судья Сирина Е.Г.
дело № 72-422/2024 (№ 12-5/2024)
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 23 апреля 2024 года
Судья Пермского краевого суда Алексеев А.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу председателя административной комиссии Кировского района города Перми Р. на решение судьи Кировского районного суда г. Перми от 10 января 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.6 Закона Пермского края от 6 апреля 2015 года № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае», в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Водолей»,
установил:
постановлением административной комиссии Кировского района города Перми от 4 октября 2023 г. № ** общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Водолей» (далее - ООО «УК «Водолей») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 Закона Пермского края от 6 апреля 2015 г. № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае», ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 7500 рублей.
Решением судьи Кировского районного суда г. Перми от 10 января 2024 г. по делу №12-5/2024, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы защитника Фалеева Д.Г., указанное постановление коллегиального органа отменено с прекращением производства по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в краевой суд, председатель административной комиссии Кировского района города Перми Р. просит отменить решение судьи Кировского районного суда г. Перми от 10 января 2024 г. Указывает, что собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: ****, избрав в качестве способа управления непосредственное управление, заключили с ООО «УК «Водолей» договор на содержание и текущий ремонт многоквартирного дома от 1 июня 2015 г. № 13, согласно которому поручили ООО «УК «Водолей» оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, осуществлять иную посредническую деятельность, направленную на улучшение состояния общего имущества в доме. Приложением № 3 договора определен перечень работ по обслуживанию многоквартирного дома, среди которых выполнение работ при подготовке жилых зданий к эксплуатации в осенне-зимний период. ООО «УК «Водолей» несет ответственность за невыполнение требований постановления администрации г. Перми от 10 марта 2023 г. № 187.
В судебном заседании в краевом суде председатель административной комиссии Кировского района города Перми Р., законный представитель ООО «УК «Водолей», извещенные о времени и месте судебного заседания, участия не принимали.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Статья 6.6 Закона Пермского края от 6 апреля 2015 г. № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае» предусматривает административную ответственность за невыполнение или выполнение с нарушением установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления сроков работ по подготовке к сезонной эксплуатации зданий, инженерных сооружений и коммуникаций, объектов коммунального назначения.
Основанием для возбуждения в отношении ООО «УК «Водолей» дела об административном правонарушении по данной норме послужило невыполнение юридическим лицом работ по подготовке многоквартирного дома № ** по ул. **** к эксплуатации в осенне-зимний период 2023-2024 годов в срок до 15 августа 2023 г., установленный в утвержденном и.о. первого заместителя главы администрации Кировского района города Перми в соответствии с постановлением администрации города Перми от 10 марта 2023 г. № 187 «О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы города Перми к эксплуатации в осенне-зимний период 2023-2024 годов» сводном плане-графике подготовки объектов жилищного фонда к эксплуатации в указанный период.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья районного суда учитывал нормы действующего законодательства. Установив, что общество не является ни собственником помещений в многоквартирном доме по адресу: ****, ни управляющей организацией в отношении данного дома, что исключает возможность возложения на ООО «УК «Водолей» обязанности по выполнению требований постановления администрации г. Перми от 10 марта 2023 г. № 187, пришел к выводу о том, что ООО «УК «Водолей» субъектом вмененного административного правонарушения быть не может.
С выводами судьи районного суда согласиться нельзя.
Постановлением администрации города Перми от 10 марта 2023 г. № 187 «О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы города Перми к эксплуатации в осенне-зимний период 2023-2024 годов» постановлено собственникам или иным законным владельцам источников тепловой энергии, тепловых сетей, теплопотребляющих установок приступить к подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы города Перми к эксплуатации в осенне-зимний период 2023-2024 годов (пункт 1).
Пунктом 3 данного постановления собственникам помещений, осуществляющих непосредственное управление многоквартирными домами, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, предписано обеспечить готовность жилищного фонда города Перми к эксплуатации в осенне-зимний период 2023-2024 годов в сроки, установленные сводными пообъектными планами-графиками подготовки объектов жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2023-2024 годов, утвержденными территориальными органами администрации города Перми во исполнение пункта 7.3 настоящего постановления.
Согласно пункту 5.3 постановления Администрации города Перми от 10 марта 2023 г. № 187 в сроки, установленные для каждого объекта сводными пообъектными планами-графиками подготовки объектов жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2023-2024 годов, утвержденными территориальными органами администрации города Перми во исполнение пункта 7.3 настоящего постановления, следует подтвердить готовность объектов жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период путем сдачи на каждый объект в территориальный орган администрации города Перми акта готовности систем теплопотребления объектов к отопительному периоду 2023-2024 годов, акта осмотра технического состояния вводов (выводов) инженерных коммуникаций в подвальные помещения, акта герметизации вводов (выводов) инженерных коммуникаций в подвальные помещения, акта обследования технического состояния дымоходов и вентиляционных каналов, паспорта готовности жилого дома к эксплуатации в осенне-зимний период 2023-2024 годов по формам согласно приложениям 8, 10, 11, 12, 13 к настоящему постановлению.
В соответствии с пунктом 7.3 постановления Администрации города Перми от 10 марта 2023 г. № 187 сводные планы-графики подготовки объектов жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2023-2024 годов разрабатываются, утверждаются и размещаются на основании сводной заявки о выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей на 2023 год и пообъектных планов-графиков подготовки систем теплопотребления жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2023-2024 годов, представленных собственниками помещений, осуществляющими непосредственное управление многоквартирными домами, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, территориальным органам администрации города Перми. Срок установлен до 31 марта 2023 г.
Как следует из утвержденного сводного пообъектного плана-графика подготовки объектов жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2023-2024 годов (паспорта готовности), срок для выполнения в доме по адресу: ****, требований пункта 5.3 постановления администрации города Перми от 10 марта 2023 г. № 187 установлен до 15 августа 2023 г. (л.д. 30).
Действительно, как следует из материалов дела, в соответствии со статьей161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: ****, на общем собрании 28 мая 2015 г. в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, постановлено заключить договор на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома с ООО «УК «Водолей» (л.д. 52-54).
При этом судьей районного суда не принято во внимание, что общество согласно договору от 1 июня 2015 г. взяло на себя обязательства по осуществлению содержания и текущего ремонта общего имущества указанного многоквартирного дома с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан. В соответствии с пунктом 3.1.2 договора собственники поручили, а ООО «УК «Водолей» обязалось оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в соответствии с условиями договора и действующим законодательском, в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 (л.д. 55-56).
Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 утверждает Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которыми регламентирована также подготовка жилищного фонда к сезонной эксплуатации и предусматривающими в пункте 2.6.3 утверждение органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября сроков начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла.
Следовательно, по условиям договора № 13 от 1 июня 2015 г. именно ООО «УК «Водолей» в рамках данного договора, независимо от установленного способа управления многоквартирным домом, приняло на себя обязанность выполнять работы, в том числе и по подготовке дома к отопительному сезону в соответствии с требованиями как федерального законодательства, так и требованиями, установленными постановлением администрации города Перми от 10 марта 2023 г. № 187 и несет ответственность за нарушение установленных сроков работ по подготовке к сезонной эксплуатации зданий, инженерных сооружений и коммуникаций, объектов коммунального назначения при наличии виновных действий (бездействии).
Фактически судьей районного суда не соблюдены требования статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающие обстоятельства, которые подлежат выяснению по делу об административном правонарушении и имеют значение для его правильного разрешения. Содержащиеся в решении выводы об отсутствии в деянии ООО «УК «Водолей» состава вмененного административного правонарушения сделаны без учета указанных выше обстоятельств и требований действующего законодательства, регламентирующего содержание жилья, а также Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всесторонности, полноте, объективности выяснения обстоятельств каждого дела и разрешении его в соответствии с законом, в том числе без исследования положений договора № 13 от 1 июня 2015 г., являются преждевременными.
Вынесенное судьей Кировского районного суда г. Перми решение от 10 января 2024 г. нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
При этом также подлежит отмене постановление коллегиального органа от 4 октября 2023 г., отмененное решением судьи от 10 января 2024 г., которое в рамках рассмотрения настоящей жалобы признано незаконным, поскольку иное повлекло бы ухудшение положения лица, в отношении которого ранее было прекращено производство по делу об административном правонарушении, что недопустимо.
В настоящее время исключена возможность возобновления производства по делу, устранения допущенной на предыдущей стадии производства по делу ошибки путем возвращения дела на новое рассмотрение и правовой оценки действий ООО «УК «Водолей», поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истек.
В силу статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по истечении данного срока вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, возобновление производства по делу и возвращение его на новое рассмотрение невозможны, так как это ухудшает положение данного лица.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Указанное согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2021), вопрос 12, а также в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 5 июля 2021 г. № 48-АД21-7-К7.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление административной комиссии Кировского района города Перми от 4 октября 2023 г. № **, решение судьи Кировского районного суда г. Перми от 10 января 2024 г. № 12-5/2024, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Водолей» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.6 Закона Пермского края от 6 апреля 2015 г. № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае», отменить.
Прекратить производство по делу административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья - подпись