Судья Тихонова О.А. Дело № 33-15619/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 18.09.2019
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Колесниковой О.Г.,
судей Кокшарова Е.В.,
Сорокиной С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Михайловой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Гзогяна Арсена Александровича, действующего в интересах несовершеннолетней ( / / )2, к Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству здравоохранения Свердловской области о понуждении к совершению действий,
по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Свердловской области на решение Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от 23.05.2019.
Заслушав доклад судьи Кокшарова Е.В., объяснения законных представителей несовершеннолетней ( / / )1 - Гзогян А.А., Гзогян М.Л., судебная коллегия
установила:
Гзогян А.А., действуя в интересах несовершеннолетней ( / / )1, ( / / )2013 г. рождения, обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству здравоохранения Свердловской области, в котором просил:
признать за несовершеннолетней ( / / )1 право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом ... по жизненным показаниям в соответствии с медицинскими рекомендациями;
возложить на Министерство здравоохранения Свердловской области обязанность обеспечить несовершеннолетнюю ( / / )1 лекарственным препаратом «Сабрил» (Вигабатрин) по жизненным показаниям в соответствии с медицинскими рекомендациями.
В обоснование иска указал, что его несовершеннолетняя дочь ( / / )1 относится к категории ребенок-инвалид, страдает тяжелым заболеванием - .... Диагноз установлен на основании лабораторных исследований и клинической картины заболевания и подтвержден медицинским заключением консилиума врачей обособленного подразделения ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» - Научно-исследовательский клинический институт педиатрии имени академика Ю.Е. Вельтищева от 11.12.2017. По жизненным показателям несовершеннолетней рекомендовано начать постоянную длительную ... терапию препаратом .... Данная терапия по абсолютным показаниям и в виду отсутствия альтернативных препаратов при данной форме ... является единственным эффективным методом лечения больной, с имеющейся у ребенка тяжелой патологией. Лечение пациентов, страдающих тяжелыми заболеваниями, проживающих на территории Свердловской области, и обеспечение их лекарственными препаратами отнесены к компетенции Министерства здравоохранения Свердловской области, которое рассмотрев обращения законных представителей несовершеннолетней, содержащие просьбы об организации обеспечения их дочери, не зарегистрированным в Российской Федерации лекарственным препаратом, назначенным ей к индивидуальному применению по жизненным показаниям, в своих ответах от 30.10.2017, 17.07.2018 фактически отказало в обеспечении лекарственным препаратом, указав, что порядок применения лекарственных средств по жизненным показаниям, не зарегистрированных на территории Российской Федерации, установлен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.08.2005 № 494 «О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям», положения которого не предусматривают возможность приобретения таких препаратов за счет как федерального бюджета, так и бюджета субъекта Российской Федерации. Вследствие неправомерного бездействия Министерства здравоохранения Свердловской области, по вопросам обеспечения несовершеннолетней ( / / )1 лекарственным препаратом, необходимым ей по жизненным показаниям, нарушено право ребенка на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Решением Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от 23.05.2019 иск Гзогяна А.А., действующего в интересах несовершеннолетней ( / / )1, удовлетворен частично.
Судом постановлено:
признать за несовершеннолетней ( / / )1, право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом ... по жизненным показаниям;
возложить на Министерство здравоохранения Свердловской области обязанность обеспечить несовершеннолетнюю ( / / )1 лекарственным препаратом ... по жизненным показаниям в соответствии с медицинскими рекомендациями;
в удовлетворении иска в остальной части отказать.
Решение суда в части возложения на Министерство здравоохранения Свердловской области обязанности по организации обеспечения ребенка-инвалида ( / / )1 по жизненным показаниям бесплатно лекарственным препаратом ... в соответствии с медицинскими рекомендациями, приведено к немедленному исполнению.
Не согласившись с решением суда, Министерством здравоохранения Свердловской области подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Гзогян А.А., действующего в интересах несовершеннолетней ( / / )1 отказать, поскольку выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Министерство здравоохранения Российской Федерации указывает, что в силу действующего правового регулирования не может приобрести и обеспечить ребенка-инвалида незарегистрированным на территории Российской Федерации лекарственным препаратом ни за счет средств федерального бюджета, представляемых в виде субвенций на осуществление полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, ни за счет средств областного бюджета, выделяемых на организацию лекарственного обеспечения.
В суд апелляционной инстанции явились законные представители несовершеннолетней ( / / )1 - Гзогян А.А., Гзогян М.Л., указавшие на законность и обоснованность решения суда, не подлежащего отмене по доводам апелляционной жалобы.
Представители Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства здравоохранения Свердловской области, третьего лица ГАУЗ СО «Областная детская клиническая больница», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции посредством заблаговременного (08.08.2019) размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети «Интернет», в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены либо изменения решения суда, который правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сделал обоснованный вывод о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных истцом требований.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ), который определяет правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав; полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья; права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья; права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.
Согласно ст.8 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч.1 ст.81 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ).
В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают: целевые значения критериев доступности медицинской помощи в соответствии с критериями, установленными программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; порядок и условия предоставления медицинской помощи, в том числе сроки ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановом порядке; порядок реализации установленного законодательством Российской Федерации права внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в медицинских организациях, находящихся на территории субъекта Российской Федерации; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой; перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; объем медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании; объем медицинской помощи в расчете на одного жителя, стоимость объема медицинской помощи с учетом условий ее оказания, подушевой норматив финансирования; перечень мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни, осуществляемых в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; порядок и размеры возмещения расходов, связанных с оказанием гражданам медицинской помощи в экстренной форме (ч.2 ст.81 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в который входят дети - инвалиды в возрасте до 18 лет.
В соответствии с ч.5 ст.37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что несовершеннолетняя ( / / )1 относится к категории ребенок-инвалид, страдает тяжелым заболеванием - ...
Диагноз установлен на основании лабораторных исследований и клинической картины заболевания и подтвержден медицинским заключением консилиума врачей обособленного подразделения ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» - Научно-исследовательский клинический институт педиатрии имени академика Ю.Е. Вельтищева от 11.12.2017. По жизненным показателям несовершеннолетней рекомендовано начать постоянную длительную ... терапию препаратом .... Данная терапия по абсолютным показаниям и в виду отсутствия альтернативных препаратов при данной форме ... является единственным эффективным методом лечения больной, с имеющейся у ребенка тяжелой патологией.
Лечение пациентов, страдающих тяжелыми заболеваниями, проживающих на территории Свердловской области, и обеспечение их лекарственными препаратами отнесены к компетенции Министерства здравоохранения Свердловской области, которое рассмотрев обращения законных представителей несовершеннолетней, содержащие просьбы об организации обеспечения их дочери, не зарегистрированным в Российской Федерации лекарственным препаратом, назначенным ей к индивидуальному применению по жизненным показаниям, в своих ответах от 30.10.2017, 17.07.2018 отказало в обеспечении лекарственным препаратом, указав, что порядок применения лекарственных средств по жизненным показаниям, не зарегистрированных на территории Российской Федерации, установлен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.08.2005 № 494 «О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям», положения которого не предусматривают возможность приобретения таких препаратов за счет как федерального бюджета, так и бюджета субъекта Российской Федерации.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования в части возложения на Министерство здравоохранения Свердловской области обязанности по организации обеспечения ребенка-инвалида ( / / )1 по жизненным показаниям бесплатно лекарственным препаратом ... в соответствии с медицинскими рекомендациями, суд первой инстанции, исходя из установленных по делу фактических обстоятельств отнесения несовершеннолетней к определенной категории граждан, имеющих право на бесплатное получение лекарственных средств по медицинским показаниям, пришел к выводу о том, что нуждаемость пациента по жизненным показателям в лекарственном препарате, в данном случае не поставлена в зависимость от регистрации либо не регистрации такого препарата на территории Российской Федерации, а равно не ограничена Перечнем лекарственных препаратов и медицинских изделий, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, поскольку иное бы противоречило гарантированным ст. 41 Конституции Российской Федерации правом ребенка на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным по делу обстоятельствам.
Из установленных по делу обстоятельств следует, что несовершеннолетняя ( / / )1 относится к категории ребенок-инвалид, страдает тяжелым заболеванием - ... которое не входит в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2012 №403, что не исключает у Министерства здравоохранения Свердловской области обязанность по обеспечению такого пациента от обеспечения жизненно важным лекарственным препаратом, который назначен ( / / )1 в соответствии с п. 3 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.08.2005 № 494 «О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям», предусматривающим, что в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной медицинской организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.
Ввоз незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для больных по жизненным показаниям, осуществляется в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в частности Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 №771, ст.ст. 47,48 Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».
Обстоятельства принятия консилиумом врачей обособленного подразделения ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» - Научно-исследовательский клинический институт педиатрии имени академика Ю.Е. Вельтищева (11.12.2017) решения о необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям несовершеннолетней ( / / )1 лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации «Сабрил» (Вигабатрин), ответчиками в ходе рассмотрения дела не оспаривались.
Согласно консилиума врачей по жизненным показателям несовершеннолетней рекомендовано начать постоянную длительную ... терапию препаратом .... Данная терапия по абсолютным показаниям и в виду отсутствия альтернативных препаратов при данной форме ... является единственным эффективным методом лечения больной, с имеющейся у ребенка тяжелой патологией.
Доказательств того, что по жизненным показателям несовершеннолетней возможно применение иного лекарственного препарата, в том числе в установленном порядке зарегистрированном на территории Российской Федерации, включенном в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения в рамках государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, либо аналога препарата ... материалы дела не содержат.
Вопреки ошибочным суждениям ответчиков о том, что бесплатное обеспечение детей-инвалидов необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения возможно только исключительно в соответствии со стандартами медицинской помощи, последние содержат усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения, в том числе медицинских услуг, зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов, медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания и иного исходя из особенностей заболевания (состояния), в связи с чем, не являются алгоритмом лечения конкретного заболевания (состояния) пациента, а служат инструментом для планирования объемов и стоимости медицинской помощи при формировании программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и не могут в полной мере учитывать частные случаи применения лекарственных средств больными по жизненным показаниям.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств, доводы ответчиков о том, что бесплатное обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами осуществляется исключительно в гарантированном государством объеме в рамках соответствующих перечней жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и не предусматривает обеспечение лекарственными препаратами, не зарегистрированными на территории Российской Федерации, за счет бюджетных средств, основаны на неверной трактовке положений Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья в Российской Федерации», Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и изданных в соответствии с ними нормативно-правовых актов, противоречат гарантированному ст. 41 Конституции Российской Федерации праву гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Действующим законодательством установлена возможность ввоза на территорию Российской Федерации не имеющих регистрации лекарственных препаратов, приобретаемых за пределами территории Российской Федерации, для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента и определен порядок такого ввоза лекарственных средств.
Федеральный закон от 06.10.1999№184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», определяя полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), прямо не относит к их числу вопросы, связанные с лекарственным обеспечением групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в которые, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», отнесены дети - инвалиды в возрасте до 18 лет.
Вместе с тем, п.п. 21 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999№184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в круг такого рода полномочий входит организация оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в федеральных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти).
При этом территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которая, как следует из ч.1 ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», утверждается субъектом Российской Федерации в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, по своей сути и назначению в организационно-правовом механизме охраны государством здоровья граждан объективно обусловлена всеми адресованными органам государственной власти субъектов Российской Федерации в этой сфере требованиями федерального законодательства, которые в целом образуют универсальный минимальный стандарт обеспечения охраны здоровья граждан органами государственной власти каждого субъекта Российской Федерации.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2017 №1492, в разделе V «Финансовое обеспечение программы» предусматривает, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Аналогичные положения содержатся в п.п.3 п.2 главы 4 «Медицинская помощь, предоставляемая гражданам, проживающим в Свердловской области, за счет бюджетных ассигнований» Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 21.12.2017 №1006-ПП.
Следовательно, закрепленные Федеральным законом от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан, входящих в Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в который входят дети - инвалиды в возрасте до 18 лет, также должны осуществляться в связи с реализацией территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В связи с этим отсутствие прямого указания на полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в перечне полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленном Федеральным законом от 06.10.1999№184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», не может рассматриваться в системе действующего правового регулирования как не предполагающее обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации организовать за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации лекарственное обеспечение соответствующих категорий граждан. Иное означало бы снижение уровня государственных гарантий охраны здоровья граждан, особенно в этом нуждающихся в силу самого характера их заболевания.
Исключив из Перечня групп населения и категорий заболеваний граждан, проживающих в Свердловской области, которым предоставляются меры социальной поддержки по лекарственному обеспечению бесплатно и на льготных условиях по рецептам врачей в аптечных организациях за счет средств областного бюджета, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 22.06.2017 №438-ПП категорию дети - инвалиды в возрасте до 18 лет, субъект Российской Федерации сократил тем самым круг граждан, имеющих право на лекарственное обеспечение в силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», что с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, не должно нарушать прав истца.
В соответствии с п.12 Положения о Министерстве здравоохранения Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 13.01.2016 №16-ПП в сфере охраны здоровья граждан Министерство осуществляет следующие полномочия, в частности участвует в выработке и реализации государственной политики Свердловской области в сфере охраны здоровья граждан; разрабатывает и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями, в том числе лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в предусмотренный федеральным законом перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности.
В сфере государственного управления Министерство здравоохранения Свердловской области осуществляет полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетной системы Российской Федерации по закрепленным источникам доходов, главного распорядителя и получателя бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (п.14 Положения).
Отнесение несовершеннолетней ( / / )1 к категории лиц (ребенок - инвалид в возрасте до 18 лет) в Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в частности все лекарственные средства, средства медицинской реабилитации, калоприемники, мочеприемники и перевязочные материалы (по медицинским показаниям), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890, с учетом положений п. 3 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.08.2005 № 494 «О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям» в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, не исключает возможность приобретения необходимого лекарственного препарата за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, при наличии решения о назначении указанного препарата принятого консилиумом федеральной специализированной медицинской организации.
Указанный препарат подлежит предоставлению пациенту на бесплатной основе, что напрямую следует из положений п.2 ч.3 ст.80 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которым при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
С учетом изложенного, возложенная на Министерство здравоохранения Свердловской области обязанность по организации обеспечения ребенка-инвалида ( / / )1 по жизненным показаниям бесплатно лекарственным препаратом ...) в соответствии с медицинскими рекомендациями, предполагает приобретение такого препарата за счет бюджета Свердловской области.
Разрешая в порядке ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление законного представителя ребенка об обращении принятого в отношении Министерства здравоохранения Свердловской области решения к немедленному исполнению, суд первой инстанции правильно исходил из того, что обеспечение несовершеннолетней ( / / )1 лекарственным препаратом ... в соответствии с медицинскими показаниями до отмены его применения, с учетом имеющегося у ребенка тяжелого заболевания, производится по жизненно необходимым показателям, вследствие чего отсутствие необходимого лекарственного препарата может не только ухудшить состояние здоровья, но и угрожать её жизни.
Выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению основаны на достоверных и достаточных данных о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к негативным последствиям для здоровья либо жизни несовершеннолетней ( / / )1
В целом доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Её содержание по существу повторяет позицию апеллянта в суде первой инстанции, содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием для отмены либо изменения решения суда явиться не может.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от 23.05.2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Свердловской области – без удовлетворения.
Председательствующий: О.Г. Колесникова
Судья: Е.В. Кокшаров
Судья: С.В. Сорокина