Судья Ферапонтов Н.Н. Дело №22-438/19
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Астрахань 8 февраля 2019 г.
Суд апелляционной инстанции Астраханского областного суда в составе:
председательствующего судьи Чорной Н.В.,
при ведении протокола секретарем Каштановым М.В.,
с участием прокурора Исламова В.В.,
адвоката Карпенко Ю.Н.,
обвиняемой Рузановой З.Ф.
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу адвоката Афанасьева К.Д. в защиту интересов обвиняемой Рузановой З.Ф. на постановление Советского районного суда г. Астрахани от 1 февраля 2019 г., которым
Рузановой Зульфие Фаритовне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного п.п. «а,б» ч.2 ст.238 УК Российской Федерации
продлен на 1 месяц, всего до 7 месяцев, то есть до 9 марта 2019 г. включительно.
Выслушав обвиняемую Рузанову З.Ф. и её адвоката Карпенко Ю.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы об отмене постановления, мнение прокурора Исламова В.В. полагавшего необходимым оставить постановление без изменения, суд
УСТАНОВИЛ :
9 августа 2018 г. в отношении Рузановой З.Ф., Рузанова И.Б. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п.п. «а», «б» ч. 2 ст. 238 УК Российской Федерации.
В этот же день по подозрению в совершении данного преступления Рузанова З.Ф. была задержана и допрошена в качестве подозреваемой.
10 августа 2018 г. Рузановой З.Ф. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, и в последующем срок содержания её под стражей неоднократно продлевался в установленном законом порядке, всего до 6 месяцев, то есть до 8 февраля 2019 г.
12 августа 2018 г. Рузановой З.Ф. предъявлено обвинение по п.п. «а», «б» ч. 2 ст. 238 УК Российской Федерации и она допрошена в качестве обвиняемой.
Срок предварительного расследования дела продлён до 7 месяцев, то есть до 9 марта 2019 г.
24 января 2019 года следователь по расследованию особо важных дел СУ СК Российской Федерации по Астраханской области Кирилин Д.С. обратился в суд с ходатайством о продлении Рузановой З.Ф. срока содержания под стражей, мотивировав его необходимостью получения заключений экспертов и ознакомления с ними заинтересованных лиц, допроса свидетелей, выполнения следственных действий, направленных на окончание расследования, что невозможно выполнить в ранее установленный срок расследования и до истечения срока содержания Рузановой З.Ф. под стражей. Изменить обвиняемой ранее избранную меру пресечения следователь считает невозможным, поскольку сохраняется опасность воспрепятствования Рузановой З.Ф. предварительному расследованию.
Постановлением Советского районного суда г.Астрахани от 1 февраля 2019 г. ходатайство следователя удовлетворено, срок содержания под стражей в отношении обвиняемой Рузановой З.Ф. продлён на 1 месяц, всего до 7 месяцев, до 9 марта 2019 г. включительно.
В апелляционной жалобе адвокат Афанасьев К.А., считая постановление незаконным и необоснованным, ставит вопрос о его отмене.
Ссылаясь, в обоснование своих доводов, на п.21 Постановления пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2013 года № 41 «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога», считает, что суд не проверил и не убедился в достаточности данных, свидетельствующих о том, что обвиняемая Рузанова З.Ф. скроется от органов предварительного следствия и суда, продолжит заниматься преступной деятельностью, будет угрожать участниками уголовного судопроизводства, уничтожит доказательства либо иным путем воспрепятствует производству по делу.
Указывает, что наличие одного лишь факта обоснованного подозрения в совершении лицом преступления не является достаточным основанием для продления срока содержания под стражей, как и тяжесть вмененного обвиняемой преступления.
Обращает внимание на неверное указание судом в постановлении срока наказания, предусмотренного за преступление, в котором обвиняется Рузанова З.Ф.
Рассматривает как неэффективную организацию расследования по делу.
С учетом отсутствия у Рузановой З.Ф. судимости, активов, родственников и жилья за рубежом, наличия семьи и малолетнего ребенка на иждивении, гражданства Российской Федерации, регистрации и постоянного места жительства, осуществления предпринимательской деятельности, полагает возможным избрание в отношении Рузановой З.Ф. меры пресечения в виде домашнего ареста.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы адвоката, суд апелляционной инстанции находит постановление суда законным и обоснованным.
В силу ч. 2 ст. 109 УПК Российской Федерации в случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до 2 месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения, этот срок может быть продлен судьей районного суда соответствующего уровня в порядке, установленном ч. 3 ст. 108 УПК Российской Федерации, на срок до 6 месяцев, а в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, в случае особой сложности уголовного дела, на срок до 12 месяцев.
Согласно положениям ст. 110 УПК Российской Федерации, мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость, или изменяется на более строгую или более мягкую, когда изменяются основания для избрания меры пресечения, предусмотренные ст. 97, 99 УПК Российской Федерации.
Данные требования закона при принятии решения о продлении в отношении обвиняемой Рузановой З.Ф. срока содержания под стражей судом первой инстанции были соблюдены.
Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции обоснованно признал, что дело представляет собой особую сложность ввиду привлечения по делу нескольких лиц и необходимости производства большого количества следственных и процессуальных действий, в том числе с потерпевшими, которыми по делу привлечено 25 лиц, что требует значительных временных затрат.
Согласно предъявленного обвинения преступление совершено в отношении малолетних воспитанников возглавляемого Рузановой З.Ф. детского сада, свидетелями по делу проходят подчиненные обвиняемой сотрудники.
Данные обстоятельства подтверждают обоснованность опасений следователя о возможности оказания Рузановой З.Ф. воздействия на свидетелей в связи с занимаемым обвиняемой руководящим положением при избрании иной меры пресечения.
Таким образом, обстоятельства инкриминируемого преступления, в совокупности с данными о личности обвиняемой и представленными доказательствами, подтверждающими обоснованность имеющихся подозрений, свидетельствуют об обоснованности вывода суда о необходимости продления меры пресечения в виде заключения под стражу, поскольку иная мера пресечения, в том числе домашний арест, не сможет обеспечить надлежащее поведение Рузановой З.Ф. в ходе проведения предварительного расследования и позволит последней оказать воздействие на участников уголовного судопроизводства и воспрепятствовать эффективному производству предварительного расследования по делу.
Продление срока расследования ввиду необходимости проведения следственных действий, направленных на окончание предварительного расследования и выполнения ст.217 УПК Российской Федерации, объективно.
Таким образом, судебное решение основано на достаточных и объективных данных, содержащихся в представленных материалах, принято с соблюдением всех норм уголовно-процессуального закона, регламентирующих порядок избрания обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу и её продление, и в нем в соответствии с положениями ст. 99 УПК Российской Федерации учтены все необходимые сведения о личности привлекаемого к уголовной ответственности лица.
Фактов волокиты как и неэффективной организации предварительного расследования, на что имеется ссылка в апелляционной жалобе, по делу не установлено.
Ошибочное указание срока наказания за преступление, по которому обвиняется Рузанова З.Ф. не влияет на законность и обоснованность принятого судом решения о продлении ей сроков содержания под стражей, поскольку Рузанова З.Ф. обвиняется в совершении тяжкого преступления, наказание за которое в виде лишения свободы превышает 3 года.
Данных, свидетельствующих о невозможности содержания Рузановой З.Ф. под стражей, в том числе по медицинским показаниям, в материалах не содержится.
Нарушений уголовного или уголовно-процессуального закона, влекущих отмену постановления, при разрешении ходатайства следователя не допущено.
Вместе с тем, решение подлежит уточнению в части срока, на который Рузановой З.Ф. продлен срок содержания под стражей.
Принимая во внимание, что Рузанова З.Ф. была задержана по подозрению в совершении данного преступления 9 августа 2018г., в силу требований ст.109 УПК Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 N 41 "О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога", в соответствии с которыми срок содержания лица под стражей истекает в 24 часа последних суток срока независимо от того, приходится ли его окончание на рабочий или нерабочий день, в связи с чем срок содержания Рузановой З.Ф. под стражей, установленный судом в 7 месяцев, истекает в 24 часа 8 марта 2019 года, а не 9 марта 2019 года, как указано в постановлении.
Внесение данных изменений не влияет на законность и обоснованность принятого решения и основанием к его отмене не является.
На основании изложенного и руководствуясь ст.389.19, 389.20, 389.28, 389.33 УПК Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ :
Постановление Советского районного суда г.Астрахани от 1 февраля 2019 года в отношении Рузановой Зульфии Фаритовны уточнить,
Указав на продление Рузановой Зульфие Фаритовне срока содержания под стражей на период до 8 марта 2019 года включительно,
В остальном постановление оставить без изменения, а апелляционную жалобу адвоката Афанасьева К.Д. - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента оглашения и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном главой 47.1 УПК Российской Федерации.
Судья Н.В. Чорная