Дело №
Поступило в суд <дата>
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 ноября 2020 года р.п. Чистоозерное
Купинский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Максимейко А.А.,
с участием заместителя прокурора Чистоозерного района Новосибирской области Анцибор Г.,
при секретаре Скрипкиной Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Абзаева Р. к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей,
УСТАНОВИЛ:
Абзаев Р. обратился в суд с указанным административным иском, указав в обоснование (с учетом уточнений), что он содержался в изоляторе временного содержания ОМВД России по Чистоозерному району Новосибирской области в следующие периоды: с <дата> по <дата> камере №; с <дата> по <дата> в камере №; с <дата> по <дата> в камере №; с <дата> по <дата> в камере №; с <дата> по <дата> в камере №; <дата> по <дата> в камере №, в общей сложности 46 суток. Несоответствующими закону условиями содержания под стражей в изоляторе временного содержания ОМВД России по Чистоозерному району, расположенному по адресу: <адрес> ему был причинен моральный вред, он испытывал нравственные страдания, а именно – в камерах изолятора временного содержания, где он находился в период судебных разбирательств по уголовному делу и в период предварительного следствия, не работает санузел, нет сливного бачка, вентиляционная система не отвечает нормам и требованиям, предъявляемым к подобному рода оборудованию и систем воздухоотводов, в результате чего в камерах повышенная сырость. В прогулочном дворике находится не огороженный туалет, гулять в указанном дворике невозможно, так как стоит неприятный запах. Комната санитарной обработки, в которой находится душевая кабина, хотя и оборудована радиатором системы отопления, но данное помещение холодное, поскольку не оборудовано оконной рамой с остеклением, вместо окна установлен металлический лист железа, в котором имеются отверстия, в которые зимой дует ветер и летит снег. Пища, раздаваемая лицам, содержащимся в изоляторе временного содержания, хотя и привозится три раза в день в рабочие дни и два раза в день в выходные, но она холодная, перемороженная, испорченная, либо закисшая, контейнеры, в которых привозится пища, не пропариваются и не обрабатываются надлежащим образом, на просьбу разогреть пищу, сотрудники изолятора временного содержания поясняют, что электроплита и микроволновая печь для сотрудников, а не для лиц, содержащихся под стражей. Средства для дезинфекции посуды не выдаются, сотрудники изолятора временного содержания раздают пищу без специальной одежды – халата, головного убора и перчаток, у них отсутствуют санитарные книжки. В камерах № и №, в которых он содержался, отсутствует зона приватности санузла, а также такая зона полностью отсутствует в помещении камеры, поскольку окно для приема пищи постоянно открыто, в камерах № и № отсутствуют лавки. Доступ естественного освещения в камерах не соответствует санитарным нормам, а именно: вместо окон установлены металлические листы, в которых имеются отверстия.
Указанные нарушения условий содержания под стражей в изоляторе временного содержания уже фактически признаны должностными лицами ОМВД России по Чистоозерному району, о чем указано в представленной ими информации, а также в акте комиссионного обследования изолятора временного содержания ОМВД России по Чистоозерному району.
Просит взыскать с Главного управления МВД России по Новосибирской области или МВД России в его пользу компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания под стражей в изоляторе временного содержания ОМВД России по Чистоозерному району в размере 100000 рублей.
Административный истец Абзаев Р., участвуя в судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи, заявленные требования поддержал по доводам, указанным иске и дополнениях к нему, просил удовлетворить требования в полном объеме и взыскать с ответчика в его пользу 100000 рублей в счет компенсации за нарушение условий содержания под стражей в изоляторе временного содержания ОМВД России по Чистоозерному району.
Представитель ответчиков Главного управления МВД России по Новосибирской области и Министерства внутренних дел Российской Федерации Власенко Э., действующая на основании доверенностей от <дата> и <дата>, соответственно, в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, указав, что позицию, изложенную ранее в письменных возражениях, устных пояснениях поддерживает, представила дополнительное возражение, в котором указано, что истцом не представлены доказательства того, что в период содержания в изоляторе временного содержания были нарушены его права ненадлежащими условиями содержания в изоляторе временного содержания. Обращает внимание, что в судебном заседании <дата> истец поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнительных пояснений по поводу причинения ему морального вреда условиями содержания не дал. Уточнения исковых требований в части ненадлежащей организации освещения поступили от истца после получения им документов ответчика, полагает, что в данном случае со стороны истца имеется злоупотребление правом, в отсутствие собственной мотивировки и реального претерпивания неудобств в данной части, необоснованно увеличил свои требования. Полагает, что приводимые истцом доводы не свидетельствуют о том, что истцу причинены физические и нравственные страдания в той степени, которая являлась бы основанием для возмещения государством вреда, просит в иске Абзаеву Р. отказать в полном объеме. Аналогичной позиции представитель ответчика придерживался, ранее принимая участие в судебных заседаниях.
Представитель заинтересованного лица Министерства финансов Российской Федерации Быховец С., действуя на основании доверенности от <дата>, в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, предоставил письменные возражения, согласно которым полагает, что административным истцом не доказан факт причинения ему физических и нравственных страданий, не представлены допустимые и бесспорные доказательства причинения нравственных страданий, не указано какие именно принадлежащие ему права нарушены действиями (бездействием) должностных лиц, в чем они выражаются, просит в иске Абзаеву Р. отказать в полном объеме, дело рассмотреть в отсутствие представителя Министерства финансов Российской Федерации.
Представитель ОМВД России по Чистоозерному району Лямцев С., действующий на основании доверенности от <дата>, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражал против удовлетворения требований административного истца.
Выслушав административного истца Абзаева Р., заключение заместителя прокурора Чистоозерного района Новосибирской области Анцибор Г., полагавшей, что заявленные Абзаевым Р. требования подлежат удовлетворению в полном объеме, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства.
В силу ст. 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
В развитие закрепленной в ст. 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав, свобод человека и гражданина, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства указывает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (статья 3).
Согласно ч.1 ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ), лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с ч. 1 ст. 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5 ст. 227.1 КАС РФ).
В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.
Порядок и условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений определены Федеральным законом от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 г. № 189, а также в Правилах внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22.11.2005 г. № 950.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических и нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
В силу ст. 24 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых совершении преступлений» № 103-ФЗ от 15.07.1995 г. администрация указанных мест обязана выполнять санитарно - гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Согласно ст. 17.1 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых совершении преступлений» № 103-ФЗ от 15.07.1995 г., подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
В силу ч. 2 и 3 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими.
Из разъяснений, содержащихся в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», следует, что силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа или учреждения, должностного лица, связанных с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 названной статьи, в полном объеме.
В судебном заседании установлено, что Абзаев Р. в настоящее время содержится в ФКУ СИЗО-№ ГУФСИН России по Новосибирской области.
Административным истцом заявлены требования о присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания в изоляторе временного содержания ОМВД России по Чистоозерному району.
Согласно ст. 7 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых совершении преступлений» № 103-ФЗ от 15.07.1995 г., местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются, в том числе изоляторы временного содержания органов внутренних дел.
Согласно ст. 13 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых совершении преступлений» № 103-ФЗ от 15.07.1995 г., подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца. Основанием для такого перевода является постановление следователя или лица, производящего дознание, либо решение суда.
Согласно ст. 17 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых совершении преступлений» № 103-ФЗ от 15.07.1995 г., подозреваемые и обвиняемые имеют право, в том числе, получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях; пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.
Согласно ст. 23 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых совершении преступлений» от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин). Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Из представленных материалов, в частности пояснений истца, информации, представленной ОМВД России по Чистоозерному району, журнала учета лиц, содержащихся в ИВС ОМВД России по Чистоозерному району (покамерный список), журнала учета лиц, содержащихся в ИВС ОМВД России по Чистоозерному району, схемой, Абзаев Р. содержался в изоляторе временного содержания Отделения МВД России по Чистоозерному району в следующие периоды:
- с <дата> по <дата> в камере № площадью 7,37 кв.м. содержался один;
- с <дата> по <дата> в камере № площадью 12,75 кв. м. совместно с двумя осужденными;
- <дата> в камере № площадью 12,75 кв.м. совместно с двумя осужденными;
- <дата> в камере № площадью более 6 кв.м. содержался один;
- с <дата> по <дата> в камере № площадью 12,75 кв. м. совместно с двумя осужденными;
- с <дата> по <дата> в камере № площадью более 6 кв.м. содержался один;
- с <дата> по <дата> в камере № площадью 7,37 кв.м. содержался один;
- с <дата> по <дата> в камере № площадью 7,37 кв.м. содержался один;
- с <дата> по <дата> в камере № площадью 7,37 кв.м. содержался один.
Согласно акту комиссионного обследования изолятора временного содержания от <дата> камера № является одноместной, площадью 6,2 кв. м., оборудована одноярусными нарами, столом, расстояние от которого до санузла составляет 1,6 метра, скамейкой, санитарным узлом, который находится в исправном состоянии, двумя полками для хранения индивидуальных принадлежностей, вешалкой, полкой для туалетных принадлежностей, исправным радиодинамиком, светильником, исправной вытяжной вентиляцией, радиаторами центрального отопления из металлических труб диаметром 100 мм;
- камера № является двухместной, площадью 7,3 кв. м., оборудована одноярусными нарами в количестве 2 шт., столом, расстояние от которого до санузла составляет 1,6 метра, двумя скамейками, санитарным узлом, который находится в исправном состоянии, двумя шкафами, по две полки для хранения индивидуальных принадлежностей, двумя вешалками, полкой для туалетных принадлежностей, исправным радиодинамиком, светильниками дневного и ночного освещения, исправной вытяжной вентиляцией, радиаторами центрального отопления из металлических труб диаметром 100 мм;
- камера № является четырехместной, площадью 12,75 кв. м., оборудована двухъярусными нарами в количестве 4 шт., столом, расстояние от которого до санузла составляет 1,5 метра, скамейкой, санитарным узлом, который находится в исправном состоянии, шкафом и двумя полками для хранения индивидуальных принадлежностей, вешалкой, полкой для туалетных принадлежностей, исправным радиодинамиком, светильниками дневного и ночного освещения, исправной вытяжной вентиляцией, радиаторами центрального отопления из металлических труб диаметром 100 мм.
Таким образом, довод административного истца Абзаева Р. о несоответствии системы вентиляции установленным нормативам, повышенной сырости, неисправности санузла, отсутствие слива, а также об отсутствии в камерах № и №, лавок, суд находит несостоятельным, поскольку опровергается сведениями, содержащимися в вышеуказанном акте.
Рассматривая доводы административного истца о наличии в прогулочном дворике неогороженного туалета и невозможности осуществлять прогулки в связи с наличием неприятного запаха, суд приходит к следующему.
В соответствии с Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденными Приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 г. № 950 подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой. Прогулка проводится на территории прогулочных дворов. Прогулочные дворы оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя (п. 130, 132).
Согласно акту комиссионного обследования от <дата> и схеме изолятор временного содержания ОМВД России по Чистоозерному району оборудован прогулочным двором площадью 25 кв. м., в котором имеется навес от дождя и скамейка для сидения, таким образом, прогулочный двор оборудован в соответствии с вышеуказанными требованиями, а соответствующие доводы административного истца о наличии неприятного запаха в прогулочном дворике, даны с учетом субъективного восприятия и ничем не подтверждены.
Согласно п. 47 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 г. № 950, не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут.
Как следует из акта комиссионного обследования от <дата> изолятор временного содержания ОМВД России по Чистоозерному району оборудован санитарной комнатой площадью 11,4 кв. м., в которой имеются радиаторы центрального отопления из металлических труб диаметром 100 мм.
Кроме того, согласно представленным фотоизображениям, санитарная комната оборудована душевой кабиной, радиаторами системы отопления, а также оконной рамой и дополнительно металлическим листом с отверстиями, в связи с этим довод административного истца, об отсутствии окна и в связи с этим несоблюдении температурного режима не нашел своего подтверждения.
Как следует из представленных материалов дела, питание лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания ОМВД России по Чистоозерному району осуществлялось согласно условиям государственного контракта, заключенного с индивидуальным предпринимателем «Н.» кафе «<......>», что подтверждается контрактом № от <дата> Приготовление пищи и обработка контейнеров для перевозки пищи прописаны в государственном контракте и соответствуют всем нормам гигиены и санитарии. Готовая горячая пища доставляется в специальном термоконтейнере три раза в сутки, согласно распорядку дня и выдается сразу после доставки, согласно всех норм и правил, что следует из информации, представленной представителем ответчика.
Доводы административного истца о том, что питание подавалось в необработанных контейнерах, а также о низком качестве еды, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. Конкретные нарушения в части организации питания административным истцом не указаны, субъективное мнение относительно вкуса предоставленного ему питания не могут служить основанием для признания условий содержания ненадлежащими.
Также административный истец в своих доводах ссылался на недостаточность естественного освещения в камерах изолятора временного содержания ОМВД России по Чистоозерному району, рассматривая который, суд приходит к следующему.
Согласно требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных пунктов. Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. Санитарные правила и нормы», утвержденных главным государственным санитарным врачом РФ 06.04.2003 г., помещения с постоянным пребыванием людей должны иметь естественное освещение (п. 2.1.1).
В п. 17.11 Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел МВД России (Свод правил - СП 12-95) предусмотрено, что отношение площади световых проемов камер к площади пола должно быть не менее 1:8. Размеры оконных проемов в изоляторе временного содержания должны составлять не менее 1,2 м по высоте и 0,9 м по ширине.
Согласно акту комиссионного обследования от <дата> в камерах 2,3,4 изолятора временного содержания ОМВД России по Чистоозерному району доступ естественного освещения, освещенность в «люксах», размеры оконных проемов в камере не соответствуют предъявляемым требованиям. Из представленного представителем ответчика фотоизображения следует, что в камере № имеется оконный проем, в котором находится металлическая пластина с отверстиями.
В силу ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Согласно решению <......> районного суда <......> области от <дата>, вступившему в законную силу <дата>, в камерах изолятора временного содержания ОМВД России по Чистоозерному району отсутствует естественное освещение, в связи с этим на ОМВД России по Чистоозерному району Новосибирской области возложена обязанность предусмотреть в камерах изолятора временного содержания естественное освещение.
Таким образом, учитывая изложенное, суд считает установленным, что в камерах изолятора временного содержания ОМВД России по Чистоозерному району, в том числе, в которых содержался истец, естественное освещение не соответствует установленным требованиям, т.е. при содержании Абзаева Р. под стражей в изоляторе временного содержания ОМВД России по Чистоозерному району в данной части допущены нарушения условий содержания.
Также решением <......> районного суда <......> области от <дата>, вступившим в законную силу <дата>, на ОМВД России по Чистоозерному району Новосибирской области возложена обязанность по оборудованию изолятора временного содержания дезинфекционной камерой; оборудованию камеры бачками для питьевой воды; по установлению емкости для дезинфекции посуды, выдаче спецодежды для раздачи пищи; оборудованию камеры пожарной сигнализацией; оборудованию медицинским кабинетом, комнатой для свиданий.
Следовательно, доводы истца в части отсутствия средства для дезинфекции посуды, а также специальной одежды для раздачи пищи, являются обоснованными.
Инструкцией по проектированию объектов органов внутренних дел МВД России (Свод правил - СП 12-95), предусмотрено наличие в камерах изолятора временного содержания унитаза (таблица 17 пункт 33). Согласно п. 17.16 унитазы в камерах, карцерах, изоляторах необходимо размещать в отдельных кабинах с дверьми, открывающимися наружу, кабина должна иметь перегородки высотой 1 м. от пола санитарного узла.
Как следует из представленных фотоизображений, в камерах № и № санузлы оборудованы элементами приватности, имеются перегородки, однако сведений о полном соответствии указанных перегородок, в частности их высоты, вышеуказанным требованиям, представителем ответчика не представлено.
Поскольку судом установлены факты нарушения условий содержания Абзаева Р. под стражей в изоляторе временного содержания ОМВД России по Чистоозерному району, выразившиеся в отсутствии неограниченного доступа к естественному освещению, а также нарушение права приватности истца, он вправе требовать присуждения компенсации за нарушение условий содержания.
Разрешая заявленные требования о взыскании в пользу Абзаева Р. денежной компенсации за нарушение условий содержания под стражей, суд учитывает следующее.
В силу ст. 17.1 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых совершении преступлений» от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ компенсация за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей присуждается за счет казны Российской Федерации, исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Присуждение компенсации за нарушение условий содержания под стражей лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания под стражей.
Согласно ч. 4 ст. 227.1 КАС РФ при рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 21.12.2016 г. № 699, Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Таким образом, компенсация за нарушение условий содержания Абзаева Р. под стражей в изоляторе временного содержания ОМВД России по Чистоозерному району подлежит взысканию с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
При определении размера компенсации за нарушение условий содержания под стражей суд учитывает фактические обстоятельства по делу, характер и объем установленных нарушений, их продолжительность, личность административного истца, с учетом требований разумности и справедливости суд считает, что с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел России за счет казны Российской Федерации в пользу Абзаева Р. подлежит взысканию компенсация за нарушение условий содержания под стражей в изоляторе временного содержания ОМВД России по Чистоозерному району из расчета 500 рублей в день, а всего (46 дней х 500 рублей) размере 23000 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований административному истцу надлежит отказать.
В силу ч. 9 ст. 227.1 КАС РФ решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 23000 (░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░) ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░.░. ░ 25.11.2020 ░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░ ░.░.