№2а-3238/2020
10RS0011-01-2020-002830-55
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 июля 2020 г. г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н., при секретаре Паласеловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Корнеевой Оксаны Владимировны к Министерству имущественных и земельных отношений республики Карелия об оспаривании решения,
установил:
Корнеева О.В. обратились в суд с иском к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия по тем основаниям, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером 10:20:0060102:53, предоставленного под огород. Истец обратилась за предоставлением указанного земельного участка в собственность, однако письмом от 24.10.2019 года получила отказ в выкупе земельного участка без проведения торгов, обоснованный отсутствием законных оснований для предоставления участка без проведения торгов и нахождением участка в прибрежной защитной полосе Онежского озера. Истец просит признать незаконными отказ Министерства имущественных и земельных отношений РК по отказу в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №, обязать Министерство имущественных и земельных отношений РК устранить допущенные нарушения законных прав и интересов административного истца.
Определением суда к участию в деле привлечено заинтересованное лицо Администрация Прионежского муниципального района.
В судебном заседании административный истец не участвовала, о рассмотрении дела извещена, направила представителя Кирпу Ю.А., которая в судебном зеседани иск поддержала по изложенным в нем основаниям.
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в лице представителя Ниловой С.И. по доверенности с иском не согласно.
Привлеченное к участию в деле заинтересованное лицо Администрация Прионежского муниципального района в суд представителей не направило, о рассмотрении дела извещено, оставило разрешение спора на усмотрение суда.
Суд, заслушав пояснения представителей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Иск подан с нарушением установленного законом срок. Оспариваемое решение датировано 24.10.2019 года, по пояснениям истца, которые ничем объективно не опровергнуты, получено ею 21.11.2019 года. Иск направлен в суд 24.03.2020 года. Уважительных причин пропуска на обращение в суд истцом не приведено.
В силу ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В силу положений статьи 10.1 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ), пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Закона Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия осуществляет полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Республики Карелия.
Из материалов дела следует, что 08.10.2008 года Администрацией Прионежского муниципального района истцу на праве аренды предоставлен земельный участок с кадастровым номером № площадью 1000 кв.м., расположен в <адрес>, под огород. Указанный договор на момент рассмотрения дела является действующим.
25.09.2019 года административный истец обратилась в адрес административного ответчика с заявлением о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером № на основании пп. 9 п.2 ст. 39.3 ЗК РФ.
В силу приведенного в заявлении пп. 9 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
По результатам рассмотрения указанного заявления и приложенных к нему документов Министерством было принято решение об отказе в предоставлении земельного участка, выраженное в письме от 24.10.2019 г. № 26384/12.4-21, из которого следует, что предоставление земельных участков, переданных в аренду с целью использования «под огород» без торгов п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ не предусмотрено.
Оспариваемое решение вынесено полномочным лицом, оформлено в установленном законом порядке. Срок рассмотрения заявления истца не нарушен. По существу решение отвечает требованиям закона.
В соответствии с пп. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации Министерство принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером № расположен на землях населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования «под огород».
В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, предусмотрен такой вид разрешенного использования земельного участка как «Ведение огородничества» (код - 13.1) включающий в себя осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур.
В соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг;
сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукция (в том числе органической продукции), ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 25.01.2017 №79-р, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год (ч. 1 ст. 3 Закона "О развитии сельского хозяйства");
сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также граждане, ведущие личное подсобное хозяйство (ч. 2 ст. 3 Закона "О развитии сельского хозяйства"). Личное подсобное хозяйство - это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 №112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве").
Согласно от. 3 Федерального закона от 29.07.2017 №217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» огородный земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур.
Спорный земельный участок предоставлялся административному истцу не для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуальным предпринимателем либо главой крестьянского фермерского хозяйства истец не является. Указанный земельный участок предоставлен под огород, в связи с чем применение к спорным правоотношениям пп. 9 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, согласно которому без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину, не возможно.
Поскольку судом не установлено нарушений требований закона при принятии оспариваемого решения, равно как и нарушений прав административного истца оспариваемым решением, в удовлетворении иска надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 178 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья Тарабрина Н.Н.
Мотивированное решение изготовлено
в соответствии со ст. 177 КАС РФ 14.07.2020 года