Решение по делу № 3-13/2014 от 22.08.2014

Дело № 3-13/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе: судьи Катаева М.Ю.,

при секретаре Крюковой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кургане 19 сентября 2014 года гражданское дело по исковому заявлению Межуткова А.П. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка и возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка, равной его рыночной стоимости, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межутков А.П. обратился в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра») об установлении кадастровой стоимости земельного участка и возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка, равной его рыночной стоимости.

В обоснование иска указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Постановлением Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 года № 454 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области.

Согласно указанному постановлению кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером , расположенного по указанному выше адресу, составила <...> копейки.

Согласно отчету ИП Константиновой О.Н. № 62-01/14 от 17 июня 2014 года рыночная стоимость принадлежащего ему земельного участка составляет <...> рублей.

В связи с несоответствием кадастровой стоимости земельного участка, определенной в установленном законом порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, нарушаются его права как собственника данного земельного участка и плательщика земельного налога.

Ссылаясь на положения части 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 3 Закона «О государственном кадастре недвижимости», просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере, равном его рыночной стоимости, в сумме <...> рублей. Также просит возложить на ФГБУ «ФКП Росреестра» (ОГРН ) в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области обязанность внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка, равной его рыночной стоимости, в размере <...> рублей.

В судебном заседании представитель истца Баяндин А.В., действующий на основании доверенности, на исковых требованиях настаивал, дал пояснения согласно доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Деревяга К.С., действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала, полагает, что ФГБУ «ФКП Росреестра» является ненадлежащим ответчиком, поскольку спор материально-правового характера между сторонами отсутствует, заявленные истцом требования сводятся к изменению внесенной в государственный кадастр недвижимости стоимости земельного участка на рыночную стоимость, при этом непосредственно действия по внесению кадастровой стоимости органом кадастрового учета истцом не оспариваются.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил письменный отзыв, в котором выражает несогласие с заявленными требованиями и просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил письменные возражения на исковое заявление, в которых возражает против удовлетворения заявленных требований и просит рассмотреть дело в его отсутствие

Представители третьих лиц Администрации г. Кургана, ИП Константинова О.Н. в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, причины неявки неизвестны.

В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания в установленном процессуальным законом порядке.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Материалами дела установлено, что Межутков А.П. на основании договора купли-продажи № П/2 от 14 мая 2014 года и Свидетельства о государственной регистрации права серии от 3 июля 2014 года является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 6358 кв.м., разрешенное использование: для обслуживания производственной площадки, расположенного на землях населенных пунктов по адресу: <адрес>.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке, выданной 22 августа 2014 года филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области, кадастровая стоимость указанного выше земельного участка с кадастровым номером установлена в размере <...> копеек.

Кадастровая стоимость земельного участка Межуткова А.П. установлена на основании постановления Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 года № 454 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области» (далее по тексту постановление Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 года № 454), которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в разрезе земельных участков по Курганской области по состоянию на 1 января 2010 года и средние уровни кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным образованиям Курганской области.

Данным постановлением Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 года № 454 утвержден удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> руб./кв.м., который был применен при определении кадастровой стоимости земельного участка с учетом его площади.

Согласно отчету № 62-01/14 об определении рыночной стоимости земельного участка, составленному ИП Константиновой О.Н. по заказу Межуткова А.П., по состоянию на 1 января 2010 года рыночная стоимость указанного выше земельного участка с кадастровым номером составляет <...> рублей.

Ссылаясь на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости Межутков А.П. обратился с настоящим иском, указывая на нарушение ее прав как собственника объекта недвижимости и плательщика земельного налога, порядок определения размера которого поставлен в зависимость от кадастровой стоимости земельного участка.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости»), кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).

Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 5 статьи 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).

Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 (далее - Правила).

В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

В соответствии с пунктами 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

По смыслу приведенных положений действующего законодательства кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.

Федеральным законом от 22 июля 2010 года № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Этим же законом Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» был дополнен главой III.1 «Государственная кадастровая оценка», в статье 24.18 которой (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ) указывается, что физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить такие результаты в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.

Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Как указано выше, согласно представленному в материалы дела отчету № 62-01/14 об определении рыночной стоимости земельного участка, составленному ИП Константиновой О.Н., по состоянию на 1 января 2010 года рыночная стоимость указанного выше земельного участка с кадастровым номером составляет <...> рублей, что свидетельствует о несоответствии кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 года № 454, его рыночной стоимости.

Рыночная стоимость спорного участка определена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, результаты которой были утверждены постановлением Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 года № 454.

В статье 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ) указано, что итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее – отчет). Названной статьей Закона предусмотрены общие требования к содержанию отчета. В частности, отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

Согласно статье 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ) итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. Рыночная стоимость, определенная в отчете, является рекомендуемой для целей совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 4 июля 2011 года № 328 утвержден федеральный стандарт оценки «Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО № 5)» (далее – Федеральный стандарт оценки № 5), регламентирующий порядок проведения экспертизы отчета об оценке, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения.

В соответствии с пунктом 16 Федерального стандарта оценки № 5 в экспертном заключении указываются, в том числе, результаты проверки обоснованности выбранных оценщиком методов оценки в рамках каждого из использованных подходов к оценке и проверки соответствия выполненного в отчете расчета стоимости объекта оценки соответствующим подходам и методам; результаты и обоснование иных действий эксперта при проведении экспертизы на подтверждение стоимости; вывод по итогам проведения экспертизы отчета об оценке, который должен быть обоснован.

На основании пункта 11 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 года № 256, при проведении экспертизы отчета об оценке осуществляется совокупность мероприятий по проверке соблюдения оценщиком при проведении оценки объекта оценки требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и договора об оценке, а также достаточности и достоверности используемой информации, обоснованности сделанных оценщиком допущений, использования или отказа от использования подходов к оценке, согласования (обобщения) результатов расчетов стоимости объекта оценки при использовании различных подходов к оценке и методов оценки.

В соответствии с пунктом 17 Федерального стандарта оценки № 5 результатом экспертизы отчета об оценке является положительное или отрицательное экспертное заключение. При проведении нормативно-методической экспертизы положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности. При проведении экспертизы на подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете, положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете об оценке, в том числе вывод о соответствии отчета об оценке законодательству.

Если в нормативном правовом акте, договоре на проведение экспертизы отчета об оценке, определении суда или внутренних документах саморегулируемой организации оценщиков не указан вид экспертизы, экспертом проводится нормативно-методическая экспертиза (пункт 19 Федерального стандарта оценки № 5).

Законом не предусмотрены обязательные требования к проведению экспертизы на подтверждение стоимости объекта оценки, установленной оценщиком в отчете об определении рыночной стоимости земельного участка. Для подтверждения достоверности представленного в материалы дела отчета об оценке достаточно проведение нормативно-методической экспертизы, результаты которой подтверждают соответствие данного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.

В силу положений статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ) при обосновании расхождения между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка заявителю надлежит представить, в том числе, отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.

Соответственно, в рамках судебного спора о доказывании размера рыночной стоимости земельного участка, предоставление таких доказательств является допустимым и возможным.

Суд полагает возможным принять указанный выше отчет ИП Константиновой О.Н. № 62-01/14 от 16 июля 2014 года в качестве допустимого доказательства по настоящему делу, поскольку данный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и стандартов и правил оценочной деятельности, что отражено в экспертном заключении от 4 августа 2014 года № 2750/2014 экспертного совета Общероссийской общественной организации «Российской общество оценщиков», членом которой является Константинова О.Н.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что указанные в отчете ИП Константиновой О.Н. № 62-01/14 от 16 июля 2014 года выводы подтверждают доводы истца о значительном превышении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером над его рыночной стоимостью.

Доказательств обратного материалы дела не содержат, возражений относительно достоверности определенной в отчете ИП Константиновой О.Н. № 62-01/14 от 16 июля 2014 года рыночной стоимости спорного земельного участка и соответствия отчета требованиям законодательства Российской Федерации. Ходатайств о назначении соответствующих экспертиз участвующими в деле лицами не заявлено.

В связи с изложенными выше обстоятельствами, суд полагает заявленные Межутковым А.П. требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером равной его рыночной стоимости подлежащими удовлетворению.

Утверждение представителя ответчика об отсутствии материально-правовых притязаний, поскольку требования истца обоснованы несоответствием кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости, и, по существу, сводятся к внесению изменений в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости участка равной его рыночной стоимости, не соответствует существу рассматриваемого спора.

Исходя из анализа положений статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ), требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости на основании установления в отношении земельного участка его рыночной стоимости должно быть обращено к органу кадастрового учета.

В силу части 1 статьи 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.

В соответствии с пунктом 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Согласно пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценке.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил, наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.

Согласно пункту 2 приказа Росреестра от 11 марта 2010 года № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата»), по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета», федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

Таким образом, надлежащим ответчиком по рассматриваемой категории споров является ФГБУ «ФКП Росреестра», наделенное функциями органа кадастрового учета объектов недвижимости и государственной кадастровой оценки.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения иска в части возложения на ответчика обязанности по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с его рыночной стоимостью, и полагает в удовлетворении соответствующей части иска отказать.

Пунктом 5 статьи 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Таким образом, Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрен заявительный порядок внесения изменений в данные государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, реализация которого возможна на основании заявления правообладателя земельного участка. Данные обстоятельства подтверждены ответчиком в отзыве на исковое заявление, в котором указано, что решение суда будет являться тем документом-основанием, в соответствии с которым сведения об измененной кадастровой стоимости будут внесены в государственный кадастр недвижимости по заявлению заинтересованного лица, обратившегося в орган кадастрового учета. Следовательно, истец вправе обратиться в орган кадастрового учета с письменным заявлением о внесении установленной настоящим решением кадастровой стоимости земельного участка в данные государственного кадастра недвижимости в качестве его новой кадастровой стоимости, приложив копию вступившего в законную силу настоящего решения.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-195, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

РЕШИЛА:

исковые требования Межуткова А.П. об установлении кадастровой стоимости земельного участка и возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка, равной его рыночной стоимости удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью <...> кв.м., разрешенное использование - для обслуживания производственной площадки, расположенного на землях населенных пунктов по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере <...> рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований Межуткову А.П. отказать.

Решение по настоящему делу является основанием для внесения изменений в данные государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.

Мотивированное решение изготовлено 22 сентября 2014 года.

Судья Катаев М.Ю.

Дело № 3-13/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе: судьи Катаева М.Ю.,

при секретаре Крюковой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кургане 19 сентября 2014 года гражданское дело по исковому заявлению Межуткова А.П. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка и возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка, равной его рыночной стоимости, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межутков А.П. обратился в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра») об установлении кадастровой стоимости земельного участка и возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка, равной его рыночной стоимости.

В обоснование иска указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Постановлением Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 года № 454 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области.

Согласно указанному постановлению кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером , расположенного по указанному выше адресу, составила <...> копейки.

Согласно отчету ИП Константиновой О.Н. № 62-01/14 от 17 июня 2014 года рыночная стоимость принадлежащего ему земельного участка составляет <...> рублей.

В связи с несоответствием кадастровой стоимости земельного участка, определенной в установленном законом порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, нарушаются его права как собственника данного земельного участка и плательщика земельного налога.

Ссылаясь на положения части 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 3 Закона «О государственном кадастре недвижимости», просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере, равном его рыночной стоимости, в сумме <...> рублей. Также просит возложить на ФГБУ «ФКП Росреестра» (ОГРН ) в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области обязанность внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка, равной его рыночной стоимости, в размере <...> рублей.

В судебном заседании представитель истца Баяндин А.В., действующий на основании доверенности, на исковых требованиях настаивал, дал пояснения согласно доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Деревяга К.С., действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала, полагает, что ФГБУ «ФКП Росреестра» является ненадлежащим ответчиком, поскольку спор материально-правового характера между сторонами отсутствует, заявленные истцом требования сводятся к изменению внесенной в государственный кадастр недвижимости стоимости земельного участка на рыночную стоимость, при этом непосредственно действия по внесению кадастровой стоимости органом кадастрового учета истцом не оспариваются.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил письменный отзыв, в котором выражает несогласие с заявленными требованиями и просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил письменные возражения на исковое заявление, в которых возражает против удовлетворения заявленных требований и просит рассмотреть дело в его отсутствие

Представители третьих лиц Администрации г. Кургана, ИП Константинова О.Н. в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, причины неявки неизвестны.

В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания в установленном процессуальным законом порядке.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Материалами дела установлено, что Межутков А.П. на основании договора купли-продажи № П/2 от 14 мая 2014 года и Свидетельства о государственной регистрации права серии от 3 июля 2014 года является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 6358 кв.м., разрешенное использование: для обслуживания производственной площадки, расположенного на землях населенных пунктов по адресу: <адрес>.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке, выданной 22 августа 2014 года филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области, кадастровая стоимость указанного выше земельного участка с кадастровым номером установлена в размере <...> копеек.

Кадастровая стоимость земельного участка Межуткова А.П. установлена на основании постановления Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 года № 454 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области» (далее по тексту постановление Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 года № 454), которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в разрезе земельных участков по Курганской области по состоянию на 1 января 2010 года и средние уровни кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным образованиям Курганской области.

Данным постановлением Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 года № 454 утвержден удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> руб./кв.м., который был применен при определении кадастровой стоимости земельного участка с учетом его площади.

Согласно отчету № 62-01/14 об определении рыночной стоимости земельного участка, составленному ИП Константиновой О.Н. по заказу Межуткова А.П., по состоянию на 1 января 2010 года рыночная стоимость указанного выше земельного участка с кадастровым номером составляет <...> рублей.

Ссылаясь на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости Межутков А.П. обратился с настоящим иском, указывая на нарушение ее прав как собственника объекта недвижимости и плательщика земельного налога, порядок определения размера которого поставлен в зависимость от кадастровой стоимости земельного участка.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости»), кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).

Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 5 статьи 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).

Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 (далее - Правила).

В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

В соответствии с пунктами 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

По смыслу приведенных положений действующего законодательства кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.

Федеральным законом от 22 июля 2010 года № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Этим же законом Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» был дополнен главой III.1 «Государственная кадастровая оценка», в статье 24.18 которой (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ) указывается, что физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить такие результаты в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.

Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Как указано выше, согласно представленному в материалы дела отчету № 62-01/14 об определении рыночной стоимости земельного участка, составленному ИП Константиновой О.Н., по состоянию на 1 января 2010 года рыночная стоимость указанного выше земельного участка с кадастровым номером составляет <...> рублей, что свидетельствует о несоответствии кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 года № 454, его рыночной стоимости.

Рыночная стоимость спорного участка определена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, результаты которой были утверждены постановлением Правительства Курганской области от 26 сентября 2011 года № 454.

В статье 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ) указано, что итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее – отчет). Названной статьей Закона предусмотрены общие требования к содержанию отчета. В частности, отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

Согласно статье 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ) итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. Рыночная стоимость, определенная в отчете, является рекомендуемой для целей совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 4 июля 2011 года № 328 утвержден федеральный стандарт оценки «Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО № 5)» (далее – Федеральный стандарт оценки № 5), регламентирующий порядок проведения экспертизы отчета об оценке, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения.

В соответствии с пунктом 16 Федерального стандарта оценки № 5 в экспертном заключении указываются, в том числе, результаты проверки обоснованности выбранных оценщиком методов оценки в рамках каждого из использованных подходов к оценке и проверки соответствия выполненного в отчете расчета стоимости объекта оценки соответствующим подходам и методам; результаты и обоснование иных действий эксперта при проведении экспертизы на подтверждение стоимости; вывод по итогам проведения экспертизы отчета об оценке, который должен быть обоснован.

На основании пункта 11 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 года № 256, при проведении экспертизы отчета об оценке осуществляется совокупность мероприятий по проверке соблюдения оценщиком при проведении оценки объекта оценки требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и договора об оценке, а также достаточности и достоверности используемой информации, обоснованности сделанных оценщиком допущений, использования или отказа от использования подходов к оценке, согласования (обобщения) результатов расчетов стоимости объекта оценки при использовании различных подходов к оценке и методов оценки.

В соответствии с пунктом 17 Федерального стандарта оценки № 5 результатом экспертизы отчета об оценке является положительное или отрицательное экспертное заключение. При проведении нормативно-методической экспертизы положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности. При проведении экспертизы на подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете, положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете об оценке, в том числе вывод о соответствии отчета об оценке законодательству.

Если в нормативном правовом акте, договоре на проведение экспертизы отчета об оценке, определении суда или внутренних документах саморегулируемой организации оценщиков не указан вид экспертизы, экспертом проводится нормативно-методическая экспертиза (пункт 19 Федерального стандарта оценки № 5).

Законом не предусмотрены обязательные требования к проведению экспертизы на подтверждение стоимости объекта оценки, установленной оценщиком в отчете об определении рыночной стоимости земельного участка. Для подтверждения достоверности представленного в материалы дела отчета об оценке достаточно проведение нормативно-методической экспертизы, результаты которой подтверждают соответствие данного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.

В силу положений статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ) при обосновании расхождения между кадастровой и рыночной стоимостью земельного участка заявителю надлежит представить, в том числе, отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.

Соответственно, в рамках судебного спора о доказывании размера рыночной стоимости земельного участка, предоставление таких доказательств является допустимым и возможным.

Суд полагает возможным принять указанный выше отчет ИП Константиновой О.Н. № 62-01/14 от 16 июля 2014 года в качестве допустимого доказательства по настоящему делу, поскольку данный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и стандартов и правил оценочной деятельности, что отражено в экспертном заключении от 4 августа 2014 года № 2750/2014 экспертного совета Общероссийской общественной организации «Российской общество оценщиков», членом которой является Константинова О.Н.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что указанные в отчете ИП Константиновой О.Н. № 62-01/14 от 16 июля 2014 года выводы подтверждают доводы истца о значительном превышении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером над его рыночной стоимостью.

Доказательств обратного материалы дела не содержат, возражений относительно достоверности определенной в отчете ИП Константиновой О.Н. № 62-01/14 от 16 июля 2014 года рыночной стоимости спорного земельного участка и соответствия отчета требованиям законодательства Российской Федерации. Ходатайств о назначении соответствующих экспертиз участвующими в деле лицами не заявлено.

В связи с изложенными выше обстоятельствами, суд полагает заявленные Межутковым А.П. требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером равной его рыночной стоимости подлежащими удовлетворению.

Утверждение представителя ответчика об отсутствии материально-правовых притязаний, поскольку требования истца обоснованы несоответствием кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости, и, по существу, сводятся к внесению изменений в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости участка равной его рыночной стоимости, не соответствует существу рассматриваемого спора.

Исходя из анализа положений статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ), требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости на основании установления в отношении земельного участка его рыночной стоимости должно быть обращено к органу кадастрового учета.

В силу части 1 статьи 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.

В соответствии с пунктом 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Согласно пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценке.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил, наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.

Согласно пункту 2 приказа Росреестра от 11 марта 2010 года № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата»), по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета», федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

Таким образом, надлежащим ответчиком по рассматриваемой категории споров является ФГБУ «ФКП Росреестра», наделенное функциями органа кадастрового учета объектов недвижимости и государственной кадастровой оценки.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения иска в части возложения на ответчика обязанности по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с его рыночной стоимостью, и полагает в удовлетворении соответствующей части иска отказать.

Пунктом 5 статьи 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Таким образом, Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрен заявительный порядок внесения изменений в данные государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, реализация которого возможна на основании заявления правообладателя земельного участка. Данные обстоятельства подтверждены ответчиком в отзыве на исковое заявление, в котором указано, что решение суда будет являться тем документом-основанием, в соответствии с которым сведения об измененной кадастровой стоимости будут внесены в государственный кадастр недвижимости по заявлению заинтересованного лица, обратившегося в орган кадастрового учета. Следовательно, истец вправе обратиться в орган кадастрового учета с письменным заявлением о внесении установленной настоящим решением кадастровой стоимости земельного участка в данные государственного кадастра недвижимости в качестве его новой кадастровой стоимости, приложив копию вступившего в законную силу настоящего решения.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-195, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

РЕШИЛА:

исковые требования Межуткова А.П. об установлении кадастровой стоимости земельного участка и возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка, равной его рыночной стоимости удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью <...> кв.м., разрешенное использование - для обслуживания производственной площадки, расположенного на землях населенных пунктов по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере <...> рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований Межуткову А.П. отказать.

Решение по настоящему делу является основанием для внесения изменений в данные государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.

Мотивированное решение изготовлено 22 сентября 2014 года.

Судья Катаев М.Ю.

3-13/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Межутков Андрей Павлович
Ответчики
ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курганской области
Другие
Правительство Курганской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области
ИП Константинова О.Н.
Суд
Курганский областной суд
Судья
Катаев Михаил Юрьевич
Дело на странице суда
oblsud.krg.sudrf.ru
22.08.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.08.2014Передача материалов судье
25.08.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.08.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.09.2014Подготовка дела (собеседование)
05.09.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.09.2014Судебное заседание
19.09.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее