Судья Бурик Ю.В. Дело № 33-11618/2021
25RS0033-01-2021-001080-94
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 января 2022 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Ильиных Е.А.,
судей Рябенко Е.М., Вишневской С.С.,
при секретаре Гончаренко Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Черниговского района Приморского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к администрации Черниговского района, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 7» с. Черниговка о возложении обязанности устранить нарушения требований к антитеррористической защищённости,
по апелляционной жалобе ответчика администрации Черниговского муниципального района, на решение Черниговского районного суда Приморского края от 20 октября 2021 года, которым исковые требования удовлетворены. Суд постановил: Обязать Администрацию Черниговского района в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу осуществить Финансирование расходов, связанных с устранением нарушений требований к антитеррористической защищенности здания МБДОУ ДС № 7; обязать МБДОУ ДС № 7 в течение шести месяцев после осуществления финансирования расходов Администрацией Черниговского района оснастить здание, расположенное по адресу: <адрес>: обеспечить охрану объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудовать на первом этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации; объект (территорию) оснастить стационарными или ручными металлоискателями; объект (территорию) оснастить системой видеонаблюдения, охранной сигнализацией.
Заслушав доклад судьи Ильиных Е.А., пояснения прокурора Роголева А.Е., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
прокурор Черниговского района Приморского края обратился с иском к администрации Черниговского муниципального района Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 7» с. Черниговка о возложении обязанности, в обоснование требований указал, что в ходе проведённой Прокуратурой Черниговского района Приморского края проверки исполнения МБДОУ ДС № 7 требований законодательства в сфере противодействия терроризму и антитеррористической защищенности образовательных учреждений. Установлено, что в МБДОУ ДС № 7 не обеспечены следующее требования антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к 3 категории, предусмотренные пп. «б», «в», «д» п. 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006 : не обеспечена охраной объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; не обеспечено оборудованием на 1-м этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации; объект (территория) не оснащен стационарными или ручными металлоискателями. По результатам проверки 04.06.2021 главе администрации Черниговского муниципального района вносилось представление об устранении нарушений требований законодательства о противодействии терроризму, антитеррористической защищенности, которое рассмотрено, однако нарушения по настоящее время не устранены. Ссылаясь на то, что указанное отрицательно сказывается на комплексной безопасности пребывающих в здании учреждения лиц (в том числе несовершеннолетних обучающихся), поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая защищенность образовательного учреждения, что способствует несанкционированному доступу в образовательное учреждение посторонних лиц, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, и может способствовать совершению противоправных действий в отношении пребывающих и посещающих учебное заведение лиц, в том числе, несовершеннолетних, повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью, а также ущерба имуществу муниципального образования. Также указал, что меры, принимаемые должностными лицами органов местного самоуправления в сфере образовательной деятельности по усилению безопасности и антитеррористической защищенности объектов образования недостаточны. Просил обязать администрацию Черниговского района в течение 6 (шести) месяцев после вступления решения суда в законную силу осуществить финансирование расходов, связанных с устранением нарушений требований к антитеррористической защищенности здания МБДОУ ДС № 7; обязать МБДОУ ДС № 7 в течение 6 (шести) месяцев после осуществления финансирования расходов администрацией Черниговского муниципального района оснастить здание, расположенное по адресу: <адрес>: обеспечить охрану объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудовать на 1-м этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации; объект (территорию) оснастить стационарными или ручными металлоискателями; объект (территорию) оснастить системой видеонаблюдения, охранной сигнализацией.
Помощник прокурора Черниговского района Приморского края в судебном заседании настаивал на заявленных исковых требованиях, просил удовлетворить в полном объёме.
Ответчики: администрация Черниговского района и МБДОУ ДС № 7, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился ответчик, администрация Черниговского района, подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебного акта, как незаконного.
В судебном заседании прокурор полагал, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
Представители МБДОУ ДС № 7 и администрации Черниговского муниципального района в судебное заседание не явились, от представителя администрации Черниговского муниципального района поступило ходатайствово о рассмотрении дела в его отсутствие. Судебная коллегия на основании ст. 167 Гражданского процессуального Кодекса РФ считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального Кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, учредителем Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 7» с. Черниговка и собственником его имущества является Черниговский муниципальный район. Функции и полномочия учредителя от имени Черниговского муниципального района исполняет администрация Черниговского района.
В ходе проведённой Прокуратурой Черниговского района Приморского края по поручению прокуратуры Приморского края от 13.05.2021 № 27-15-2021 проверки исполнения МБДОУ ДС № 7 требований законодательства в сфере противодействия терроризму и антитеррористической защищенности образовательных учреждений, установлено, что в МБДОУ ДС № 7 не обеспечено соблюдение требований антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к 3 категории, предусмотренные п. 25 Требований: не обеспечена охрана объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; не оборудовано на 1-м этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации; объект (территория) не оснащена стационарными или ручными металлоискателями. Помимо этого МДОУ ДС №7 не оснащено системой видеонаблюдения.
По результатам проверки 04.06.2021 главе администрации Черниговского муниципального района вносилось представление об устранении нарушений требований законодательства о противодействии терроризму, антитеррористической защищенности, которое рассмотрено.
Согласно ответа Администрации Черниговского муниципального района от 01.07.2021, должностными лицами администрации и руководителем образовательного учреждения проводятся мероприятия по обеспечению антитеррористической защищённости: охрана образовательного учреждения осуществляется ОВО по г.Спасск-Дальний филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Приморскому краю», в ночное время, в выходные и праздничные дни охрана осуществляется штатными сотрудниками учреждений (сторожами). В связи с тем, что образовательные учреждения являются получателями средств из бюджета Черниговского района, который является высокодотационным, администрация Черниговского района не имеет возможности обеспечить полную потребность проведения мероприятий, предусмотренных п.25 Требований.
Так же, в связи с выявленными нарушениями прокуратурой Черниговского района Приморского края 04.06.2021 внесено представление директору МБДОУ ДС № 7 о необходимости устранения выявленных нарушений.
В ответе на представление директор образовательного учреждения сообщил о невозможности исполнения указанных требований из-за отсутствия денежных средств в бюджете района.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В п. 3 ст. 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе, международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных учреждениях.
В соответствии с п. п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно пункту "д" статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 05.10.2009 г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе, критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
На основании ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности, учреждения образования. Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта (пункт 6 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
Согласно пункту 23 "Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)" утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 N 272, все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения.
В соответствии с пунктом 30 вышеуказанных Требований система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней.
Согласно пункту 6.48 СП 118.13330.2012 "Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденного приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/10 для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся, следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
В приложении "В" к вышеприведенному своду правил предусмотрено, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
На основании пунктов 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно статье 15 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Как следует из пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный район наделен полномочиями по участию в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В силу пункта 3 части 1 статьи 17 упомянутого Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансовому обеспечению деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовому обеспечению выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Пунктом 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, предусмотрено, что расходы на финансирование мероприятий в области
противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Во исполнение вышеназванных требований законодательства, 02.08.2019 Постановлением Правительства Российской Федерации N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства освещения Российской Федерации и форма паспорта безопасности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства освещения Российской Федерации, которые начали действовать с 17.08.2019 года.
Согласно Требованиям, утвержденным Постановлением Правительства РФ N1006, начальным этапом оформления паспорта безопасности образовательного учреждения является определение вероятности возникновения террористической угрозы на территории данной организации. Для этих целей директор образовательного учреждения издает приказ о создании специальной компетентной комиссии. По результатам проведенной оценки образовательному учреждению присваивается определенная категория опасности объекта.
Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование правомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения аористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении средством почтовых отправлений (п. 17 Постановления Правительства РФ 1006 от 02 августа 2019 года).
При таких обстоятельствах, установив факт отсутствия системы видеонаблюдения, охраны объекта, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации, стационарных и ручных металлоискателей, охранной сигнализации в детском саду, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований и возложении обязанности устранить выявленные нарушения законодательства, как на муниципальную образовательную организацию, так и на учредителя - администрацию Черниговского муниципального района, поскольку орган местного самоуправления, являясь субъектом антитеррористической деятельности, обеспечивает финансирование учреждения, выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности детей и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку выполнение указанной обязанности направлено на обеспечение безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц, данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что 27.01.2020 в МБДОУ ДС № 7 проведено комплексное обследование и категорирование объекта в составе комиссии: заведующей учреждением, сотрудника подразделения УФСБ России по Приморскому краю, старшего инспектора ГООО ПОО ОВО по г. Спасск Дальний филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Приморскому краю», инспектора ОНД и ПР по Черниговскому муниципальному району УНД и ПР Главного управления МЧС России по Приморскому краю; а 05.03.2020 начальником управления образования администрации Черниговского района утвержден паспорт безопасности образовательного учреждения, из которого следует, что образовательному учреждению установлена 3 категория опасности, комиссией определен перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, срок исполнения которых установлен до 27.01.2022 г. - не свидетельствуют о незаконности требований прокурора и отсутствии оснований для их удовлетворения. Доказательств исполнения требований прокурора ( в том числе, за период с 27.01.2020 по 20.10.2021, дату вынесения решения) не представлено. При рассмотрении апелляционной жалобы доказательств исполнения требований прокурора ответчиками так же не представлено.
Доводы апелляционной жалобы, в том числе, доводы о рассмотрении иска в отсутствие по причине нетрудоспособности представителя ответчиков, являются необоснованными.
Согласно части 2 статьи 48 ГПК РФ дела организаций ведут в суде их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законом, иными правовыми актами или учредительными документами, либо представители. Таким образом, организациям предоставлено право свободного выбора своих представителей для участия от их имени в гражданском судопроизводстве. Удовлетворение ходатайства об отложении разбирательства дела в случае неявки кого-либо из участников процесса, в том числе, представителя заявителя, является правом, а не обязанностью суда (часть 6 статьи 167, часть 1 статьи 169 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые опровергали выводы судебного решения и направлены на иную оценку доказательств, что не является основанием для отмены судебного решения.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Черниговского районного суда Приморского края от 20 октября 2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Черниговского района без удовлетворения.
Председательствующий Судьи