РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Пермь 05 февраля 2015 года
Пермский краевой суд в составе председательствующего судьи Филатовой Е.С. при секретаре Татарских К.И.,
с участием представителя заявителя Кузнецовой Е.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Щербакова Алексея Юрьевича об оспаривании кадастровой оценки земельного участка,
установил:
Щербаков А.Ю. в лице представителя по доверенности Кузнецовой Е.А. обратился в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **, площадью 1918 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 6586000 рублей по состоянию на 01.01.2013 года (с учетом уточненных требований, л.д. 197). В качестве заинтересованных лиц указал ФГБУ «ФКП Россреестра» в лице филиала по Пермскому краю, Правительство Пермского края, МО «Город Пермь» в лице Администрации г. Перми.
Указанный выше земельный участок принадлежит заявителю на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.07.2014. Ранее земельный участок находился у заявителя на праве аренды под строительство социального центра бытового обслуживания. Кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2013 №1610-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края», составляет 19170486 рублей 72 копейки, что существенно превышает рыночную стоимость.
В обоснование рыночной стоимости спорного земельного участка Щербаков А.Ю. представил отчет об оценке № 195-1/14, составленный ООО «***» на предмет определения рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 указанного земельного участка. Итоговая величина рыночной стоимости земельного участка в соответствии с отчетом составила 6586000 рублей.
В рассмотрении дела Щербаков А.Ю., извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не участвовал. Его представитель Кузнецова Е.А. на удовлетворении требований настаивает, пояснила, что в настоящее время земельный участок продан, однако, Щербаков А.Ю. является заинтересованным лицом, поскольку имеет право на иной расчет земельного налога.
Действуя в интересах привлеченного в качестве заинтересованного лица ООО «Орсо групп» - собственника спорного земельного участка (свидетельство о государственной регистрации права от 13.11.2014) по доверенности, Кузнецова Е.А. заявление Щербакова А.Ю. поддержала.
Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» П. просила рассмотреть дело в ее отсутствие, В представленном ранее отзыве (л.д. 202,203 т.1) представитель просила в удовлетворении заявления отказать, поскольку в настоящее время земельный участок на праве собственности принадлежит ООО «Орсо групп», сведения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, рассчитанной и утвержденной в соответствии с требованиями действующего законодательства, внесены на основании постановления Правительства Пермского края от 21.11.2013 № 1610-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края».
Заинтересованное лицо - Правительство Пермского края своего представителя в судебное заседание не направило, ранее в отзыве (л.д. 221-223 т.1) представитель Фатавыева Ч.Н. указывала, что кадастровая стоимость земельного участка заявителя установлена постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2013 №1610-п, процедуры проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов муниципальных образований Пермского края, в том числе, утверждение результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, были проведены в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Постановление недействующим признано не было.
Представитель заинтересованного лица Муниципального образования «Город Пермь» в лице Администрации г. Перми Лукина О.В. просила рассмотреть дело в ее отсутствие, с заявленными требованиями не согласна (отзыв, л.д. 29-31 т.2).
Заслушав Кузнецову Е.А., исследовав материалы дела, дополнительно представленные документы, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).
В силу ч. 5 ст. 4 приведенного Федерального закона сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Законом.
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (п. 5 ст. 65 ЗК РФ)
Пунктами 2 ст. 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. В силу п. 3 названной нормы в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты в Российской Федерации», вступившим в силу со дня его официального опубликования 26.07.2010, были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в Закон была включена глава III. 1 «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Согласно ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Приведенная норма также содержит перечень документов, прилагаемых к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости, в том числе, отчет, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости и положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.
Государственная кадастровая оценка земель, в том числе стоимость земельного участка, арендатором которого, а затем собственником (договор купли-продажи №0468-14 от 17.07.2014) являлся Щ., определена в результате проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края по состоянию на 01.01.2013 и утверждена постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2013 № 1610-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края» на указанную дату. Данное постановление вступило в силу с 01.01.2014. Кадастровая стоимость земельного участка ** составляет 19865608 рублей 28 копеек.
Заявителем представлены в суд отчет ООО «***» №195-1/14 от 19.06.2014 и положительное экспертное заключение на него экспертов некоммерческого-партнерства «Саморегулируемая организация оценщиков «***» 30.06.2014 №Э-300614/28-П. В соответствии с отчетом рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ** на 01.01.2013 составляет 6586000 рублей. Отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки.. Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств недостоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, занижения рыночной стоимости объекта или несоответствия представленного истцом отчета требованиям закона, установленных в соответствии с действующим законодательством или в судебном порядке, заинтересованными по делу лицами не представлено.
С учетом изложенного требование Щербакова А.Ю. подлежит удовлетворению, кадастровую стоимость земельного участка ** следует установить равной его рыночной стоимости, определенной на основании отчета об оценке № 195-1/14, то есть 6586412 рублей, по состоянию на 01.01.2013.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Заявление Щербакова Алексея Юрьевича удовлетворить: установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома, общей площадью 1918 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 6586412 (шесть миллионов пятьсот восемьдесят шесть тысяч четыреста двенадцать) рублей по состоянию на 01.01.2013.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 10 февраля 2015 года.
Судья- подпись
Решение не вступило в законную силу.