Дело № 2а-2049/2020
34RS0007-01-2020-003844-20
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
8 сентября 2020 года
Тракторозаводский районный суд г.Волгограда в составе:
председательствующего судьи Севериной Н.А.
при секретаре Асташевой И.А.
с участием прокурора Федяниной О.А.
административного ответчика Калинина А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Тракторозаводского района г.Волгограда, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Калинину А.Н. о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Тракторозаводского района г.Волгограда, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском, в котором просил прекратить действие права на управление транспортными средствами к Калинину А.Н. до прекращения диспансерного наблюдения, в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением) в ГБУЗ «Волгоградский областной клинический наркологический диспансер», мотивируя свои требования тем, что в результате проведенной прокуратурой проверкой соблюдения требований законодательства в сфере медицинского обеспечения безопасности дорожного движения установлено, что административный ответчик имеет водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории «А»,«В», выданное 02.02.2011г. сроком действия до 02.02.2021г., однако с 17.12.2018г. состоит на учете в ГБУЗ «Волгоградский областной клинический наркологический диспансер» с диагнозом «синдром зависимости, вызванный употреблением алкоголя, употребление вещества в настоящее время (активная зависимость) (средняя (вторая) стадия зависимости», что является медицинским противопоказанием к управлению транспортными средствами.
В судебном заседании прокурор Тракторозаводского района г.Волгограда – Федянина О.А. поддержала административные исковые требования прокурора Тракторозаводского района г.Волгограда и просила их удовлетворить.
Административный ответчик Калинин А.Н. признал административные исковые требования прокурора Тракторозаводского района г.Волгограда, однако возражал против их удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица - ГБУЗ «Волгоградский областной клинический наркологический диспансер» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представил суду заявление, в котором поддержал административные исковые требования прокурора Тракторозаводского района г.Волгограда и просил их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица - ОГИБДД УМВД России по г.Волгограду в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Возражений по существу иска суду не представил.
Выслушав доводы прокурора, объяснения административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит административные исковые требования прокурора Тракторозаводского района г.Волгограда основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
Частью 1 статьи 39 КАС Российской Федерации прокурору предоставлено право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частью 3 статьи 8 «Конвенции о дорожном движении», заключенной в Вене 8 ноября 1968 года, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
В соответствии с абз. 3, 5, 6 ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности то участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Обеспечение безопасности дорожного движения представляет собой деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Участником дорожного движения выступает лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.
Ч.ч. 1, 2 ст. 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В ч.1 ст.26 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся, в том числе, отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.
Абз. 2 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к основанию прекращения действия права на управление транспортными средствами отнесено выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств.
Исходя из содержания ч. 6 указанной статьи целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Согласно ч. ч. 1, 4 ст. 23.1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
В соответствии с ч. 4 ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» право на управление транспортным средством подтверждается соответствующим удостоверением - водительским удостоверением.
Согласно абз. 2, 4 ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 № 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, в соответствии с которым больные психическими расстройствами и расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, допускаются к управлению транспортными средствами после прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Приказом Минздрава России от 30.12.2015 № 1034н утвержден Порядок диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и ( или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ», согласно п.12 Приложения 2 которого решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в случае наличия подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом «синдром зависимости» (код заболевания по МКБ-10-F1х.2).
В судебном заседании установлено следующее.
Калинин А.Н., родившийся ДАТА ИЗЪЯТАг., имеет право управления транспортными средствами на основании водительского удостоверения № ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ категории «А»,«В», выданного 02.02.2011г. сроком действия до 02.02.2021г.
Согласно данным ГБУЗ «Волгоградский областной клинический наркологический диспансер» с 17.12.2018г. по настоящее время Калинин А.Н. состоит на учете в ГБУЗ «Волгоградский областной клинический наркологический диспансер» с диагнозом «синдром зависимости, вызванный употреблением алкоголя, употребление вещества в настоящее время (активная зависимость) (средняя (вторая) стадия зависимости». Указанное обстоятельство является противопоказанием к управлению транспортными средствами.
В нарушение требований ст.62 КАС Российской Федерации доказательств наличия стойкой ремиссии в течение не менее трех лет административным ответчиком суду не представлено.
Принимая во внимание, что у Калинина А.Н. имеется заболевание, связанное с алкогольной зависимостью, относящееся к числу медицинских противопоказаний для деятельности, связанной с управлением автотранспортными средствами, являющимися источниками повышенной опасности для окружающих, а данных о наличии стойкой ремиссии в результате лечения в материалах дела не имеется, суд, приходя к выводу, что состояние здоровья административного ответчика препятствует безопасному управлению транспортными средствами, удовлетворяет административные исковые требования прокурора Тракторозаводского района г.Волгограда и прекращает действия прав ответчика на управление транспортными средствами.
При этом суд учитывает, что установление для гражданина прямого противопоказания к управлению транспортными средствами свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
При установлении прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, в связи с чем, такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 11 ░░░░░░░░ 2020░.
░░░░░ – ░.░.░░░░░░░░