Решение по делу № 33-1662/2022 от 18.04.2022

Дело № 2-58/2022 судья Ракитский Н.В. 2022 год

33-1662/2022 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 апреля 2022 года город Тверь

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Буланкиной Л.Г.,

судей Дмитриевой И.И., Кондратьевой А.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Дубининой Р.Л.,

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Дмитриевой И.И.

дело по апелляционной жалобе администрации Осташковского городского округа на решение Осташковского межрайонного суда Тверской области от 11 февраля 2022 года, которым постановлено:

«Иск Осташковского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к
МБУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» и администрации Осташковского городского округа о возложении обязанности оборудовать оконные блоки в соответствии с требованиями ГОСТ удовлетворить.

Возложить обязанность на МБУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» осташковский городской округ для обеспечения безопасности детей при эксплуатации оконных блоков оборудовать в здании образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес> оконные блоки в соответствии с требованиями п.6.3 Гост 23166-2021 «Межгосударственный стандарт. Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия» до 01 мая 2022 года.

Обязать администрацию Осташковского городского округа в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу выделить МБУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» денежные средства, необходимые для оборудования всех оконных блоков здания образовательного учреждения в соответствии с требованиями п.6.3 Гост 23166-2021 «Межгосударственный стандарт. Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия».

Судебная коллегия

установила:

Осташковский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, с иском к МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» Осташковский городской округ и администрации Осташковского городского округа, в котором с учетом уточнений просит возложить обязанность на МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» для обеспечения безопасности детей при эксплуатации оконных блоков оборудовать в здании образовательного учреждения оконные блоки в соответствии с требованиями п.6.3 ГОСТ 23166-2021 «Межгосударственный стандарт. Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия» в срок до 01 мая 2022 года. Также просит обязать администрацию Осташковского городского округа выделить денежные средства для указанных целей в срок до 01 мая 2022 года.

В обоснование исковых требований указано, что пункт 6.3 указанного ГОСТ устанавливает требования для обеспечения безопасности детей при эксплуатации оконных блоков в жилых и общественных зданиях. Проверкой установлено, что в здании МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» Осташковский городской округ имеется 116 оконных блоков. Оконные блоки замками безопасности не оборудованы, что, в свою очередь, создает реальную угрозу возможности причинения вреда здоровью обучающихся, а также неправомерного проникновения в образовательное учреждение. С целью устранения выявленных нарушений законодательства межрайонным прокурором в адрес директора образовательного учреждения 26 апреля 2021 года внесено представление. Нарушения до настоящего времени не устранены в связи с отсутствием в образовательном учреждении денежных средств.

Согласно уставу МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» Осташковский городской округ учредителем и собственником имущества образовательного учреждения является Осташковский городской округ. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Осташковского городского округа.

Представитель истца помощник Осташковского межрайонного прокурора Волощук Е.В. в судебном заседании поддержала исковые требования с учетом их уточнений по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчики МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» Осташковский городской округ, администрация Осташковского городского округа, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили. Администрация Осташковского городского округа письменно просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация Осташковского городского округа просит решение суда изменить в части срока выделения денежных средств, необходимых для оборудования всех оконных блоков, установив администрации Осташковского городского округа срок до 01 июня
2022 года, а также в части оборудования в здании образовательного учреждения, оконных блоков, установив МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» Осташковский городской округ срок для выполнения указанных работ до 01 сентября 2022 года.

В обоснование жалобы указано, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значения для дела, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела, решение суда подлежит изменению.

Установленный решением суда срок исполнения администрацией Осташковского городского округа обязанности по выделению МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» денежных средств, необходимых для оборудования всех оконных блоков здания образовательного учреждения в соответствии с требованиями пунктом 6.3 ГОСТ 23166-2021 Межгосударственный стандарт. Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия», является недостаточным. Для выполнения работ МБОУ ДО МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» Осташковский городской округ должны быть выделены денежные средства из бюджета Осташковского городского округа на указанные цели. Данные обязательства являются расходными обязательствами, что требует проведения определенных организационных и административно-хозяйственных мероприятий, в связи с чем срок для выполнения указанных в иске требований должен быть разумным и достаточным, позволяющим совершить необходимые действия для устранения выявленных нарушений в полном объеме.

Для проведения работ по оборудованию замками безопасности оконных конструкции в образовательном учреждении необходимо произвести расчет стоимости работ, внести соответствующие изменения в бюджет Осташковского городского округа, осуществить финансирование образовательного учреждения, после чего провести конкурсные процедуры, предусмотрены Федеральным законом № 44-ФЗ. При вынесении решения приведенные обстоятельства судом во внимание не приняты.

Прокурор Обиход И.Д. в судебном заседании суда апелляционной инстанции полагал апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, просил решение суда оставить без изменения.

Ответчики МБОУ ДО МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» Осташковский городской округ, администрация Осташковского городского округа, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции своих представителей не направили. Администрация Осташковского городского округа представила письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения прокурора Обихода И.Д., обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Судом установлено, что МБОУ ДО МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» Осташковский городской округ является некоммерческой образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность на основании лицензии, финансируется за счет средств бюджета на основе муниципального задания. Учредителем МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» Осташковский городской округ является муниципальное образование Осташковский городской округ.

В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что в здании МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» Осташковский городской округ имеется 116 оконных блоков, которые замками безопасности не оборудованы.

С целью устранения выявленных нарушений законодательства межрайонным прокурором в адрес директора образовательного учреждения 26 апреля 2021 года внесено представление.

Из ответов на представление прокурора МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» Осташковский городской округ от 26 мая 2021 года и от 02 сентября 2021 года следует, что нарушения не устранены в связи с отсутствием в образовательном учреждении денежных средств, в администрацию Осташковского городского округа направлялось ходатайство о выделении денежных средств на закупку и установку детских замков для окон ПВХ.

Установив, что в указанном образовательном учреждении дополнительного образования допускается эксплуатация оконных блоков, не оборудованных системами безопасности для предупреждения случайного выпадения обучающихся из окон, системами, предотвращающими открывание окон обучающимися, ввиду чего в нарушение Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в образовательном учреждении не созданы безопасные условия обучения, содержания обучающихся в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, суд, руководствуясь Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом
от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом от 06 октября 2003 года
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, Приказом Росстандарта от 19 мая 2021 года № 398-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта», утвержденным данным приказом ГОСТ 23166-2021 «Межгосударственный стандарт. Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия», признал исковые требований прокурора в защиту неопределенного круга лиц, подлежащими удовлетворению, и в целях устранения допускаемых нарушений возложил на МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» Осташковский городской округ обязанность для обеспечения безопасности детей при эксплуатации оконных блоков оборудовать в здании образовательного учреждения, расположенном по адресу: <адрес>, оконные блоки в соответствии с требованиями пункта 6.3 ГОСТ 23166-2021 «Межгосударственный стандарт. Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия», а на администрацию Осташковского городского округа – обязанность выделить МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» Осташковский городской округ денежные средства, необходимые для оборудования всех оконных блоков здания образовательного учреждения в соответствии с указанными требованиями ГОСТ.

Решение суда в указанной части не оспаривается, в связи с чем оснований для его проверки в соответствии с положениями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации у судебной коллегии не имеется.

Апеллянт выражает несогласие с решением суда в части установленных судом сроков выполнения возложенных на ответчиков обязанностей.

МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» Осташковский городской округ, обладая гражданской правоспособностью и дееспособностью, решение суда не обжалует, что суд апелляционной инстанции также учитывает, поскольку каждый из ответчиков, обладая гражданской процессуальной правоспособностью и дееспособностью, в силу части 3 статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации выступает в процессе самостоятельно. При несогласии с решением суда МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» Осташковский городской округ вправе было его обжаловать в установленном законом порядке.

С учетом приведенных обстоятельств суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда только в оспариваемой администрацией Осташковского городского округа части установленных сроков исполнения обязанностей.

Согласно статье 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Согласно статье 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

Из содержания указанных норм процессуального права следует возможность в решении суда установить срок исполнения ответчиками определенных действий при принятии решения обязывающего совершить определенные действия.

Определяя срок для выполнения возложенных решением суда обязанностей, суд признал возможным установить для каждого из ответчиков срок для устранения нарушений требований законодательства при эксплуатации здания образовательного учреждения: для МБУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» - до 01 мая 2022 года, для администрации Осташковского городского округа - один месяц со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Следовательно, ответчики должны исполнить возложенные на них обязанности именно в указанный срок.

Заявляя о необходимости увеличения срока для исполнения решения суда, администрация Осташковского городского округа ссылается на то, что для выполнения работ в МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» Осташковский городской округ должны быть выделены денежные средства из бюджета Осташковского городского округа, указанные обязательства являются расходными обязательствами, что требует проведения определенных организационных и административно-хозяйственных мероприятий, в связи с чем срок для выполнения указанных в иске требований должен быть разумным и достаточным.

Судебная коллегия полагает решение суда в части установления срока исполнения ответчиками обязанностей, возложенных решением суда, соответствующим требованиям закона и обеспечивающим баланс прав и интересов сторон данного гражданского дела.

С доводами жалобы о том, что установленный судом срок исполнения возложенных на ответчиков обязанностей является недостаточным, не учитывает объем действий, которые должна будет выполнить администрация в целях исполнения обязанности по передаче образовательному учреждению денежных средств, а образовательное учреждение по выполнению работ по оборудованию оконных блоков в соответствии с требованиями ГОСТ, судебная коллегия согласиться не может.

Обстоятельства, приведенные в жалобе в качестве основания для увеличения срока исполнения решения суда, не свидетельствуют о невозможности исполнения решения суда в установленный срок и не могут являться основанием для увеличения срока исполнения решения суда.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предметом регулирования данного Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечение государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и создание условий для реализации права на образование.

Положения указанного закона вступили в силу с 01 сентября 2013 года. Этот Закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

В силу пункта 2 части 3 статьи 28 указанного Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Согласно подпункту 2 пункта 6 статьи 28 Федерального закона
от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 41 указанного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение их безопасности во время пребывания в образовательной организации.

Из материалов дела следует, что нарушения требований при эксплуатации здания образовательного учреждения, создающие угрозу жизни и здоровью обучающихся, сотрудников учреждения, лиц, посещающих данное учреждение, выявлены в деятельности МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» Осташковский городской округ при проведении проверки прокуратурой района в апреле 2021 года. По результатам проверки в адрес руководителя организации 26 апреля 2021 года внесено представление, которое ответчиком не исполнено, нарушения законодательства не устранены.

Из ответа руководителя МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» Осташковский городской округ от 14 апреля 2021 года № 30 на представление прокурора следует, что, для установки блокираторов на оконные блоки необходимо дополнительное финансирование, с этой целью 13 апреля 2021 года в отдел образования администрации Осташковского городского округа направлена заявка на финансирование.

Из ответа руководителя МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» Осташковский городской округ от 02 сентября 2021 года № 49 следует, что на момент направления ответа блокираторы на оконных блоках отсутствуют. 01 сентября 2021 года в отдел образования администрации Осташковского городского округа направлена повторная заявка на финансирование. Денежные средства для приобретения блокираторов предусмотрены в прогнозном плане Финансово-хозяйственной деятельности на 2022 год.

Согласно акту о результатах проверки соблюдения требований безопасности в МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» Осташковский городской округ от 11 января 2022 года в здании МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» Осташковский городской округ 116 окон, оконные блоки которых замками безопасности для ограничения функции распашного открывания не оборудованы.

Согласно статье 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся в том числе: 1) составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа; 3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; 13) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья;
34) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в муниципальном, городском округе.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;

В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе: 1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); 2) организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации);
3) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;
4) создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; 5) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно Уставу Осташковского городского округа Тверской области, утвержденному Решением Осташковской городской Думы от
15 декабря 2017 года № 54 «О принятии Устава Осташковского городского округа Тверской области» к вопросам местного значения Осташковского городского округа относятся в том числе: 3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Осташковского городского округа; 16) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти Тверской области), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

В статье 11 Устава Осташковского городского округа Тверской области предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Осташковского городского округа обладают, в том числе полномочиями по созданию муниципальных предприятий, учреждений, по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно статье 35 Устава Осташковского городского округа Тверской области Администрация Осташковского городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Осташковского городского округа, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тверской области.

В соответствии со статьей 36 Устава Осташковского городского округа Тверской области Администрация Осташковского городского округа осуществляет полномочия по вопросам, отнесенным к ведению местного самоуправления, за исключением тех, которые согласно настоящему Уставу и решениям Осташковской городской Думы входят в компетенцию Главы Осташковского городского округа и Осташковской городской Думы, в том числе: 11) осуществляет полномочия по владению, пользованию, распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности Осташковского городского округа в соответствии с федеральным законодательством, муниципальными правовыми актами Осташковского городского округа; 27) организует предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях Осташковского городского округа (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организует предоставление дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях Осташковского городского округа (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти Тверской области), создает условия для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях Осташковского городского округа, а также осуществляет в пределах своих полномочий мероприятия по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Из содержания указанных нормативных актов следует обязанность администрации Осташковского городского округа по надлежащему содержанию находящегося в муниципальной собственности имущества, по финансовому обеспечению образовательных учреждений, в том числе дополнительного образования, и созданию условий для надлежащего содержания детей в этих учреждениях, по обеспечению присмотра за детьми и обеспечению безопасного пребывания детей в этих учреждениях.

Разместив в здании, расположенном по адресу: <адрес>,
<адрес>, образовательное учреждение МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» Осташковский городской округ, Администрация Осташковского городского округа безопасные условия для пребывания детей в этом здании образовательного учреждения не обеспечила, о чем данному ответчику было известно.

После проведения в апреле 2021 года в данном образовательном учреждении проверки прокуратурой и внесения прокурором представления об устранении выявленных нарушений, МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» Осташковский городской округ 13 апреля 2021 года обратилось в Администрацию Осташковского городского округа с заявлением об обеспечении финансирования мероприятий по устранению выявленных недостатков при эксплуатации здания и работе образовательного учреждения.

Администрация Осташковского городского округа никаких действий, направленных на устранение выявленных нарушений не предприняла, продолжая эксплуатацию здания в условиях, при которых безопасность пребывающих в нем детей не обеспечивается.

Как установлено, на момент рассмотрения дела судом первой инстанции – 11 февраля 2022 года нарушения требований безопасности при эксплуатации здания указанного образовательного учреждения не устранены, более того, мер по их устранению не принимается, при том, что ответчик, учитывая назначение здания – детско-юношеская спортивная школа, продолжает осуществлять в этом здании деятельность, связанную с пребыванием в нем значительного количества человек, в том числе несовершеннолетних граждан, а администрация Осташковского городского округа, зная о допускаемых нарушениях при эксплуатации здания, которое ежедневно посещают дети, никаких действий к устранению нарушений при эксплуатации здания не предприняла и на совершение таких действий не ссылалась, указывая в своих отзывах на иск лишь на ошибочное указание прокурором ГОСТ, на недостаточную, с точки зрения ответчика, конкретность требований прокурора, поскольку обеспечить безопасную эксплуатацию оконных блоков возможно различными способами.

На то, какие данным ответчиком предприняты действия, направленные на устранение допускаемых нарушений прав граждан при эксплуатации здания образовательным учреждением, учредителем которого является муниципальное образование, администрация Осташковского городского округа не ссылалась.

Администрация Осташковского городского округа как в апелляционной жалобе, так и в заявлении о рассмотрении дела, назначенного на 28 апреля 2022 года, в отсутствие представителя, не отрицала, что эксплуатация здания для размещения детско-юношеской спортивной школы продолжается с теми же нарушениями, на которые прокурор обратил внимание 26 апреля 2021 года, то есть более года назад.

Между тем, выявленные нарушения, которые до сих пор не устранены, снижают уровень безопасности здания, в котором располагается детско-юношеская спортивная школа, создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних детей.

Отсутствие функционирующей и соответствующей требованиям законодательства системы защиты оконных блоков от открывания создает непосредственную угрозу жизни и здоровью детей, посещающих данное учреждение.

Эксплуатация здания, в котором не обеспечен надлежащий уровень безопасности, продолжается после выявления прокурором нарушений уже более одного года, действенных мер к устранению указанных нарушений, несмотря на значительный промежуток времени, не принято.

Безопасность объекта должным образом не обеспечена, о чем подателю жалобы было известно, о чем его дополнительно информировало руководство образовательного учреждения, направив еще 13 апреля
2021 года заявку о выделении средств для устранения недостатков.

Доказательств того, что администрация Осташковского городского округа предпринимала действия, направленные на устранение допускаемых нарушений, и того, что у данного ответчика отсутствовала возможность устранить допускаемые нарушения, не представлено.

С учетом изложенного, длительности бездействия ответчиков, отсутствия объективных обстоятельств, исключающих возможность устранения нарушений в установленный решением суда срок, наличия при эксплуатации здания с допускаемыми нарушениями угрозы жизни и здоровью граждан, в том числе детей, судебная коллегия не может согласиться с доводами жалобы, что установленный судом срок исполнения ответчиками возложенных на них обязанностей является неразумным и подлежит увеличению.

Напротив, установленный судом срок обеспечивает интересы обеих сторон и направлен на скорейшее устранение нарушений, создающих ежеминутную угрозу жизни и здоровью детей.

Разрешая дело и определяя срок для исполнения ответчиками возлагаемых на них обязанностей, суд первой инстанции правильно указал, что конституционная природа местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению и ориентированной в том числе на выполнение задач социального государства, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципальных образований, обусловливает необходимость учета особенностей данной публичной власти; это предопределяет необходимость достижения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий, с одной стороны, и гарантированность гражданам соответствующих социальных прав, включая права, приобретенные на основании закона, независимо от того, на территории какого муниципального образования они проживают, - с другой.

Устанавливая срок, суд обоснованно исходил из того, что должно быть обеспечено не только соблюдение прав ответчика при осуществлении возложенных на него законом и Уставом муниципального образования обязанностей с соблюдением различных процедур, но и должна быть обеспечена безопасность пребывания детей в образовательном учреждении, которая при добросовестном поведении ответчиков, ожидаемом от них в сложившихся условиях, при указании прокурором на допускаемые нарушения, создающие угрозу жизни и здоровью детей, при поведении, учитывающем не только свои права, но и права и законные интересы детей и других лиц, посещающих образовательное учреждение, должны были быть устранены в кратчайшие сроки.

Между тем, ни в период до обращения прокурора в суд, ни в ходе рассмотрения дела, которое продолжалось 2,5 месяца, ни в дальнейшем, после принятия судом решения - 11 февраля 2022 года, вплоть до рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, администрация Осташковского городского округа никаких действий, направленных на устранение выявленных нарушений, при том, что свою обязанность совершить обозначенные в решении суда действия не отрицала, не предприняла, что свидетельствует о недобросовестном поведении данного ответчика, в силу закона обязанного обеспечить надлежащие условия пребывания детей в муниципальном образовательном учреждении.

Судебная коллегия полагает необходимым принять во внимание, что после вынесения судом первой инстанции решения, подав апелляционную жалобу, и выражая несогласие с решением суда в части установленного срока выполнения обязанностей, податель жалобы, не заявив о совершении каких-либо действий направленных на выполнение возложенных судом обязанностей, просит установить срок для выполнения возложенных на Администрацию обязанностей до 01 июня 2022 года, что свидетельствует о том, что применительно к дате рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, истребуемый срок составит 1 месяц 3 дня.

Несмотря на наличие отдельных особенностей формирования и последующего распределения бюджета, данные обстоятельства сами по себе не могут оправдывать длительное неисполнение действующих регламентов, направленных на охрану жизни и здоровья обучающихся лиц, создавать ответчикам дополнительные преимущества при исполнении возложенных на них законом обязанностей.

Принимая во внимание представленные доказательства, уставные документы, а также действующий порядок обеспечения деятельности общеобразовательных учреждений, исходя из обращения общеобразовательной организации с заявками о выделении денежных средств, явной недостаточности выделенных ранее лимитов бюджетных ассигнований, о чем администрации Осташковского городского округа было заранее известно до обращения прокурора в суд с настоящим иском, оснований полагать установленный судом срок недостаточным для исполнения ответчиками их обязанностей не имеется.

Ссылка в апелляционной жалобе на бюджетные правоотношения не влияет на законность и обоснованность обжалуемого решения суда, поскольку предметом настоящего спора, возникшего по иску прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, бюджетные правоотношения не являются. Судом разрешен спор между неопределенным кругом лиц и ответчиками, допускающими эксплуатацию здания образовательным учреждением в условиях существующей угрозы жизни и здоровью детей.

Доказательств того, что администрацией Осташковского городского округа ранее предпринимались меры по изысканию финансовых средств, в целях устранения выявленных Осташковской межрайонной прокуратурой недостатков, и такие меры оказались безрезультатными, не представлено.

В материалы дела не представлено доказательств наличия обстоятельств объективно, препятствующих исполнению решения суда в установленный судом срок.

Общие рассуждения ответчика о том, что необходимо проведение определенных организационных и административно-хозяйственных мероприятий, без указания на то, что это за мероприятия, какова продолжительность их выполнения, правомерно не приняты судом во внимание. Ответчик не обосновал необходимость предоставления именно того срока исполнения решения суда, на котором указал в отзыве на иск.

Доказательств того, что устранение нарушений прав неопределенного круга лиц возможно только с проведением процедур по правилам Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», не представлено. Кроме того, ссылки на необходимость проведения таких процедур основанием для увеличения срока исполнения решения суда, установленного для администрации Осташковского городского округа, не являются.

Установленные законом процедуры закупки товаров не дают оснований для вывода о наличии препятствий к исполнению решения суда в установленный судом срок.

Обстоятельства, на которые указывает администрация Осташковского городского округа в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о невозможности исполнения возложенных на нее решением суда обязанностей в установленный срок.

По данному делу администрацией Осташковского городского округа не представлено достаточных доказательств в подтверждение доводов о необходимости увеличения срока исполнения решения суда, доказательств, свидетельствующих о наличии препятствий, затрудняющих исполнение решения суда в установленный судом срок. Ссылки на нормативные акты, регулирующие порядок финансирования образовательного учреждения, в отсутствие сведений о действиях, предпринятых к устранению нарушений при эксплуатации здания, в котором располагается детское образовательное учреждение, о невозможности исполнения ответчиками обязанностей в установленный судом срок не свидетельствуют.

Нарушение ответчиками требований по обеспечению безопасности оконных блоков в здании образовательного учреждения ставит в незащищенное состояние личность и имущество лиц, как постоянно пребывающих в МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» Осташковский городской округ, так и находящихся там временно, создают реальную угрозу жизни и здоровью детей, то есть свидетельствует об опасности причинения вреда здоровью, жизни и имуществу неопределенного круга лиц.

Предложенный судом срок устранения недостатков обусловлен данными обстоятельствами и определен с учетом характера учреждения, эксплуатирующего здание, нахождения в данном здании детей.

Данный срок является разумным и достаточным, позволяющим администрации Осташковского городского округа выполнить возложенные на нее решением суда обязанности. Доказательств обратного подателем жалобы не представлено.

Судебная коллегия также полагает необходимым отметить, что предоставление более длительного срока исполнения решения суда с учетом выявленных нарушений будет противоречить целям правосудия и создаст угрозу безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, пребывающих в здании образовательного учреждения.

Оснований для изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы администрации Осташковского городского округа не имеется.

Доказательств, подтверждающих право данного ответчика действовать от имени МБОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» Осташковский городской округ, не представлено, в связи с чем доводы жалобы о необходимости изменения сроков исполнения обязанностей, возложенных судом на данное образовательное учреждение, основанием к изменению решения суда в отношении данного ответчика, не подававшего апелляционную жалобу, не являются.

Нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда, не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Осташковского межрайонного суда Тверской области от 11 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Осташковского городского округа – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 11 мая
2022 года.

Председательствующий Л.Г. Буланкина

Судьи И.И. Дмитриева

А.В. Кондратьева

33-1662/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Осташковский межрайонный прокурор
Ответчики
МБУ ДО "Детско-юношеская спортивная школа" Осташковский городской округ
Администрация Осташковского городского округа
Суд
Тверской областной суд
Судья
Дмитриева Ирина Ивановна
Дело на странице суда
oblsud.twr.sudrf.ru
28.04.2022Судебное заседание
12.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.05.2022Передано в экспедицию
28.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее