Дело №2а-4540/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 сентября 2017 года г. Новосибирск
Октябрьский районный суд г. Новосибирска в составе:
Председательствующего судьи Заря Н.В.,
При секретаре Виноградовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Инспекции ФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска к Вяткиной Н. Л. о взыскании задолженности по налогу и пени,
У С Т А Н О В И Л:
Инспекция ФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска обратилась в суд с административным иском к Вяткиной Н.Л. о взыскании задолженности по транспортному налогу с физических лиц за период 2011, 2012, 2013, 2014г.г. в размере 1 416,00 руб., пени по транспортному налогу за периоды в размере 207,49 руб. Одновременно с этим административный истец просил восстановить срок на подачу административного иска.
В обоснование требований административный истец указал, что налогоплательщик Вяткина Н.Л., ИНН № имеет в собственности имущество. Обязанная в силу ст. 23 НК РФ уплачивать налог, Вяткина Н.Л. имеет задолженность по транспортному налогу. Инспекция ФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска в соответствии с действующим законодательством не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляла налогоплательщику почтой налоговое уведомление о необходимости уплаты налога за соответствующие налоговые периоды, о чем свидетельствуют реестры исходящей заказной почтовой корреспонденции.
Административным ответчиком в установленные указанными налоговыми уведомлениями сроки не была исполнена обязанность по уплате транспортного налога. В связи с наличием недоимки по налогу за соответствующие налоговые периоды (2011-2014г.г.) налогоплательщику в соответствии со ст. ст. 69, 70 Налогового кодекса РФ (далее –НК РФ) были направлены исходящей заказной почтовой корреспонденцией соответствующие требования об уплате налога, сбора, пени, штрафов, процентов.
До настоящего времени требования не исполнены, налог и пени в бюджет не поступили. В связи с чем, ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска обратилась к мировому судье 5-го судебного участка Октябрьского судебного района г. Новосибирска с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании транспортного налога с Вяткиной Н.Л. Мировым судьей 5-го судебного участка Октябрьского судебного района г. Новосибирска вынесено определение от 24.10.2016г. об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа ввиду пропуска срока на подачу заявления о взыскании недоимки по транспортному налогу. В связи с чем, административный истец просил восстановить пропущенный срок на подачу административного искового заявления.
Представитель административного истца ИФНС по Дзержинскому району г.Новосибирска не явился, извещен надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д.39).
Административный ответчик Вяткина Н.Л. в судебное заседание не явилась, судом приняты меры к его извещению.
Учитывая надлежащие меры к извещению административного ответчика о дате судебного заседание, неполучение им почтовой корреспонденции без уважительных причин, суд полагает необходимым рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного ответчика.
Изучив материалы дела, дав им оценку, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч.1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ), каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В силу ч. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Судом установлено, что Административный ответчик Вяткина Н.Л. (ИНН №) состоит на учете в Инспекции Федеральной налоговой службы России по Дзержинскому району г.Новосибирска и является плательщиком имущественных налогов (л.д.8).
Административный ответчик является собственником автомобиля легкового марки № года выпуска, государственный регистрационный знак №, дата регистрации права собственности /дата/. (л.д.9).
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Статьей 2 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (действовавшего до 01.01.2015г.) определено: объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: 1) жилой дом; 2) квартира; 3) комната; 4) дача; 5) гараж; 6) иное строение, помещение и сооружение; 7) доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1-6 настоящей статьи.
Принимая во внимание, что истцом заявлены требования о взыскании налога на имущество физических лиц за 2011-2014 г.г., суд полагает необходимым руководствоваться положениями данного Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1, регулирующего спорные правоотношения в данный период.
Положениями статьей 3 этого же Закона установлено, что ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, определяемый в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - коэффициент-дефлятор). Представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор, и типа использования объекта налогообложения, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы налог на имущество физических лиц отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований.
Глава 28 НК РФ содержит понятие, основание и порядок уплаты транспортного налога, а также указывает, что транспортный налог устанавливается не только Налоговым кодексом РФ, но и законами субъектов РФ.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (ст.358 НК РФ), а именно: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, за исключением тех транспортных средств, которые указаны в ч. 2 ст. 358 НК РФ.
Согласно ст. 358 НК РФ указанные транспортные средства являются объектами налогообложения в целях исчисления транспортного налога.
В соответствии с требованиями ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (ч.3 ст.363 НК РФ).
В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Пункт 4 статьи 57 НК РФ предусматривает, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно ч.6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Согласно ч. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Из представленных административным истцом сведений следует, что Вяткина Н.Л. информируется о необходимости уплаты транспортного налога за принадлежащее ей транспортное средство автомобиль марки ВАЗ №, государственный регистрационный знак №:
- налоговым уведомлением №106414 за 2011 г. в размере 354 руб. в срок до 01.11.2012г. (л.д.15).;
- налоговое уведомлением № 278455 за 2012г. в размере 354,00 руб. в срок до 11.11.2013г. ( л.д.13);
- налоговое уведомлением №437174 за 2013г. в размере 354,00 руб. в срок до 10.11.2014г. (л.д.12);
- налоговое уведомлением № 382739 за 2014г. в размере 354,00 руб. в срок до 01.10.2015г. ( л.д.10).
Указанные налоговые уведомления были направлены в адрес налогоплательщика исходящей заказной почтовой корреспонденцией согласно указанным налоговым периодам, 21.04.2012г., 28.04.2013г., 17.06.2014г., 15.04.2015г., соответственно, что подтверждается реестрами (л.д. л.д.11,12,14,16).
Согласно ч.1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Поскольку ответчиком в установленные указанными налоговыми уведомлениями сроки не была исполнена обязанность по уплате транспортного налога, в связи с наличием недоимки по налогу за соответствующие налоговые периоды (2011, 2012,2013, 2014г.г.) налогоплательщику в соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ были направлены почтой требования:
- требование №, согласно которому по состоянию на 03.12.2012г. за налогоплательщиком числится задолженность по транспортному налогу за 2011 год в размере 354,00 руб., пени в размере 2,74 руб., срок исполнения требования до 21.01.2013г. (л.д.26). Требование направлено в адрес налогоплательщика 03.12.2012г. (л.д.27);
- требование №, согласно которому по состоянию на 30.11.2013г. за налогоплательщиком числится задолженность по транспортному налогу за 2012 год в размере 354,00 руб., пени в размере 37,38 руб., срок исполнения требования до 03.02.2014г. (л.д.23). Требование направлено в адрес налогоплательщика 30.11.2013г. (л.д.24);
- требование №, согласно которому по состоянию на 26.11.2014г. за налогоплательщиком числится задолженность по транспортному налогу за 2013 год в размере 354,00 руб., пени в размере 71,49 руб., срок исполнения требования до 06.02.2015г. (л.д.20). Требование направлено в адрес налогоплательщика 12.12.2014г. (л.д.21);
- требование №, согласно которому по состоянию на 02.11.2015г. за налогоплательщиком числится задолженность по транспортному налогу за 2014 год в размере 354,00 руб., пени в размере 96,24 руб., срок исполнения требования до 09.02.2016г. (л.д.17). Требование направлено в адрес налогоплательщика 10.11.2015г.(л.д.18).
До настоящего времени указанные требования налогоплательщиком не исполнены, задолженность по уплате транспортного налога за соответствующие налоговые периоды и пени Вяткиной Н.Л. не погашена.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
С учетом указанных норм закона, поскольку общая сумма задолженности не превышает 3 000,00 руб., налоговый орган должен был обратиться в суд в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока, указанного в самом раннем требовании. Таким образом, шестимесячный срок на обращение в суд исчисляется с 21.01.2016г. (со дня истечения 3-х летнего срока исполнения самого раннего требования), и истек 21.07.2016г.
Из определения мирового судьи от 24.10.2016г. (л.д.6-7) следует, что с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по налогу и пени административный истец обратился 16.10.2016г., т.е. за пределами установленного ст. 48 НК РФ срока, сведений о более раннем обращении в суд административный истец не предоставил.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Административное исковое заявление в Октябрьский районный суд г. Новосибирска административным истцом направлено 07.08.2017г., что следует из почтового штемпеля на конверте (л.д.30).
Согласно ч.1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Представителем административного истца заявлено ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд (л.д. 3), при этом каких-либо уважительных причин пропуска срока не указано, доказательств в обоснование пропуска срока не представлено.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для восстановления срока на обращение в суд, поскольку у налогового органа имелось достаточно времени для обращения в суд с заявлением.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Следует учитывать, что своевременность подачи заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи с чем, не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
В соответствии со ст. 180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска, в связи с пропуском срока на обращение в суд.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Инспекции ФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска к Вяткиной Н. Л. (ИНН № о взыскании задолженности по налогу и пени отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Новосибирска.
Председательствующий Заря Н.В.