Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
Далматовский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Рахимовой А.В.,
при секретаре Косинцевой Н.Г.,
с участием истца Сарапульцева А.В., представителя ответчика Князевой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Далматово
26 апреля 2022 года
гражданское дело по исковому заявлению Сарапульцева Александра Владимировича к отделу Министерства внутренних дел России по Далматовскому району Курганской области о взыскании денежной компенсации, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Сарапульцев А.В. обратился в суд с иском к отделу Министерства внутренних дел России по Далматовскому району Курганской области о взыскании денежной компенсации, компенсации морального вреда, мотивируя тем, что осуществлял трудовую деятельность в ОМВД России по Далматовскому району с 2004 года по 26.03.2021. 25.01.2021 на имя начальника ОМВД России по Далматовскому району он подал рапорт о выплате денежной компенсации за неиспользованные дни отдыха за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни за период с 2019 по 2021 год. Им не использованы 23 дня за 2019 год и 27 дней за 2020 год. Денежная компенсация за 2019 год приказом начальника ОМВД России по Далматовскому району от 24.03.2021 не назначена и не выплачена, дни отдыха не предоставлены, 12 дней за 2020 год также не предоставлены истцу. Действиями ответчика ему причинен моральный вред, который выразился в психических страданиях, бессоннице, невозможности полноценного отдыха, который он оценивает в 50000 руб. Просит взыскать с ОМВД России по Далматовскому району денежную компенсацию за 12 не предоставленных дней отдыха за 2020 год в сумме 21238 руб. 42 коп., за 15 неоплаченных дней за 2019 год в сумме 26548 руб. 02 коп., за 8 не предоставленных дней отдыха за 2019 год в сумме 14158 руб. 95 коп., в счет компенсации морального вреда 50000 руб.
Истец Сарапульцев А.В. в судебном заседании также просил восстановить пропущенный процессуальный срок, мотивируя такой пропуск состоянием здоровья, поскольку сразу после увольнения в марте-апреле 2021 года проходил лечение в связи с Данные Изъяты, затем в июне 2021 года находился на стационарном лечении в ГБУ «Далматовская ЦРБ», также продолжает лечение амбулаторно по настоящее время. Полагал, что подлежит применению годичный срок давности.
Представитель ответчика Князева Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве, просила применить последствия пропуска срока исковой давности. Также пояснила, что истцу был установлен ненормированный рабочий день, однако он привлекался для выполнения иных работ, велся табель учета рабочего времени, не оспаривала право истца на предоставление дополнительных дней, однако для этого он должен был обратиться с рапортом. По существу согласна с количеством не предоставленных истцу дней. В материалах личного дела истца отсутствует контракт, заключенный с Сарапульцевым А.В., причина и его местонахождение ей не известны.
Представитель третьего лица УМВД России по Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы дела, пришёл к следующим выводам.
Судом установлено, что Сарапульцев А.В. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации по контракту от 20.01.2012.
В материалы рассматриваемого дела не представлен контракт о прохождении службы Сарапульцевым А.В. в органах внутренних дел Российской Федерации от 20.01.2012, при этом сторонами прохождение службы и заключение такого контракта фактически не оспаривается, представлены дополнительные соглашения к данному контракту.
Приказом УМВД России по Курганской области от 16.01.2019 №2л/с истец назначен на должность дознавателя отделения дознания ОМВД России по Далматовскому району с 17.01.2019. Приказом УМВД России по Курганской области от 01.08.2019 №215 л/с назначен на должность участкового уполномоченного полиции и по делам несовершеннолетних ОМВД России по Далматовскому району с 05.08.2019.
17.03.2020 Сарапульцев А.В. назначен на должность дознавателя отделения дознания ОМВД России по Далматовскому району.
Сарапульцев А.В. в рапорте на имя начальника УМВД России по Курганской области от 25.01.2021 просил уволить из органов внутренних дел по п.4 ч.2 ст. 82 ФЗ от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). В рапорте от 24.03.2021 просил реализовать поданный ранее рапорт с 26.03.2021.
Согласно справке помощника начальника ОМВД России по Далматовскому району Курганской области от 19.03.2021 Сарапульцев А.В. не использовал за 2020 год основной отпуск за ненормированный служебный день в количестве 7 календарных дней, дополнительный отпуск за стаж службы в органах внутренних дел в количестве 10 календарных дней. Денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни за учетный период с 01 января по 31 декабря 2020 года в количестве 15 календарных дней, за период с 01 января по 24 марта 2021 года будет выплачена при увольнении.
Приказом УМВД России по Курганской области от 25.03.2021 №* л/с расторгнут (прекращен) контракт и уволен со службы в органах внутренних дел по п. 4 ч.2 ст. 82 ФЗ №342 Сарапульцев А.В. – дознаватель отделения дознания ОМВД России по Далматовскому району с 26.03.2021. Приказано выплатить денежную компенсацию за неиспользованные в 2020 году 30 дней основного отпуска, 10 дней дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел, 7 дней дополнительного отпуска за ненормированный служебный день.
На основании приказа УМВД России по Курганской области от 24.03.2021 №* л/с Сарапульцеву А.В. выплачена денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни за учетный период с 01 января по 31 декабря 2020 года, за 15 календарных дней.
При увольнении Сарапульцеву А.В. выплачено №*., из которых №*. – денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в выходные и нерабочие праздничные дни за период с 01.01.2020 по 31.12.2020, с 01.01.2021 по 24.03.2021, №*. – денежная компенсация за неиспользованный отпуск.
Согласно части 1 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ, служебный спор в органах внутренних дел - это неурегулированные разногласия по вопросам, касающимся применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере внутренних дел и контракта, между руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем и сотрудником органов внутренних дел или гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявшим на службе в органах внутренних дел, а также между прямым руководителем (начальником) или непосредственным руководителем (начальником) и сотрудником.
В силу части 4 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ, сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2020 года № 334-О указано, что предусмотренный частью 4 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» трехмесячный срок для обращения в суд за разрешением служебного спора (за исключением споров, связанных с увольнением со службы в органах внутренних дел) направлен на достижение оптимального согласования интересов сторон служебных правоотношений; сам по себе этот срок не может быть признан неразумным и несоразмерным, поскольку направлен на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав сотрудника органов внутренних дел и является достаточным для обращения в суд. Лицам, не реализовавшим свое право на обращение в суд в указанный срок по уважительным причинам, предоставляется возможность восстановить этот срок в судебном порядке (аналогичные положения содержатся в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2019 года № 465-О, от 26 марта 2019 года № 670-О, от 25 апреля 2019 года № 1072-О).
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 16 постановления от 29 мая 2018 года № 15 разъяснил следующее: судам необходимо учитывать, что при пропуске работником срока, установленного статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации, о применении которого заявлено ответчиком, такой срок может быть восстановлен судом при наличии уважительных причин (часть четвертая статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации). В качестве уважительных причин пропуска срока для обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, объективно препятствовавшие работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора, как-то: болезнь работника, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимости осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи и т.п.
Обратить внимание судов на необходимость тщательного исследования всех обстоятельств, послуживших причиной пропуска работником установленного срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока, суд не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Например, об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора может свидетельствовать своевременное обращение работника с письменным заявлением о нарушении его трудовых прав в органы прокуратуры и (или) в Государственную инспекцию труда, которыми в отношении работодателя было принято соответствующее решение об устранении нарушений трудовых прав работника, вследствие чего у работника возникли правомерные ожидания, что его права будут восстановлены во внесудебном порядке.
Обстоятельства, касающиеся причин пропуска работником срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, и их оценка судом должны быть отражены в решении (часть 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Разъяснения, данные в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2, в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 года № 15, подлежат применению и при рассмотрении судом служебных споров.
Из данных нормативных положений и разъяснений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что лицам, не реализовавшим свое право на обращение в суд в названный законом срок по уважительным причинам, этот срок может быть восстановлен в судебном порядке. Перечень уважительных причин, при наличии которых пропущенный срок для обращения в суд за разрешением служебного спора или индивидуального трудового спора может быть восстановлен судом, законом не установлен. Приведенный в постановлениях Пленумов Верховного Суда Российской Федерации перечень уважительных причин пропуска срока обращения в суд исчерпывающим не является.
Следовательно, исходя из положений части 4 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в системной взаимосвязи с требованиями по оценке доказательств статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении сотруднику органов внутренних дел пропущенного срока для обращения в суд за разрешением служебного спора, обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших лицу своевременно обратиться в суд за разрешением служебного спора.
Заслушав и проанализировав объяснения лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу о том, что сложившаяся у истца жизненная ситуация является тяжелой, в связи с чем истец объективно был лишен возможности в установленный законом срок обратиться в суд.
Выписным эпикризом ГБУ «Курганская больница скорой медицинской помощи» подтверждено, что Сарапульцев А.В. с 29.03.2021 по 08.04.2021 находился на стационарном лечении с диагнозом: Данные Изъяты. С 04.06.2021 по 14.06.2021 истец вновь находился на стационарном лечении в ГБУ «Далматовская ЦРБ». В настоящее время проходит лечение амбулаторно, что сторонами не оспаривалось. С учетом диагноза, поставленного истцу, является очевидным необходимость определенной реабилитации после стационарного лечения, что явилось препятствием для своевременного обращения в суд.
Таким образом, наличие уважительных причин пропуска срока подтверждается совокупностью доказательств, представленных в материалы дела.
Согласно ч.6 ст. 53 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к основному или дополнительному отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
В силу части 5 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников органов внутренних дел, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава. Приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может устанавливаться ненормированный служебный день для сотрудников, замещающих иные должности, определяемые перечнем должностей в органах внутренних дел, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 5 статьи 58 настоящего Федерального закона.
Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени определен приказом Министерства внутренних дел России от 1 февраля 2018 года № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации».
Пунктами 274, 275, 277 - 279, 284, 285, 290 - 293 Приказа установлено, что в случае служебной необходимости сотрудники могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни с предоставлением сотрудникам компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности.
В целях учета продолжительности выполнения сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в органах, организациях, подразделениях Министерства внутренних дел России составляются табели учета служебного времени сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, в которых указывается время начала и окончания выполнения сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, количество отработанных часов, дата предоставления дополнительного времени отдыха, дополнительных дней отдыха либо номер приказа о присоединении дополнительных дней отдыха к отпуску или о выплате денежной компенсации.
Табели ведутся ежемесячно и открываются за 2 - 3 дня до начала учетного периода на основании табелей за прошлый месяц.
С учетом специальных задач, возложенных на органы, организации, подразделения Министерства внутренних дел России, правовым актом Министерства внутренних дел России или руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России, структурного подразделения территориального органа Министерства внутренних дел России, имеющего право назначения сотрудников на должности, могут быть установлены дополнительные формы учета продолжительности выполнения сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
Сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха.
Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. В приказе о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска указываются количество дополнительных дней отдыха, подлежащих компенсации.
Сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация в порядке, установленном приказом Министерства внутренних дел России от 31 января 2013 года № 65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».
Между тем, пунктами 286 и 287 приказа Министерства внутренних дел России от 1 февраля 2018 года № 50 также определено, что сотрудники, которым установлен ненормированный служебный день, могут эпизодически привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени по решению прямого руководителя (начальника). За выполнение указанными сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности не предоставляется. Сотрудникам, которым установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 5 статьи 58 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Привлечение сотрудников, которым установлен ненормированный служебный день, к выполнению служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также предоставление им в связи с таким привлечением компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности осуществляются в соответствии с главой XIII настоящего Порядка.
Таким образом, законодательство о прохождении службы в органах внутренних дел, предусматривает различные правовые гарантии для сотрудника, привлекаемого к службе за переделами установленной продолжительности служенного времени, и сотрудника, которому приказом нанимателя установлен ненормированный служебный день, в случае его привлечения к исполнению служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени, а также к выполнению служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Пунктами 286 и 287 приказа Министерства внутренних дел России от 1 февраля 2018 года № 50 также определены различные правовые гарантии для сотрудников, которым приказом нанимателя установлен ненормированный служебный день, в случае их привлечения к исполнению служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени или при привлечении к выполнению служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Право истца на предоставление компенсации за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, ответчиком не оспаривалось, однако приведен довод относительно необходимости своевременного обращения сотрудника с соответствующим рапортом.
Действительно, сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (пункт 56 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31 января 2013 года № 65).
Порядок учета и расчета для выплаты денежной компенсации установлен пунктами 56 - 58 Порядка от 31 января 2013 года № 65, который предусматривает выплату сотруднику денежной компенсации только за текущий год.
Таким образом, нормативно-правовое регулирование указанных выплат не предполагает произвольное, неограниченное по времени обращение сотрудника с рапортом о выплате таковой, а предусматривает разрешение этого вопроса путем предоставления, по общему правилу, дней отдыха в другие дни недели или же присоединение таких дней к ежегодному оплачиваемому отпуску, а при обращении сотрудника - рассмотрение возможности выплаты денежной компенсации именно в очередном календарном (текущем) году.
Волеизъявление Сарапульцева А.В., выраженное в форме поданного в период прохождения службы рапорта о предоставлении вместо дней отдыха денежной компенсации, являющегося обязательным условием реализации права на получение указанной компенсации, отсутствует, также как и отсутствуют доказательства получения отказа в предоставлении компенсации в виде отдыха в другие дни недели или в присоединении этих дней к ежегодному оплачиваемому отпуску в соответствующем календарном периоде.
Так как доказательств нарушения ответчиком прав истца не установлено, оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований Сарапульцева Александра Владимировича к отделу Министерства внутренних дел России по Далматовскому району Курганской области о взыскании денежной компенсации, компенсации морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда с подачей апелляционной жалобы через Далматовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В. Рахимова
Мотивированное решение изготовлено 26 апреля 2022 года.