УИД 56RS0009-01-2022-005830-34
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-2833/2024
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
кассационного суда общей юрисдикции
1 февраля 2024 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В.,
судей Бросовой Н.В., Киреевой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи (с Дзержинским районным судом г. Оренбурга) кассационную жалобу Самойловой С.Г. на решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 5 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 12 сентября 2023 года по гражданскому делу № 2-604/2023 по иску Самойловой С.Г. к ФГКУ «Специальное управление ФПС № 31 МЧС России», ФГКУ «Специальное управление ФПС № 3 МЧС России», Приволжскому филиалу ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» о признании незаконным отказа во включении в состав участников ведомственной целевой программы, возложении обязанности включить в состав участников целевой программы.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Самойлова С.Г. обратилась в суд с иском к ФГКУ «Специальное управление ФПС № 31 МЧС России», ФГКУ «Специальное управление ФПС № 3 МЧС России», Приволжскому филиалу ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» о признании незаконным отказа во включении в состав участников ведомственной целевой программы, возложении обязанности включить в состав участников целевой программы, указав, что она является вдовой Самойлова А.В., который в период с 20 декабря 1975 года по ДД.ММ.ГГГГ (20 календарных лет 1 месяц и 6 дней) проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации. Во время прохождения службы Самойлову А.В. было предоставлено служебное жилье в здании пожарного депо по адресу: <адрес>. В настоящее время она зарегистрирована в спорной квартире. В 2014 она обращалась в ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий» с просьбой о предоставлении сведений порядка получения жилья и номере очереди.
В ответ было направлено письмо от 1 сентября 2014 года №, в котором указано, что по данным ИАС «Жильё МЧС России» она состоит на учёте как вдова Самойлова А.В. с 3 февраля 1981 года, с составом семьи 3 человека и включена в списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми, помещениями по договорам социального найма. Согласно приказу МЧС России от 12 октября 2012 года № обеспечение ведется по очередности исходя из даты постановки на учет. У неё порядковый номер по субъекту №2.
Впоследствии она неоднократно обращалась к ответчикам с заявлениями об обеспечении её жилым помещением по договору социального найма, которые результатов не дали.
2 сентября 2021 года она направила заявление (рапорт) в ФГКУ «Специальное управление ФПС № 3 МЧС России», в котором просила включить её в состав участников целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Как следует из ответа от 14 сентября 2021 года № ФГКУ «Специальное управление ФПС № 3 МЧС России» не уполномочено принимать решение по вопросам жилищного обеспечения сотрудников и рекомендовало ей обратиться в ГКУ «Специальное управление ФПС № 3 МЧС России».
13 октября 2021 года она подала аналогичное обращение в ФГКУ «Специальное управление ФПС № 3 МЧС России» с приложением всех необходимых документов. В ответ на данное обращение ей отказано во включении в состав участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно- коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
В 2022 году ей собраны необходимые документы, направлено в ФГКУ «Специальное управление ФПС № 3 МЧС России» заявление (рапорт) о включении в состав участников целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
На указанное заявление (рапорт) ей направлен ответ ФГКУ «Специальное управление ФПС № 3 МЧС России» от 20 июня 2022 года №, согласно которому ей отказано во включении в состав участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в виду того, что ей не представлены все документы в соответствии с Постановлением Правительства от 21 марта 2006 года № 153; а также ввиду того, что она не имеет право быть включенной в состав участников ведомственной целевой программы.
Она считает данный отказ незаконным и необоснованным, нарушающим ее права на обеспечение жилым помещением.
На основании изложенного, уточнив исковые требования, просила суд признать отказ ФГКУ «Специальное управление ФПС № 3 МЧС России» во включении её согласно ответу (выписки из протокола заседаний жилищной комиссии) от 20 июня 2022 года № в состав участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплаты жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 незаконным и необоснованным; обязать ФГКУ «Специальное управление ФПС № 3 МЧС России» и ФГКУ «Специальное управление ФПС № 31 МЧС России» включить ее в состав участников указанной ведомственной целевой программы.
Определением Дзержинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 14 февраля 2023 года к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Петухова Ю.А., Самойлов Д.А.
Решением Дзержинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 12 сентября 2023 года, исковые требования Самойловой С.Г. к ФГКУ «Специальное управление ФПС № 31 МЧС России», ФГКУ «Специальное управление ФПС № 3 МЧС России», Приволжскому филиалу ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» о признании незаконным отказа во включении в состав участников ведомственной целевой программы, возложении обязанности включить в состав участников целевой программы оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм процессуального права, просит суд отменить обжалуемые постановления, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования.
В возражениях на кассационную жалобу ФГКУ «Специальное управление ФПС № 31 МЧС России» просит судебные акты оставить без изменения, жалобу – без изменения.
В возражениях на кассационную жалобу ФГКУ «Специальное управление ФПС № 3 МЧС России» просит судебные акты оставить без изменения, жалобу – без изменения.
Определением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 9 января 2024 года удовлетворено ходатайство Самойловой С.Г. о проведении судебного заседания путем использования систем видеоконференц-связи.
В судебное заседание, проведенное с использованием системы видеоконференц-связи стороны не явились.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлялись о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность принятых по делу апелляционного определения, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1, 2 Указа Президента № 1309 от 9 ноября 2001 года (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 8 мая 2005 года № 531) с 1 января 2002 года в целях совершенствования государственного управления в области пожарной безопасности Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которая является правопреемником ГПС Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Согласно Указу Президента № 1153 от 2 октября 1992 года № 1153 (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 17 апреля 2003 года № 444) в целях усиления социальной защищенности сотрудников Государственной противопожарной службы и членов их семей с 1 января 2002 года распространено действие пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 1992 года № 796 «О дополнительных мерах по финансированию строительства и приобретения жилья для военнослужащих» на лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии со статьей 8 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной служб распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск МВД РФ гарантии правовой и социальной защиты и льготы.
Таким образом, статус сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России определен как категории граждан, перед которыми государство исполняет обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Данным постановлением также утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Участие в подпрограмме добровольное. Но в рамках подпрограммы пункта 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 Правил, и изъявившие такое желание.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Самойлова С.Г. и Самойлов А.В. с ДД.ММ.ГГГГ года состояли в зарегистрированном браке.
При этом в период с 20 декабря 1975 года Самойлов А.В. проходил службу в органах внутренних дел, приказ о назначении на должность Инспекции пожарной охраны № 31 ГУПО МВД СССР от 22 декабря 1975 года №.
28 марта 1994 года Самойлов А.В. уволен со службы из органов внутренних дел по пункту «в» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 1992 года №4202-1, по выслуге срока, дающего право на пенсию.
Стаж службы Самойлова А.В. по состоянию на 1 апреля 1994 года составил в календарном исчислении 20 лет 1 месяц 6 дней.
Согласно материалам учетного дела, Самойлов А.В. принят на учет нуждающихся и состоящих на учете в улучшении жилищных условий сотрудников Отдела ГПС № 31 ГУГПС МЧС России на основании протокола жилищно-бытовой комиссии № от 17 февраля 1981 года, с составом семьи: он, супруга Самойлова С.Г., дочь ФИО, сын ФИО
На основании служебного ордера от 16 января 1987 года №, выданному исполнительным комитетом Оренбургского городского совета народных депутатов Самойлову С.Г. для проживания предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> на состав семьи из трех человек.
17 апреля 2008 года между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и последствий стихийных бедствий в лице начальника Специального управления ФПС №31 МЧС России и нанимателем Самойловым А.В. заключен договор найма служебного жилого помещения №, по условиям которого наймодатель передает нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение - <адрес>, находящееся в государственной собственности на основании Свидетельства о государственной регистрации права от 29 августа 2007 года №, общей площадью 46,1 кв.м., расположенное в здании пожарного депо по адресу: <адрес>, для проживания в нем. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи, а именно: жена - Самойлова С.Г., сын - ФИО, дочь - ФИО 4 февраля 2014 года Самойлов А.В. умер.
После смерти Самойлова А.В. договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, был перезаключен с его супругой Самойловой С.Г.
В 2014 году Самойлова С.Г. обращалась в ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий» с просьбой о предоставлении сведений порядка получения жилья и номер очереди.
В ответ направлено письмо от 1 сентября 2014 года №, в котором указано, что по данным ИАС «Жильё МЧС России» Самойлова С.Г. состоит на учёте как вдова Самойлова А.В. с 3 февраля 1981 года с составом семьи 3 человека и включена в списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма.
Согласно Приказу МЧС России от 12 января 2012 года № обеспечение ведётся по очередности исходя из даты постановки на учёт. У Самойловой С.Г. порядковый номер по субъекту - №2.
Согласно ответу на запрос суда от 13 марта 2022 года, по состоянию на 1 марта 2023 года Самойлова С.Г. состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилищных помещений, передаваемых по договорам социального найма, с 3 февраля 1981 года как вдова пенсионера МЧС России, номер в очереди - 2.
В период с 2019 по 2022 года истец неоднократно обращалась к ответчикам с заявлениями о предоставлении её жилого помещения по договору социального найма. До настоящего времени истцу такое жилое помещений не предоставлено.
27 июня 2022 года Самойлова С.Г. обратилась в жилищную комиссию ФГКУ «Специальное управление ФПС № 3 МЧС России» с заявлением о включении в состав участников ведомственной целевой программы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищные сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии ФГКУ «Специальное управление ФПС № 3 МЧС России» № 6 от 20 июня 2022 года, решением комиссии отказано во включении истца в состав участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2023 год, в связи с тем, что Самойлов А.В. уволен по статье 58 «В» Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1 по выслуге срока, дающего права на пенсию, что не соответствует требованиям подпункта «а» пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 2 Порядка учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, предоставления им жилых помещений, утвержденного приказом МЧС Росси, от 12 января 2012 года № 5 учет сотрудников ФПС, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и проходивших службу в специальных подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы осуществляется жилищной комиссией, созданной в ФГКУ «Специальное управление ФПС № 3 МЧС России».
В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют граждане Российской Федерации, в том числе, члены семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с абзацем первым пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих». При этом вдовы (вдовцы), указанных граждан имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что одним из условий признания члена семьи сотрудника Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, участником федеральной целевой программы, для получения государственного жилищного сертификата является, в том числе, смерть сотрудника в период прохождения службы. Поскольку Самойлов А.В. умер ДД.ММ.ГГГГ, то есть не в период прохождения службы, на основании изложенного суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Самойловой С.Г. в полном объеме, в связи с тем, что истец не входит в круг лиц, имеющих право на получение социальной выплаты, соответственно не может быть признана соответствующей требованиям, предъявляемым к гражданам на получение социальной выплаты, удостоверяемым сертификатом и включена в состав участников программы.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия с выводами судов предыдущих инстанций соглашается, оснований для отмены либо изменения судебных актов не усматривает.
Доводы заявителя жалобы о том, что она полностью соответствует условиям ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, следовательно должна быть включена в состав участников указанной программы, повторяют позицию истца заявленную в суде первой инстанции и поддержанную в суде апелляционной инстанции, где им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы кассационной жалобы, что Самойлов А.А. имел право на получение указанной выплаты и Самойлова С.Г., как его вдова также может претендовать на получение данного вида социальной поддержки основаны на ошибочном толковании норм права, были предметом исследования суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены.
Выраженное в кассационной жалобе несогласие с действиями судебных инстанций по оценке представленных доказательств не может служить основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, поскольку согласно положениям статей 56, 59, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд самостоятельно определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам жалобы не усматривается.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
о п р е д е л и л а:
решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 5 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 12 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Самойловой С.Г. – без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Н.В. Бросова
Е.В. Киреева