Решение по делу № 2-6502/2024 от 18.06.2024

Дело № 2-6502/2024

УИД 65RS0001-01-2024-007347-79

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

08 ноября 2024 года                                        город Южно-Сахалинск.

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Бойковой М.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем ФИО, помощником ФИО,

с участием истца ФИО и ее представителя ФИО, действующего на основании устного ходатайства от 02.10.2024 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области о признании незаконным отказа о включении в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера периоды работы в служебных командировках, возложении обязанности включить в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера периоды работы в служебных командировках,

УСТАНОВИЛ:

ФИО обратилась с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области, указывая, что 22.04.2024 г. подала ответчику заявление о включении в страж работы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, периодов нахождения в командировках во время работы в <данные изъяты>, с 1974 по 1983 годы.

Ответчик, письмом от 15.05.2014 г., отказал в удовлетворении данного заявления, ссылаясь, что местом нахождения работодателя -<данные изъяты> который не отнесен к районам, приравненным к районам Крайнего Севера, а в приказах на командировки не указан район, местность, округ куда истец была направлена и поэтому не могут быть отнесены к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.

Истец считает данный отказ ответчика не законным, поскольку трудовая деятельность ФИО в период нахождения в командировок проходила в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, что возможно установить из нормативных актов, регулирующих административно –территориальное устройство краев и областей.

Просила суд признать незаконным отказ ответчика по включению в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, работу истца в служебных командировках в период с 1974 г. по 1983 г.

Обязать ответчика включить в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, работу в служебных командировках в период с 1974 г. по 1983 г., указанных в заявлении истца от 24.04.2024 г.

Истец и ее представитель в судебном заседании исковые требования поддержали по приведенным в иске доводам.

Ответчик о времени и месте рассмотрения дела был извещен, явку представителя в суд не обеспечили. Представили в дело письменный отзыв на иск в котором указывают, что фактический срок нахождения в командировке, место командировки, должны быть подтверждены бесспорными доказательствами. Таковые истцом ответчику представлены не были. Работодатель истца - <данные изъяты> который не относится к районам Крайнего Севера и местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

<данные изъяты> ( не указаны район, местность, область, округ) Перечнем от 10.11.1967 г. №1029 не предусмотрены и в целях пенсионного обеспечения не могут быть отнесены к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. Следовательно, трудовая деятельность истца в данных местностях в период с 26.04.1975 г. по 21.11.1983 г. не может быть учтена как работа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Просят в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав истца, её представителя, огласив и исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ст. 7 (ч. 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из ст. 39 (ч. 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В силу п. 6 ч. 1 ст. 32 данного Закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам:

мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Копией пенсионного удостоверения подтверждается, что истец является получателем пенсии по старости с 26.03.2004 г. на основании ст. 28.1.6 ФЗ «О трудовых пенсиях».

    24.04.2024 г. ФИО обратилась к ответчику с заявлением указывая, что в период работы в <данные изъяты> (с 01.04.1974 г. по 17.05.1984 г.) по распоряжению руководства истец направлялась в командировки (полевые работы) в местности, приравненные к районам Крайнего Севера.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Просила ответчика учесть данные периоды трудовой деятельности истца в стаж работы, протекавшей в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Письмом от 13.05.2024 г. Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации отказало истцу в удовлетворении её заявления по доводам, аналогичным в представленном суду отзыве на иск.

Представленной в дело копией трудовой книжки ФИО (до регистрации брака ДД.ММ.ГГГГФИО. подтверждается, что истец с ДД.ММ.ГГГГ работала в <данные изъяты>. Затем с ДД.ММ.ГГГГ вновь трудоустроена в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ.

1. Приказом работодателя от ДД.ММ.ГГГГ истец (ФИО) в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Согласно приказа по <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО прибыла с полевых работ ДД.ММ.ГГГГ

Из открытых данных размещенных в сети интернет известно, что <данные изъяты>.

2.Приказом работодателя от ДД.ММ.ГГГГ истец (ФИО) в должности техника выбыла на полевые работы в <адрес>. Срок полевых работ по ДД.ММ.ГГГГ Согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ истец прибыла с полевых работ ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно данных <адрес>.

3. Приказом по <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ истец (ФИО) выбыла на полевые работы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ и прибыла в <адрес>, согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ , - ДД.ММ.ГГГГ.

4. Приказом по <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ техник ФИО направлена на полевые работы в Чумиканский объект и прибыла с полевых работ ДД.ММ.ГГГГ (приказ от 04.10.1977г. ).

Архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что <адрес> в спорный период входило в состав <адрес>.

5. Приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ инженер ФИО с ДД.ММ.ГГГГ считается выбывшей на полевые работы в Умальтинский объект. Считается прибывшей с полевых работ с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ ).

Этой же архивной справкой <данные изъяты> подтверждается, что <адрес> в спорный период входил в состав <адрес> в составе <данные изъяты>

<данные изъяты>» в письме от ДД.ММ.ГГГГ сообщает, что <данные изъяты> подразумевает выполнение полевых лесоустроительных работ в <данные изъяты> подразумевает выполнение полевых лесоустроительных работ в Ульматинском лесхозе Софийского лесничества.

6. С ДД.ММ.ГГГГ техник ФИО, согласно приказа работодателя от ДД.ММ.ГГГГ. ) считается выбывшей на полевые подготовительные работы в <данные изъяты> и прибыла с данных полевых работ с ДД.ММ.ГГГГ ( приказ от ДД.ММ.ГГГГ ).

7.Согласно приказа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. истец ФИО в должности техника выбыла на полевые работы в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ Прибыла ДД.ММ.ГГГГ

Статьей 116 КЗоТ РСФСР, в редакции действовавшей в период спорных отношений, предусматривалось, что работникам, направляемым в служебные командировки, оплачиваются: суточные за время нахождения в командировке; расходы по проезду к месту назначения и обратно; расходы по найму жилого помещения. За командированными работниками сохраняются в течение всего времени командировки место работы (должность) и средний заработок.

Таким образом, истец, продолжая сохранять трудовые отношения с работодателем Амурский лесоустроительная экспедиция на период командировок (полевых работ) меняла место исполнения трудовых обязанностей.

При этом суд расценивает как допустимые доказательства, представленные истцом в дело копии приказов <данные изъяты> о направлении истца в командировки (полевые работы ), о сроках нахождения в командировках и месте её командировок.

Ссылка ответчика на постановление Правительства РФ от 13.10.2008 г. № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки» не состоятельна, поскольку данное постановление регулирует более поздние трудовые правоотношения, чем те, которые являются предметом настоящего судебного разбирательства.

В соответствии с ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.

Аналогичные положения содержались в ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», действовавшего до 01 января 2015 года.

Для установления наличия смешанного стажа юридически значимым обстоятельством является осуществление гражданином обязанностей в рамках трудовых отношений в особых климатических условиях - местности, находящейся в районах Крайнего Севера, вне зависимости от продолжительности осуществления таких обязанностей в данной местности, и от фактического места нахождения его работодателя.

В период служебной командировки работник, по распоряжению работодателя, выполняет в течение определенного срока служебное задание вне места постоянной работы. На рабочих и служащих, находящихся в командировке, распространяется режим рабочего времени и времени отдыха тех предприятий, в которые они командированы.

Разрешая довод истца о том, что местности в которых она осуществляла трудовые функции в период служебных командировок, относятся к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, суд руководствуется действовавшим в период 1977-1983 годы Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 г № 1029 и действующим в настоящее время постановление Правительства РФ от 16 ноября 2021 г. N 1946 «Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФО и признании недействующими на территории РФ некоторых актов Совета Министров СССР».

Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 г № 1029, утвержден «Перечень районом Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях». Данным Постановлением к районам, приравненным к районам Крайнего Севера отнесены:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2021 г. N 1946 так же отнесены к районам, приравненным к районам Крайнего Севера: Тернейский муниципальный округ Приморского края, Верхнебуреинский, Тугуро- Чумиканский районы Хабаровского края, Томаринский район и г. Южно-Сахалинск Сахалинской области.

Следовательно, ФИО в период нахождения в командировках, (полевые работы) осуществляла трудовую деятельность в населенных пунктах, относящихся к районам, приравненным к районам Крайнего Севера.

В этой связи ФИО, при наличии стажа работы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, имеет право на перерасчет размера трудовой пенсии (фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения при условии подачи ею такого заявления и предоставлении всех документов, подтверждающий наличие такого стажа.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» установлено, что лицам, имеющим смешанный стаж работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, стаж работы для исчисления повышенного размера базовой части трудовой пенсии по старости исчисляется как работа в районах Крайнего Севера. При этом предельный период работы в районах Крайнего Севера не установлен. Поэтому для установления наличия смешанного стажа юридически значимым обстоятельством является осуществление гражданином обязанностей в рамках трудовых отношений в особых климатических условиях - местности, находящейся в районах Крайнего Севера или приравненных к ним районах, вне зависимости от продолжительности осуществления таких обязанностей в данной местности, и от фактического места нахождения его работодателя.

При этом в рамках Федерального закона для определения количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в указанном выше порядке основным условием является наличие работы, как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях независимо от её продолжительности. В практическом плане это означает, что указанные выше нормы могут быть применены при наличии хотя бы одного дня работы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним районах.

Установив, что на дату обращения с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости истец имела право необходимый календарный стаж работы в РКС, дающий право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, а пенсионный орган на момент рассмотрения данного заявления располагал необходимыми документами, суд приходит к выводу о признании незаконным отказа ответчика об отнесении трудовой деятельности истца в период её командировок к работе в местности, приравненной к районам Крайнего Севера и считает необходимым обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Сахалинской области учесть данные периоды работы истца в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

При таких обстоятельствах суд находит требования истца законными и обоснованными, в связи чем, подлежащими удовлетворению.

В силу положений ч.1 ст.88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Статья 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относит, в том числе расходы на оплату услуг представителя; суммы, другие признанные судом необходимыми расходы.

Согласно статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

В связи с обращением в суд с настоящим иском истец понесла расходы на оплату услуг представителя ФИО в сумме 30 000 руб., что подтверждается представленными в дело договором на оказание юридических услуг от 22.05.2024 г., распиской от 22.05.2024 г. в получении представителем 30 000 руб. от ФИО По условиям договора представитель обязался оказать истцу следующие услуги: консультативные услуги, подготовка иска, подготовка в ходе судебного процесса необходимых документов, подача в суд иска и иных процессуальных документов, представление интересов в суде.

Частью 1 ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В каждом конкретном случае суд при взыскании таких расходов определяет разумные пределы, исходя из обстоятельств дела.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 Конституции РФ, что предполагает обязанность суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле. Вынося мотивированное решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение соответствующих расходов, суд не вправе также уменьшать его произвольно, тем более, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с неё расходов.

Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Принимая во внимание категорию судебного спора, не относящегося к сложным, фактический объем оказанных представителем услуг, количество судебных заседаний, в которых он принимал участие и их продолжительность, суд находит соразмерной оплату выполненной представителем работы в сумме 15 000 руб.

Во взыскании расходов на оплату услуг представителя в большем размере, суд отказывает.

Истец при подаче иска была освобождена от уплаты государственной пошлины. Основания для взыскания государственной пошлины при вынесении решения с ответчика, в соответствии с подп. 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, также отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО (ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области ) о признании незаконным отказа о включении в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера периоды работы в служебных командировках, возложении обязанности включить в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера периоды работы в служебных командировках, удовлетворить.

Признать незаконным отказ Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области от 13.05.2024г. л в отнесении к работе в местности, приравненной к районам Крайнего Севера трудовой деятельности ФИО время нахождения в командировках в период с 26.04.1975 г. по 21.11.1983 г.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области учесть следующие периоды работы ФИО в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в Сахалинской области в пользу ФИО возмещение судебных расходов в сумме 15 000 руб.

Настоящее решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, через Южно-Сахалинский городской суд.

Председательствующий                                                                М.Н. Бойкова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий                                                                    М.Н. Бойкова

2-6502/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Гостяева Татьяна Ивановна
Ответчики
Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области
Другие
Баранов Андрей Вячеславович
Суд
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области
Судья
Бойкова Марина Николаевна
Дело на сайте суда
u-sahalinsky.sah.sudrf.ru
18.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.06.2024Передача материалов судье
21.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.07.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
18.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.07.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
02.10.2024Предварительное судебное заседание
30.10.2024Судебное заседание
08.11.2024Судебное заседание
08.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.11.2024Дело оформлено
08.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее