Дело № 2а-160/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
5 июня 2020 года с. Камень-Рыболов
Ханкайский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Щедривой И.Н.,
при секретаре судебного заседания Чумаченко Ю.О.,
представителя административного истца Пархоменко С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ханкайского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
у с т а н о в и л:
Прокурор Ханкайского района обратился в суд с административным иском о признании информации, размещенной на сайте по сетевому адресу <иные данные изъяты> в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной распространению на территории Российской Федерации, как не соответствующей нормативным правовым актам и нарушающей права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц. Указывая в обоснование, что прокуратурой Ханкайского района проведена проверка законодательства в сфере охраны прав и здоровья несовершеннолетних, в рамках которой осуществлен мониторинг сети «Интернет» в целях выявления размещения информации и материалов, требующих запрета к её распространению, либо наносящей вред нравственному и духовному развитию. В ходе проведенной проверки было установлено, что при использовании доступа к сети «Интернет», осуществляется беспрепятственный доступ к электронному адресу: <иные данные изъяты>, на котором в свободном доступе размещена информация, адресованная неопределенному кругу лиц об оказании интимных услуг на территории Приморского края. Указанный электронный ресурс предлагает неопределенному кругу лиц пропагандирующую информацию об оказании интимных услуг за денежную плату с указанием контактных номеров телефонов, антрометрических параметров, видах предоставляемых интимных услуг, их стоимость за час, два часа, ночь, а также фотоматериалов обнаженных и полуобнаженных женских тел с демонстрацией гениталий, при этом вход на сайт свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса сайта не требуется. Ограничения на его передачу, копирование, распространение, отсутствуют. Факт размещения указанной информации установлен работником прокуратуры Ханкайского района ДД.ММ.ГГГГ в помещении Ханкайского прокуратуры Приморского края по адресу <адрес>, при использовании рабочего компьютера. Возможность получения и использования несовершеннолетними свободно распространяемой информации нарушает права последних на информационную безопасность. Информация, предоставленная по вышеуказанному электронному адресу способна вызвать у несовершеннолетних желание заниматься проституцией, а также преждевременно сформировать желания полового влечения. В целях ограничения доступа к указанному сайту, необходимо внести его в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющего идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ данная информация в нарушение действующего законодательства РФ размещена в сети «Интернет» и в Единый реестр не внесена и указанный орган не уполномочен на принятие решения о признании указанной информации запрещенной для дальнейшего включения интернет-ресурса в вышеуказанный Реестр. Правом принимать решение о наличии противоправной информации на указанном сайте для последующего ограничения доступа к нему обладает суд. Поскольку установить владельца сайта невозможно административный иск предъявлен по месту нахождения административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца - ст.помощник прокурора Ханкайского района Пархоменко С.В. заявленные требования поддержал в полном объёме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель заинтересованного лица - Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю в судебное заседание не явился, обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, представил отзыв, согласно которому по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ доступ к сетевому ресурсу не ограничен в установленном законном порядке. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: <иные данные изъяты> не внесен в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено в установленном законом порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица.
Суд, заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, считает заявленные административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Положения данной статьи об участии прокурора в административном деле являются общими и распространяют свое действие на производство по административным делам о признании информации, размещенной в сети Интернет, информацией, распространение которого на территории Российской Федерации запрещено.
Согласно ст.29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту Федеральный закон №149), информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; информационно-телекоммуникационная сеть - это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием технических средств; распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
В соответствии с ч. ч. 1 и 6 ст. 10 Федерального закона № 149, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 15 указанного Федерального закона предусмотрено, что на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Федерального закона №149).
Статья 9 указанного закона предусматривает возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В целях противодействия распространению в сети Интернет противоправной информации Комитетом Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, Комиссией Общественной палаты Российской Федерации по социальной и демографической политике и Общественным советом Центрального федерального округа разработана «Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности».
В рамках реализации указанной Концепции принят Федеральный закон от 29.12.2010 № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Указанный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в том числе при обороте информационной продукции, предназначенной для детей, а также устанавливает правовые основы и организационно-правовые механизмы юридической ответственности за невыполнение требований закона.
Так, согласно п. 2 ч. 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, способная вызвать у детей желание заниматься проституцией.
Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
В силу ст.ст. 6.11, 6.12 КоАП РФ занятие проституцией, получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией, являются административными правонарушениями, кроме того ст. ст. 240, 241 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за вовлечение в занятие проституцией и организацию занятия проституцией.
Согласно ст. 4 Федерального закона №124-ФЗ от 24.07.1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что одной из целей государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В соответствии с п. 1 ст. 14 названного Федерального закона органы государственной власти в Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
Как следует из представленных административным истцом доказательств, на сайте <иные данные изъяты>, размещена информация, предназначенная для неопределенного круга лиц, о предоставлении за денежное вознаграждение интимных услуг на территории Приморского края. На открытой странице сайта, размещены фотографии девушек с указанием номеров мобильных телефонов, антрометрических параметров, виды предоставляемых интимных услуг, с указанием цены интимных услуг за час, два часа, ночь. Вход на сайт свободный, ознакомиться с его содержанием может любой Интернет-пользователь, ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует. Установить владельца сайта не представилось возможным.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности является пресечение действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения.
В целях обеспечения прав граждан и во исполнение действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, так как беспрепятственный доступ к указанному Интернет-ресурсу создает для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, образ проституции, как приемлемого обществом явления, способствует укоренению в обществе мнения об обыденности этого явления и успешности лиц, занимающихся проституцией и пользующихся услугами проституток.
В соответствии с ч.1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.3 ст.15.1 Федерального закона №149).
В соответствии п. 2 ч. 5 ст. 15.1 указанного выше закона одним из оснований для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с п. п. 5.1.7 пункта 5 Положения о федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 №228, полномочия по созданию, формированию и ведению единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В Приморском крае территориальным органом, уполномоченным создавать и формировать Единый реестр сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю.
Представленные административным истцом доказательства, а именно скриншот сайта, подтверждают в полном объеме доступность информации для любого пользователя телекоммуникационной сети Интернет, что запрещено положениями действующего законодательства.
Указанная на странице сайта <иные данные изъяты> информация, может повлечь за собой общественно-опасные последствия, поскольку направлена на пропаганду занятия проституцией, находится в свободном доступе, чем нарушает права несовершеннолетних на информационную безопасность.
Таким образом, информация, предоставляющая возможность приобретения интимных услуг, содержащаяся на странице сайта <иные данные изъяты>, распространяемая в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В связи с чем, заявленные административным истцом требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░: <░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░: <░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 2 ░░░░░░ 15.1 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 27.07.2006 №149-░░ «░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░