Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Монгун-Тайгинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи ФИО1, при секретаре судебного заседания ФИО1 с участием истца – прокурора <адрес> ФИО1, представителя ответчика Министерства труда и социальной политики <адрес> по доверенности ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> ФИО1 в интересах ФИО1 к Министерству труда и социальной политики <адрес> о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
установлено:
Прокурор <адрес> в интересах ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству труда и социальной политики <адрес> об обязании предоставить на условиях найма жилого помещения жилое помещение на территории <адрес>, соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, указывая на то, проведенной по заявлению ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проверкой прокуратуры установлено, что ФИО1 состоит на учете отдела опеки и попечительства и включена в список категории «лицо из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время находится под номером № в списке лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>. В настоящее время ФИО1 проживает у родственников по адресу: <адрес>, имеет малолетнего ребенка ДД.ММ.ГГГГ года рождения, единственным источником дохода является ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, пособие по рождению первого ребенка, в собственности недвижимое имущество и жилья не имеет. ФИО1 осталась без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, следовательно приобрела статус лица, оставшегося без попечения родителей, подлежащая обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного найма жилых помещений, однако, по состоянии. На ДД.ММ.ГГГГ жильем не обеспечена. Просит обязать Министерство труда и социальной политики <адрес> предоставить на условиях договора специализированного найма благоустроенное жилое помещение на территории <адрес>, общей площадью не менее 33 кв.м., соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам и требованиям.
Истец – прокурор <адрес> ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Министерства труда и социальной политики <адрес> ФИО1, с иском не согласилась, пояснила суду, что ФИО1 действительно состоит на учете детей сирот, в случае удовлетворения иска будут нарушены права других детей сирот, поскольку ФИО1 состоит лишь под №, и финансовое положение ответчика не позволяет признать иск.
Выслушав сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство, в соответствии с подпунктами «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее — Федеральный закон N 159-ФЗ) предусмотрены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем лиц данной категории.
Законом Республики <адрес> N918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Закон Республики <адрес> N918 ВХ-1) также предусмотрены льготы и социальные гарантии гражданам из числа лиц данной категории.
В силу статьи 1 Федерального закона N159-03 детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке,
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на получение жилого помещения лицам из числа данной категории принадлежит им по достижении возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрено сохранение
права на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке статьи 8 Закона за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Согласно части 2.1 статьи 8.1 Закона Республики <адрес> N918 ВХ-1 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления до введения в действие настоящей статьи, включаются в список исходя из даты постановки их на учет в органах местного самоуправления. Сведения о лицах, указанных в абзаце первом настоящей части, предоставляются органами местного самоуправления в уполномоченный орган исполнительной власти Республики <адрес> (часть 2.1 введена Законом Республики <адрес> N 2268 ВХ-1).
Согласно свидетельству о рождении (повторное) серии № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Тыва, ее матерью указана ФИО1. Отцом указан ФИО1.
Постановлением начальника отдела по опеке и попечительству <адрес> ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № опекуном малолетней назначен ФИО1.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, представленного главным специалистом отдела опеки и попечительства по Монгун-Тайгинскому кожууну, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. состояла на учете отдела опеки и попечительства по Монгун-Тайгинскому кожууну, относится к категории лиц из числа детей-сирот, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ состоит на очереди получателей жилого помещения для детей сирот, №.
Исходя из изложенного, ФИО1 относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, имеет право на дополнительные гарантии и льготы, установленные законодательством РФ для детей.
Следует учесть, что в настоящее время Федеральный закон N159-ФЗ, ни Жилищный кодекс (статья 109.1), ни законодательство <адрес> регулирующее вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, не предусматривают возможность предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности.
Целью формирования списка является, среди прочего, заблаговременный учет детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Таким образом, данный список необходим для учета детей, которые имеют право на получение жилья по достижении им 18-летнего возраста, чтобы уполномоченные органы вели учет граждан, имеющих право на предоставление жилья, отслеживали наступление ими 18-летнего возраста и планировали предоставление жилья в связи с наступлением данного события.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам, действующим федеральным и региональным законодательством не поставлено в зависимость от условий, указанных представителем ответчика, поскольку факт учета лиц указанной категории в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом, федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения. Положения перечисленных выше норм не содержат указания и на срок, в течение которого должно быть предоставлено жилье данной категории граждан по договорам найма специализированного жилищного фонда, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
С учетом внесенных изменений, жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам, включенным в список, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим части 1 статьи 8 настоящего Закона, на основании заявления указанного гражданина и решения уполномоченного органа исполнительной власти <адрес> о наличии у заявителя оснований для предоставления ему указанного жилого помещения. Уполномоченный орган исполнительной власти <адрес> в течение 10 дней со дня принятия решения уведомляет заявителя о принятом решении.
На основании решения, указанного в части 1 настоящего Порядка, орган исполнительной власти <адрес> по мере формирования специализированного жилищного фонда и с учетом даты подачи заявления о предоставлении гражданам, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, жилых помещений специализированного жилищного фонда принимает решение о предоставлении специализированных жилых помещений гражданам, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, на территории соответствующего городского округа или муниципального образования и заключении договора найма специализированного жилого помещения на пятилетний срок. Указанные договоры найма специализированного жилого помещения являются основанием для вселения граждан, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, в предоставляемые специализированные жилые помещения.
Таким образом, поскольку истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам специализированного найма жилых помещений, жильем не обеспечен, поставлен на очередь в установленном порядке, то требование о предоставлении ей жилого помещения на условиях договора специализированного найма подлежит удовлетворению.
Определяя размер жилого помещения, суд исходит из нормы, установленной Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 625 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении порядка формирования специализированного жилищного фонда <адрес> для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления жилых помещений из указанного фонда", а именно: не менее 33 кв.м., отвечающего санитарным и техническим требованиям. При этом наличие детей у истца на норму жилого помещения не влияет, так как в настоящем случае субъектом права на предоставление жилого помещения является лишь сам истец.
В целях обеспечения реального исполнения решения суд устанавливает срок его исполнения - в течение года со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии с п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Министерство труда и социальной политики <адрес> является органом, наделённым отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в силу чего освобождено от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ:
Иск прокурора <адрес> ФИО1 в интересах ФИО1 к Министерству труда и социальной политики <адрес> о возложении обязанности предоставить жилое помещение, удовлетворить.
Обязать Министерство труда и социальной политики <адрес> в течение года со дня вступления решения суда в законную силу предоставить ФИО1 на условиях договора найма специализированного жилого помещения жилое помещение на территории <адрес>», соответствующее санитарным, техническим и гигиеническим требованиям, общей площадью не ниже 33 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Монгун-Тайгинский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья ФИО1