Поступило ... г. 33-3949
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕг. Улан-Удэ 07 ноября 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Васильевой С.Д., судей коллегии Ивановой В.А. и Семенова Б.С., при секретаре Петровой Е.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Сокола И.В. на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 09 августа 2018 года, которым постановлено:
исковые требования ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" в лице Отделения территориального в г.Улан-Удэ к Соколу И.В., Сокол О.С., ФИО20, ФИО21 о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, понуждении выполнить обязательства по сдаче служебного жилого помещения и освободить служебное жилое помещение удовлетворить;
признать Сокола И.В., Сокол О.С., ФИО24, ФИО25 утратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <...>;
обязать Сокола Игоря Викторовича сдать в территориальное отделение г. Улан-Удэ ФГКУ "Востокрегионжилье" справку о сдаче служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <...>;
обязать Сокола И.В., Сокол О.С., ФИО28 освободить служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <...>;
решение является основанием для снятия ответчиков Сокола И.В., Сокол О.С., ФИО31 с регистрационного учета по адресу: <...>.
Заслушав доклад судьи Васильевой С.Д., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с иском к ответчикам Соколу И.В., Сокол О.С., ФИО32., ФИО33., истец ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" просил признать их утратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <...>; обязать Сокола И.В. сдать в территориальное отделение г. Улан-Удэ ФГКУ "Востокрегионжилье" справку о сдаче занимаемого служебного жилого помещения, закрыть финансовый лицевой счет; сняться со всеми членами семьи с регистрационного учета по указанному выше адресу и обязать ответчиков освободить спорное жилое помещение.
Иск мотивирован тем, что служебное жилое помещение, расположенное по вышеуказанному адресу, было предоставлено ответчику Соколу И.В. на период прохождения военной службы в войсковой части на основании договора найма служебного жилого помещения № ... от 22.10.2008 года на состав семьи 4 человека. ФГКУ «Востокрегионжилье» приняло решение о предоставлении военнослужащему Соколу И.В. и членам его семьи на состав 3 человека субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения в размере 7 060 218 руб., которые были перечислены Соколу И.В., что подтверждается платежными поручениями № ... от 08.08.2017 г. и № ... от 22.11.2017 г. 15.11.2016 г. При этом с ответчиками было подписано соглашение о сдаче спорного жилого помещения в течение 4-х месяцев после перечисления денежных средств на банковский счет. Несмотря на то, что в адрес Сокол И.В. 13.12.2017 г. направлено предупреждение об освобождении служебного жилого помещения, ответчики до настоящего времени не освобождают жилое помещение.
В судебном заседании представитель истца Каурова О.Б. исковые требования поддержала.
В судебном заседании ответчик Сокол О.С., действующая также в интересах несовершеннолетней дочери Сокол В.И., исковые требования не признала, не отрицая факта получения жилищной субсидии, полагала, что они не подлежат выселению, поскольку Сокол И.В. не утратил связи с Министерством Обороны РФ и проходит действительную военную службу в войсковой части в г.Улан-Удэ.
В судебное заседание представитель военной прокуратуры Улан-Удэнского гарнизона, ответчики Сокол И.В., Сокол А.И. не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены.
Суд постановил вышеуказанное решение, с которым не согласился ответчик Сокол И.В., подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, указывая на то, что спорное жилое помещение предоставлено ему и членам его семьи на период прохождения действительной военной службы. Оплата коммунальных услуг производится в срок, помещение содержится в исправном состоянии. На полученную субсидию они приобрели квартиру в строящемся доме в г. Сочи со сроком ввода в эксплуатацию не позднее 3 квартала 2020 года. Автор жалобы обращает внимание вышестоящего суда, что положения приказа Министерства обороны РФ от 21.07.2014 г. № 514 «Об утверждении порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим – гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, и гражданам РФ, уволенным с военной службы» не предусматривают ни заключения соглашения об освобождении служебных жилых помещений, ни обязательства о сдаче жилого помещения военнослужащим и членами его семьи. Вследствие чего полагает, что соглашение об освобождении служебного жилого помещения противоречит закону. Также договор найма служебного помещения не предусматривает освобождение служебного жилого помещения в случае получения нанимателем жилищной субсидии. В настоящее время он проходит действительную военную службу в войсковой части 46108 и другим жилым помещением по месту службы в г. Улан-Удэ не обеспечен.
В суде апелляционной инстанции ответчик Сокол И.В. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель истца Каурова О.Б. просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участника процесса, заключение военного прокурора Снесарева А.А., полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции исходил из того, что согласно принятым на себя обязательствам ответчики должны освободить занимаемое Сокол И.В. и членами ее семьи служебное жилое помещение по адресу: <...>, однако в одностороннем порядке отказались от исполнения, принятых на себя обязательств, несмотря на перечисление им субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения в размере 7 060 218 руб. Поскольку ответчики реализовали жилищные права посредством предоставления субсидии, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований истца в полном объеме.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции в силу нижеследующего.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, жилое помещение по адресу: <...> относится к специализированному жилищному фонду.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В силу абз. 3 ч. 1 ст. 15 вышеуказанного Федерального закона военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Право на жилищную субсидию установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон N 76-ФЗ), согласно пунктам 1 и 16 статьи 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В силу пункта 16 статьи 15 Закона N 76-ФЗ порядок предоставления жилищной субсидии и жилого помещения устанавливается федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Во исполнение предписаний приведенной федеральной нормы приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 510 утвержден Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы.
Решением ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации Сокол И.В. с учетом членов его семьи на состав 4 человека представлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения в размере 7060218 руб., что подтверждается платежными поручениями № ... от 08ю08.2017 г. и № ... от 22.11.2017 г. Данное обстоятельство ответчиками не оспаривается.
В целях реализации права военнослужащего на обеспечение жилым помещением при предоставлении документов для получения данной субсидии, в том числе было представлено соглашение от 15.11.2016 г. о сдаче жилого помещения в течение 4-х месяцев после перечисления средств жилищной субсидии на банковский счет.
Решением ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации от 11.08.2017 г. Сокол И.В. и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Из пояснений ответчика Сокола И.В., данных в судебном заседании суда апелляционной инстанции, следует, что на полученную жилищную субсидию ответчик приобрел квартиру в городе Сочи, которая находится на стадии строительства со сроком ввода в эксплуатацию не позднее 3 квартала 2020 года.
Таким образом, Сокол И.В. избрал способ реализации жилищных прав до окончания своей военной службы и на основании его заявления он получил соответствующую жилищную субсидию. При этом он реализовал свое право на улучшение жилищных условий именно как военнослужащий, заключивший контракт до 01.01.1998 г.
Предоставление жилищной субсидии в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обусловлено необходимостью приобретения военнослужащим жилого помещения по месту прохождения службы. Основным условием при предоставлении жилищной субсидии в соответствии с абз. 3 п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" является использование данной субсидии исключительно в целях приобретения жилого помещения на условиях, при которых военнослужащий утратит основания для признания его нуждающимися в жилом помещении, а как указано выше, решением ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации от 11.08.2017 г. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Пунктом 5 "Положения об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.1999 N 487, предусмотрено, что жилищный договор расторгается в случае обеспечения военнослужащих и (или) совместно проживающих с ними членов их семей жилыми помещениями для постоянного проживания по месту прохождения военной службы по нормам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам.
Установленные законом исключения, предусмотренные ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, на ответчиков не распространяются.
При таком положении у суда первой инстанции имелись правовые основания для удовлетворения иска.
То обстоятельство, что Сокол И.В. и члены его семьи реализовали предоставленную жилищную субсидию на приобретение жилого помещения в г. Сочи на основании договора долевого участия в строительстве со сроком ввода в эксплуатацию не позднее 3 квартала 2020 г. не влияет на обязанность ответчиков по освобождению спорного жилого помещения и не может служить основанием для сохранения за Соколом И.В. и членами его семьи права пользования спорным жилым помещением до окончания прохождения военной службы по контракту, поскольку со стороны Министерства обороны Российской Федерации соответствующее обязательство выполнено и сохранение за ответчиками права пользования квартирой на указанный срок нарушит права Министерства Обороны РФ.
Более того, сохранение за ответчиками права пользования занимаемым жилым помещением повлечет нарушение прав других военнослужащих, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а подписав соглашение, ответчик выразил согласие и принял обязательство по сдаче занимаемого служебного жилого помещения в конкретный срок, отказ от которого не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, выводы суда, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено.
Оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы коллегия не находит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 09 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий: С.Д.Васильева
Судьи: В.А.Иванова
Б.С.Семенов