колонии общего режима.
Осужденный освобожден дата из ФКУ ИК-13 УФСИН России по РБ по постановлению Калининского районного суда адрес от дата условно-досрочно на неотбытый срок 8 месяцев 25 дней. Конец срока дата. После освобождения проживает по адресу: адрес. В ходе проверки по учетам административной практики установлено, что в течении года Алексеев Т.О. неоднократно привлекался к административной ответственности: дата по ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ, дата, дата по ч. 1 ст. 20.21 КоАП РФ.
Решением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 30 апреля 2020 года постановлено:
административное исковое заявление Управления МВД России по г.Стерлитамак об установлении административного надзора в отношении Алексееву Т. О. – удовлетворить.
Установить административный надзор в отношении Алексеева Т. О. на срок 3 (три) года, который следует исчислять со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора, со следующими ограничениями:
обязать 2 (два) раза в месяц являться на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации;
запретить пребывание данного лица вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица с 22.00 часов до 07.00 часов на период установления административного надзора, если это не связано с трудовой деятельностью;
запретить выезд за пределы территории, являющейся местом жительства или пребывания поднадзорного, без разрешения надзирающего органа, если это не связано с его трудовой деятельностью;
запретить посещение мест проведения официальных спортивных соревнований;
запретить пребывание в определенных местах, а именно: в барах, ресторанах, питейных заведениях, ночных клубах, дискотеках.
В апелляционном представлении прокурор адрес просит решение суда первой инстанции изменить в части установленного Алексееву Т.О. ограничения в виде явки 2 раза в месяц на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания, установить в отношении Алексеева Т.О. ограничение в виде явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения, в соответствии с п.1 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав прокурора Галиева Р.Р., поддержавшего доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
В соответствии со ст. 272 КАС РФ суд рассматривает дела по заявлениям об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
В соответствии с ч.7 ст. 270 КАС РФ, административное исковое заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным федеральным законом, в отношении лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, подается администрацией исправительного учреждения не позднее чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон № 64-ФЗ) административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона № 64-ФЗ, административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Статьей 4 Федерального закона № 64-ФЗ предусмотрены административные ограничения, которые подлежат установлению в отношении поднадзорного лица.
Из разъяснений, указанных в п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», для предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении указанных лиц судом устанавливаются временные ограничения их прав и свобод, возлагаются определенные обязанности.
Органами внутренних дел осуществляется наблюдение за соблюдением лицом, в отношении которого установлены административные ограничения, таких ограничений.
Административное ограничение не является наказанием за совершение преступления и (или) правонарушения, а представляет собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений и (или) иных правонарушений лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные Законом, посредством осуществления административного надзора.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в данном Федеральном законе, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Алексеев Т.О. осужден приговором адрес адрес от дата по ч. 2 ст. 228 УК РФ к 3 годам лишения свободы условно с испытательным сроком на 3 года. Постановлением адрес от дата условное осуждение отменено, осужденный направлен для отбывания наказания сроком 3 года в исправительную колонию общего режима. Приговором адрес адрес от дата осужден по ч. 2 ст№... 3 годам лишения свободы. На основании ст. 70 УК РФ, по совокупности приговоров, к наказанию, назначенному по последнему приговору частично присоединена неотбытая часть наказания по приговору от дата и окончательно определено к отбытию наказание в виде 3 лет 1 месяца лишения свободы в исправительной колонии общего режима.
Освобожден дата из ФКУ ИК-13 УФСИН России по РБ по постановлению Калининского районного суда адрес от дата условно-досрочно на неотбытый срок 8 месяцев 25 дней. Конец срока дата.
В ходе проверки по учетам административной практики установлено, что в течение года Алексеев Т.О. неоднократно привлекался к административной ответственности за совершение правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность: дата по ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ, дата, дата по ч. 1 ст. 20.21 КоАП РФ.
Преступления, предусмотренное ч.2 ст.228 УК РФ, относится к категории тяжких (ч.4 ст.15 УК РФ), срок погашения судимости в соответствии с п. «г» ч.3 ст.86 УК РФ погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
При рассмотрении дела суд принял во внимание, что Алексеев Т.О. имеет непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления, в течение года неоднократно привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, и пришел к выводу, что административный надзор в отношении Алексеева Т.О. подлежит установлению на 3 года, который следует исчислять со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
Судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции правильно применил вышеуказанные нормы права, и, руководствуясь положениями пункта 2 части 2 статьи 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», пришел к верному выводу об установлении в отношении административного ответчика административного надзора.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, исследованным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
При установлении Алексееву Т.О. административных ограничений суд посчитал подлежащими удовлетворению требования, предъявленные в административном иске.
В соответствии в п.1 ч.2 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» обязательным является установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Вместе с тем судом в отношении Алексеева Т.О. установлено ограничение в виде явки 2 раза в месяц для регистрации в орган внутренних дел только по месту его жительства или пребывания, при этом ограничение в виде явки 2 раза в месяц для регистрации в орган внутренних дел по месту фактического нахождения Алексеева Т.О. не установлено.
В связи с изложенным судебная коллегия полагает, что в резолютивной части решения в соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 4 Федерального закона № 64-ФЗ необходимо указать при установлении ограничений поднадзорного лица о явке в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Иные административные ограничения установлены в соответствии с требованиями статьи 4 Федерального закона, с учетом данных о поведении осужденного за время отбывания наказания, его отношения к установленному порядку отбывания наказания, к исполнению обязанностей, данных о его личности.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 30 апреля 2021 года изменить в части установления ограничения в виде явки 2 раза в месяц для регистрации в орган внутренних дел, изложив его в следующей редакции:
обязать Алексеева Т.О. 2 (два) раза в месяц являться на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В остальной части решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 30 апреля 2021 года оставить без изменения.
Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи А.Ф. Искандаров
А.Н. Субхангулов
Справка: судья Максютов Р.З.