Дело № 2-699/2016 |
02 ноября 2016 года (мотивированное решение изготовлено 03. 11.2016) |
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Бачиной С.Ю.,
при секретаре Абрешитовой Е.А., с участием истца Толокновой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Березник гражданское дело по иску Толокновой М.В. к администрации муниципального образования «Виноградовский муниципальный район» Архангельской области и администрации МО «Борецкое» о признании недействительным свидетельства на право собственности на землю, отмене постановки на кадастровый учет ранее учтенного земельного участка и о признании права собственности в порядке приватизации на земельный участок,
установил:
истец обратилась в суд с указанным иском к ответчикам, мотивируя его тем, что ей на праве собственности принадлежит жилой дом № № в д. <данные изъяты> Виноградовского района Архангельской области на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между нею и её отцом Н. В.И. Указанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв. м. Согласно свидетельству на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей № №, выданному ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Борецкого сельского Совета Виноградовского района Архангельской области, право собственности на указанный земельный участок принадлежало её отцу Н. В.И., умершему ДД.ММ.ГГГГ. Из письма Управления Росрееста по Архангельской области и НАО от ДД.ММ.ГГГГ следует, что данным свидетельством удостоверено право собственности на 3 земельных участка с кадастровыми номерами: №, площадью <данные изъяты> кв. м., №, площадью <данные изъяты> кв. м., №, площадью <данные изъяты> кв. м. Всего общая площадь земли составляет <данные изъяты> кв. м. Она является единственным наследником после смерти отца. Её мать Н. А.Я. умерла ДД.ММ.ГГГГ, других детей у них не было. Завещание отцом не составлялось. При оформлении документов выяснилось, что свидетельство на право собственности на землю было выдано на имя её отца Н. В.И. незаконно, поскольку в постановлении главы администрации Борецкого сельского Совета за № № от ДД.ММ.ГГГГ значится не отец, а её мать Н. А.Я. Однако указанный земельный участок с кадастровым номером №, как и два других земельных участка, правообладателем которых на данный момент является Н. В.И., был поставлен на кадастровый учет 01.09.1992. Указанные обстоятельства являются препятствием в оформлении её прав на данный земельный участок, как в порядке наследования, так и в порядке приватизации, и распоряжение им. Считает, что, приобретя в <данные изъяты> году право собственности на жилой дом, она приобрела и право пользования земельным участком, на котором он расположен. Просит признать недействительным свидетельство на право собственности на землю на имя Н. В.И., отменить постановку на кадастровый учет ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв. м и признать за ней право собственности на указанный земельный участок в порядке приватизации.
Истец Толокнова М.В. в судебном заседании поддержала исковые требования по изложенным в иске основаниям.
Представители ответчиков и третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (Управление Росреестра по Архангельской области и НАО) в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, возражений по существу иска не представили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица.
Суд, заслушав истца, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему.
Судом установлено, что истец согласно договору дарения, удостоверенному секретарем <данные изъяты> сельского Совета Виноградовского района ДД.ММ.ГГГГ по реестру за № №, является собственником жилого дома, находящегося в д. <данные изъяты> Виноградовского района Архангельской области (л.д. 16).
Из выписки архивного отдела администрации МО «Виноградовский муниципальный район» от 12.10.2016 № № следует, что с 1936 по 2005 годы дер. <данные изъяты> входила в состав Борецкой сельской администрации Виноградовского района, которая ликвидирована 31.12.2005 и вошла в состав муниципального образования «Борецкое» (л.д. 37).
Согласно постановлениям администрации МО «Борецкое» № № от 18.06.2008, № № от 07.10.2016, жилому дому и земельному участку с кадастровым номером № присвоен адрес: <адрес> (л.д. 27 - 28).
Как следует из материалов дела, информация о зарегистрированных правах на вышеназванные жилой дом и земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует (л.д. 24 - 25).
Из кадастрового паспорта земельного участка следует, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв. метров, является Н. В.И. (л.д. 23).
Согласно свидетельству на право собственности на землю № №, выданному ДД.ММ.ГГГГ администрацией Борецкого сельского Совета Виноградовского района, Н. В.И. приобрел право собственности на земельный участок по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> га, для ведения личного подсобного хозяйства.
Из содержания свидетельства следует, что указанный участок предоставлен в собственность Н. В.И. на основании постановления главы администрации Борецкого сельского Совета № № от ДД.ММ.ГГГГ.
Сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости на основании вышеназванного свидетельства на право собственности на землю.
Согласно сообщению Управления Росрееста по Архангельской области и НАО от 30.09.2016, данным свидетельством удостоверено право собственности на 3 земельных участка с кадастровыми номерами: №, площадью <данные изъяты> кв. м., №, площадью <данные изъяты> кв. м., №, площадью <данные изъяты> кв. м.
Между тем, в судебном заседании установлено, что в постановлении главы администрации Борецкого сельской Совета № № от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации земельных участков и выдаче государственных актов» Н. В.И. не значится, а значится Н. А.Я.
Из справки архивного отдела администрации МО «Виноградовский муниципальный район» от 12.10.2016 № № следует, что по просмотренным постановлениям, распоряжениям архивного фонда Борецкой сельской администрации за 1992г. Н. В.И. не значится.
В соответствии с абз. 2 п.1 ст.2 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Из содержания ст. ст. 13, 17, 18 указанного Федерального закона следует, что в случае оспаривания зарегистрированного права собственности необходимо доказать недействительность правоустанавливающих документов.
Суд считает, что постановление главы администрации Борецкого сельского Совета № № от ДД.ММ.ГГГГ, где не содержится данных о наличии у Н. В.И. права на земельный участок, влечет недействительность представленных на регистрацию документов, послуживших основанием для такой регистрации, а именно свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей № №, выданного ДД.ММ.ГГГГ.
Как разъяснено в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Из содержания ч. 9 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» следует, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Поэтому выданное свидетельство на право собственности на землю как подтверждающее зарегистрированное право собственности Н. В.И. на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв. м, нельзя признать законным и обоснованным, поскольку оно не могло породить его право на этот объект недвижимости.
Следовательно, имеются все основания для признания права Н. В.И. на спорный земельный участок отсутствующим.
Внесение сведений в государственный кадастр недвижимости о принадлежности Н. В.И. земельного участка также нарушает права истца на приватизацию и распоряжение указанным земельным участком в полном объеме.
Истцом заявлено требование о признании за ней права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв. м, в порядке приватизации.
Суд считает, что иным способом защитить свои права истец не имеет возможности.
В соответствии со ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В период заключения договора дарения жилого дома действовал Земельный Кодекс РСФСР от 01.07.1970 года. В соответствии с положениями указанного Кодекса земля состояла в исключительной собственности государства и предоставлялась, в том числе гражданам, как для индивидуального жилищного строительства, так и в бессрочное пользование.
В соответствии с п. 14 Указа Президента РФ от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» (утратившему силу с 25.02.2003), земельные участки, выделенные для личного подсобного хозяйства, садоводства, жилищного строительства в сельской местности, передаются в собственность граждан бесплатно.
В соответствии со ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Из п. 3 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» следует, что предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, в установленных земельных законодательством случаях сроком не ограничивается.
Таким образом, суд пришел к выводу, что, приобретя в <данные изъяты> году право собственности на жилой дом по договору дарения, истец приобрела и право пользования земельным участком, на котором расположен указанный дом.
Суд считает, что земельный участок не мог быть предоставлен в собственность Н. А.Я., поскольку она никогда не являлась собственником жилого дома. Поэтому постановление Главы администрации Борецкого сельского Совета № № от ДД.ММ.ГГГГ в части предоставления в собственность Н. А.Я. земельного участка также нельзя признать законным и обоснованным.
В судебном заседании установлено, что Толокнова М.В. постоянно в летний период проживает в указанном доме, пользуется им и земельным участком как своими, регулярно оплачивает страховые платежи за дом, за коммунальные услуги. Указанный факт подтвердили допрошенные в судебном заседании свидетели Б. И.П. и Д. Г.Я.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что требование истца о признании за ней права собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв. метра в порядке приватизации основано на законе и подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом признаются действия уполномоченного органа по внесению в ГКН сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Законом сведений о недвижимом имуществе.
Как установлено судом, спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный в порядке информационного взаимодействия с органом государственной власти или органом местного самоуправления при осуществлении кадастрового учета.
Действия кадастровой палаты в данном случае носят учетный характер в целях приведения объектов учета в соответствие с их действительными характеристиками.
Сам по себе факт постановки на кадастровый учет земельного участка ( хотя и на имя Н. В.И.) не нарушает прав и законных интересов истца.
Поэтому оснований для удовлетворения требований истца об отмене постановки на кадастровый учет ранее учтенного земельного участка не имеется.
В соответствии со статьями 17, 28 Закона РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.97г. № 122-ФЗ, вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать недействительным свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей № №, выданное ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Борецкого сельского Совета Виноградовского района Архангельской области на имя Н.В.И..
Признать за Толокновой М.В. в порядке приватизации право собственности на земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв. метра, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, по кадастровой стоимости <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований Толокновой М.В. отказать.
Право собственности Толокновой М.В. на земельный участок подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Копию вступившего в законную силу решения суда в отношении прав на недвижимое имущество в трёхдневный срок направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Виноградовский районный суд.
Судья С.Ю. Бачина