Дело № 33-14206
Судья Плешивцев С.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь 26 декабря 2018г.
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Судневой В.Н.
судей Копылова-Прилипко Д.А., Овчинниковой Н.А.
при секретаре Емельяновой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г.Перми от 20 сентября 2018 года, которым постановлено:
«Административный иск Веприковой Анастасии Юрьевны удовлетворить частично.
Решение Департамента земельных отношений администрации г.Перми от 03.07.2018г.№ 21-01-07-И-4970 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером **, площадью 1375 кв.м., расположенного по адресу : ****, с землями, государственная собственность на которые не разграничена, признать незаконным.
Обязать Департамент земельных отношений администрации г.Перми повторно, в течении 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, рассмотреть заявление Веприковой Анастасии Юрьевны о перераспределении земельного участка с кадастровым номером **, площадью. 1375 кв.м., расположенного по адресу : ****, с землями, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 446 кв.м., о чем сообщить заявителю и суду.
В удовлетворении требований Веприковой Анастасии Юрьевны о возложении на Департамент земельных отношений администрации г.Перми обязанности утвердить схему расположения земельного участка площадью 1821 кв.м., расположенного по адресу: ****, на кадастровом плане территории отказать».
Заслушав доклад судьи Судневой В.Н., изучив материалы дела, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Веприкова А.Ю. обратилась в суд с административным иском к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми о признании незаконным решения от 03 июля 2018г. № И—21-01-07И-49707 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером ** площадью 1375 кв.м., расположенного по адресу : **** с землями государственная собственность на которые не разграничена и возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка площадью 1821 кв.м., категория земель-земли населенных пунктов с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: **** на кадастровом плане территории.
Требования мотивирует тем, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером **, площадью 1375 кв.м., расположенного по адресу: ****. Она обратилась с заявлением о перераспределении земельного участка с землями, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 446 кв.м. Оспариваемым решением Департамента земельных отношений ей было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. В качестве причин отказа было указано на то, что представленная схема не может быть утверждена, т.к. образуемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне предприятия ОАО «Порт «Пермь», в границах которого запрещается размещать объекты для постоянного проживания людей. Веприкова А.Ю. находит решение незаконным, просит заявленные требования удовлетворить.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Департамент земельных отношений администрации города Перми, указывая, что в силу п.2 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Согласно сведениям ИСОГД земельный участок, планируемый к образованию путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером ** с землями, государственная собственность на которые не разграничена, частично (1508 кв.м.) расположен в границах санитарно-защитной зоны территории ОАО «Порт «Пермь», установленной в соответствии с постановлением администрации города Перми от 22.11.2005 № 2735 «Об утверждении перечней и проектов границ общих и индивидуальных санитарно-защитных зон промышленных предприятий и объектов, расположенных на территории города Перми». Согласно п.5.1, п.5.6 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать, в том числе жилую застройку, включая отдельные жилые дома. Санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не может рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории без соответствующей обоснованной корректировки границ санитарно-защитной зоны. Заявитель приводит довод о том, что установленная санитарно-защитная зона является зоной с особыми условиями использования территорий, где использование земель осуществляется в соответствии с правилами землепользования, застройки и с учетом ограничений по использованию земельных участков, установленных законодательством Российской Федерации. Учитывая, что испрашиваемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне, на него распространяются ограничения, установленные указанными выше санитарными правилами. При этом действующим федеральным законодательством не предусмотрена государственная регистрация ограничений (обременений) прав на землю в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории. Отсутствие кадастрового учета санитарно-защитной зоны не означает отсутствие такой зоны и не освобождает граждан и органы власти от обязанности соблюдать при использовании земельного участка требования санитарных норм и правил, а также градостроительное законодательство. Полагает, что решение принято с нарушением норм материального права, в связи с чем подлежит отмене.
Административный истец Веприкова А.Ю. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом 05.12.2018 посредством смс-оповещения.
Представитель административного ответчика – Департамента земельных отношений администрации города Перми в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о проведении судебного заседания без их участия.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения, судебная коллегия находит его подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Из материалов дела следует, что согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости Веприкова А.Ю. является собственником земельного участка с кадастровым номером ** площадью 1375+/-10 кв.м., расположенного по адресу: ****, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство (л.д.50-57).
На основании п.5.2.2 Постановления администрации города Перми от 22.11.2005 № 2735 «Об утверждении перечней и проектов границ общих и индивидуальных санитарно-защитных зон промышленных предприятий и объектов, расположенных на территории города Перми» ОАО «Порт Пермь», расположенное по адресу: ****, находится в границах индивидуальной санитарно-защитной зоны.
Согласно фрагменту плана адресного реестра города Перми относительно земельного участка, планируемого к образованию путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером ** с землями, государственная собственность на которые не разграничена, и границ санитарно-защитной зоны территории ОАО «Порт Пермь», установленной в соответствии с постановлением администрации города Перми от 22.11.2005 № 2735, земельный участок с кадастровым номером **, расположенный по адресу: ****, частично находится в санитарно-защитной зоне (л.д.42-45).
Согласно справке по градостроительным условиям участка, расположенного в Дзержинском районе г. Перми, общей площадью 1820,47 кв.м. земельный участок с кадастровым номером ** расположен в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки городского типа (Ж-4), частично в зоне ограничения – санитарно-защитной зоне (л.д.69-74).
04.06.2018 Веприкова А.Ю. обратилась в Департамент земельных отношений администрации города Перми с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером **, площадью 1375 кв.м., расположенного по адресу: ****, с землями, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 446 кв.м., расположенными по адресу: ****. К заявлению Веприковой А.Ю. была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1821 кв.м. (л.д.82).
Решением Департамента земельных отношений администрации города Перми от 03.07.2018 № 21-01-0-74-4970 Веприковой А.Ю. отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером **, площадью 1375 кв.м., расположенного по адресу: ****, с землями, государственная собственность на которые не разграничена, на основании п.2, пп.3 п.16 ст.11.10, п.6 ст.11.9 ЗК РФ. Административному истцу было разъяснено, что образуемый земельный участок частично (1508 кв.м) расположен в санитарно-защитной зоне ОАО «Порт Пермь», утвержденной постановлением администрации города Перми от 22.11.2005 № 2735. В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Перми, утвержденными решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 № 143, в границах санитарно-защитных зон запрещается размещать объекты для постоянного проживания людей (л.д.75-76).
Разрешая административные исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.11.7, ст.39.28, ст.39.29, ст.11.9, ст.11.10, ст.56 ЗК РФ, пунктами 2.1, 2.5, 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, исходил из того, что образуемый земельный участок и земельный участок, принадлежащий административному истцу, расположены в санитарно-защитной зоне, однако наличие проекта санитарно-защитной зоны не препятствует образованию земельного участка в порядке перераспределения земельных участков исходя из вида его разрешенного использования, в соответствии со схемой расположения земельного участка. Кроме того, суд учел, что сведений об утверждении границ санитарно-защитной зоны, а также о внесении данных сведений в государственный кадастр недвижимости представленные сторонами доказательства не содержат, и пришел к выводу о незаконности решения Департамента земельных отношений администрации города Перми об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с п.п.4 п.7 ст.39.27 Земельного кодекса РФ соглашение о перераспределении земель и ( или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности не может быть заключено, а решение о перераспределении земель и ( или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть принято, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренного пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Пункт 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РОФ предусматривает, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Согласно статье 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения ( ограничения) не позволяют использовать указанные участки в соответствии с разрешенным использованием ( пункт 5).
В соответствии с п.5.1 СанПин 2.2.1\2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 12007 года № 74, в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателям качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные детский учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования
В силу требований п.2.1 СанПин 2.2.1\2.1.1.1200-03 по своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта.
Судом при рассмотрении дела установлено, что образуемый в результате перераспределения земельный участок с видом разрешенного использования индивидуальное жилищное строительство частично ( 1508 кв.м.) расположен в санитарно-защитной зоне ОАО «Порт Пермь», утвержденной постановлением администрации города Перми от 22.11.2005 № 2735. Доказательств опровержение этому суду предоставлено не было.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции надлежащую правовую оценку вышеприведенным положениям нормативных актов не дал и не учел, что в рассматриваемом случае установленные ограничения, связанные с наличием санитарно-защитной зоны предприятия, препятствующие использованию образуемого в результате перераспределения земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, явились основанием для принятия уполномоченным органом законного решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении, не повлекшего нарушения прав административного истца.
То обстоятельство, что сведения об установлении санитарно-защитной зоны в Государственный кадастр недвижимости не внесены, не свидетельствует о том, что установленная постановлением администрации г.Перми от 22.11.2005г. санитарно-защитная зона ОАО «Порт Пермь» отсутствует.
При таком положении судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции допущено существенное нарушение норм материального права, влекущее отмену судебного решения.
В удовлетворении требований Веприковой А.Ю. следует отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Ленинского районного суда г.Перми от 20 сентября 2018 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Веприковой Анастасии Юрьевне о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации г.Перми от 03 июля 2018 года № 21-01-07-И-4970, восстановлении прав - отказать.
Председательствующий:
Судьи: