Решение по делу № 2-1380/2022 от 30.09.2022

Дело № 2-1380/2022          *

УИД 33RS0015-01-2022-002379-71

Решение

именем Российской Федерации

город Петушки                                                                            18 октября 2022 года                                                                 

Петушинский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего Гудимова А.С.,

при секретаре судебного заседания Долговой О.С.,

с участием помощника прокурора Петушинского района Медведевой А.А.,

истца Дроновой А.А.,

представителя ответчика администрации Петушинского района Владимирской области Свинковой Е.И.,

представителя третьего лица Управления образования администрации Петушинского района Батуриной С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Петушинского района, действующего в интересах Дроновой А. А., к администрации Петушинского района Владимирской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения,

установил:

Прокурор Петушинского района, действующий интересах Дроновой А.А., обратился в суд с иском к администрации Петушинского района Владимирской области, в котором просит обязать ответчика обеспечить по договору найма специализированного жилого помещения Дронову А.А. благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям за счет бюджета Владимирской области.

В обоснование заявленных требований указано, что Дронова А.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Черномарецкая О.А. лишена родительских прав, сведения об отце в свидетельстве о рождении отсутствуют.

Постановлением администрации Петушинского района Владимирской области от дата установлен факт невозможности проживания Дроновой (Черномарецкой) А.А. в ранее занимаемом жилом помещении.

Постановлением администрации Петушинского района Владимирской области от дата Дронова А.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области.

Дронова А.А. обладает статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и граждан из их числа, нуждающихся в жилом помещении, достигла возраста 18 лет, что дает ей право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством, в том числе, на предусмотренное законом право на обеспечение благоустроенным жилым помещением.

Поскольку до настоящего времени в нарушение требований пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьи 12 Закона Владимирской области 04.06.2020 № 43-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ответчик не предоставил Дроновой А.А. жилье по договору найма специализированного жилого помещения, прокурор обратился в суд в защиту ее прав и законных интересов.

Помощник прокурора Петушинского района Медведева А.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в иске.

Истец Дронова А.А. в судебном заседании поддержала требования прокурора по основаниям, указанным в иске, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Петушинского района Владимирской области Свинкова Е.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований прокурора.

В обоснование возражений пояснила, что ответчиком не оспаривается законное право Дроновой А.А. на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения как лица, оставшегося без попечения родителей. Истец внесен в список на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда и числится под . Указала, что ответчик не может предоставить истцу жилое помещение в установленный законом срок, поскольку финансирование приобретения жилых помещений для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется из бюджета Владимирской области. Объем средств, выделенных ответчику, недостаточен для обеспечения истца жильем в текущем году. Также отметила, что до предоставления Дроновой А.А. жилого помещения она вправе получать денежную компенсацию за поднаем жилья.

Третье лицо Департамент образования администрации Владимирской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направил, в письменном отзыве просил суд отказать прокурору в удовлетворении заявленных требований. В обоснование возражений указано, что Дронова А.А. включена в областной сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области под порядковым номером 75. В списке муниципального образования она имеет порядковый . Полагает, что право Дроновой А.А. на обеспечение жилым помещением не нарушено, поскольку действующим законодательством не ограничен возраст реализации права на жилье и не предусмотрено немедленное предоставление жилого помещения при наступлении права.

Представитель органа опеки и попечительства администрации Петушинского района Батурина С.Н. в судебном заседании оставила решение по делу на усмотрение суда.

Руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, учитывая сведения о надлежащем извещении, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя третьего лица.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, право на его бесплатное предоставление или предоставление за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со статьей статье 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ).

Вопросы обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Владимирской области регулируются Законом Владимирской области от 04 июня 2020 года № 43-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со статьей 13 Закона Владимирской области от 04 июня 2020 года № 43-ОЗ полномочия по государственному обеспечению и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами Владимирской области.

В целях реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение формируется список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (статья 4 Закона Владимирской области от 04 июня 2020 года № 43-ОЗ).

Согласно части 1 статьи 1 Закона Владимирской области от 28 декабря 2005 года № 201-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Постановлением Губернатора Владимирской области от 20 мая 2013 года 612 утвержден порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Порядок).

В силу пункта 2 Порядка жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения предоставляются Лицам, указанным в пункте 1 Порядка, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "»О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на основании решения органа местного самоуправления и в соответствии с частью 3 статьи 12 Закона Владимирской области от 04.06.2020 № 43-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.

В судебном заседании установлено следующее.

Вступившим в законную силу заочным решением Петушинского районного суда Владимирской области от дата Черномарецкая О.А. лишена родительских прав в отношении Черномарецкой А.А. (л.д. 16-18).

Сведения об отце Черномарецкой А.А. отсутствуют (л.д. 15).

Постановлением администрации Петушинского района Владимирской области от дата Черномарецкая А.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области (л.д. 12).

Черномарецкая А.А. зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: адрес. При этом проживание истца в данном жилом помещении признано невозможным постановлением администрации Петушинского района Владимирской области от дата (л.д. 13).

Черномарецкая А.А. дата заключила брак с Дроновым А.В., после заключения брака ей присвоена фамилия Дронова (л.д. 11).

На дату рассмотрения судом настоящего гражданского дела жилое помещение Дроновой А.А. не предоставлено.

Истец проживает в жилом помещении, временно безвозмездно предоставленном ей бывшим опекуном.

Учитывая положения вышеприведенных правовых норм применительно к установленным в ходе рассмотрения дела обстоятельствам, суд приходит к выводу, что требования действующего законодательства не устанавливают очередность в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан, включенных в список рассматриваемой льготной категории лиц, право которых на жилищное обеспечение наступило в силу закона.

Дронова А.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на соответствующий учет, достигла совершеннолетнего возраста, что дает ей право на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки.

В соответствии со статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 4 Закона Владимирской области от 04 июня 2020 года № 43-ОЗ обеспечение истца благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда должно осуществляться администрацией муниципального образования «Петушинский район» Владимирской области за счет средств, выделяемых в виде субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации - администрации Владимирской области, главным распорядителем которых является Департамент образования администрации Владимирской области.

Суд отклоняет доводы представителя ответчика о недостаточном финансировании, поскольку отсутствие надлежащего финансирования обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

В соответствии с вышеприведенными положениями закона не является основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора и возможность получения Дроновой А.А. денежной компенсации за поднаем жилого помещения.

Суд приходит к выводу об удовлетворении иска прокурора и возложении на администрацию Петушинского района Владимирской области обязанности предоставить Дроновой А.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на основании договора найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим нормам, не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Куприянов А.В.">решил:

Исковые требования прокурора Петушинского района, действующего в интересах Дроновой А. А., к администрации Петушинского района Владимирской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения - удовлетворить.

Куприянов А.В.">Обязать администрацию Петушинского района Владимирской области (ОГРН ) предоставить Дроновой А. А. (СНИЛС ) на основании договора найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим нормам, не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма за счет бюджета Владимирской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Петушинский районный суд Владимирской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено дата.

Куприянов А.В.">Председательствующий *              А.С. Гудимов

Дело № 2-1380/2022          *

УИД 33RS0015-01-2022-002379-71

Решение

именем Российской Федерации

город Петушки                                                                            18 октября 2022 года                                                                 

Петушинский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего Гудимова А.С.,

при секретаре судебного заседания Долговой О.С.,

с участием помощника прокурора Петушинского района Медведевой А.А.,

истца Дроновой А.А.,

представителя ответчика администрации Петушинского района Владимирской области Свинковой Е.И.,

представителя третьего лица Управления образования администрации Петушинского района Батуриной С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Петушинского района, действующего в интересах Дроновой А. А., к администрации Петушинского района Владимирской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения,

установил:

Прокурор Петушинского района, действующий интересах Дроновой А.А., обратился в суд с иском к администрации Петушинского района Владимирской области, в котором просит обязать ответчика обеспечить по договору найма специализированного жилого помещения Дронову А.А. благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям за счет бюджета Владимирской области.

В обоснование заявленных требований указано, что Дронова А.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Черномарецкая О.А. лишена родительских прав, сведения об отце в свидетельстве о рождении отсутствуют.

Постановлением администрации Петушинского района Владимирской области от дата установлен факт невозможности проживания Дроновой (Черномарецкой) А.А. в ранее занимаемом жилом помещении.

Постановлением администрации Петушинского района Владимирской области от дата Дронова А.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области.

Дронова А.А. обладает статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и граждан из их числа, нуждающихся в жилом помещении, достигла возраста 18 лет, что дает ей право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством, в том числе, на предусмотренное законом право на обеспечение благоустроенным жилым помещением.

Поскольку до настоящего времени в нарушение требований пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьи 12 Закона Владимирской области 04.06.2020 № 43-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ответчик не предоставил Дроновой А.А. жилье по договору найма специализированного жилого помещения, прокурор обратился в суд в защиту ее прав и законных интересов.

Помощник прокурора Петушинского района Медведева А.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в иске.

Истец Дронова А.А. в судебном заседании поддержала требования прокурора по основаниям, указанным в иске, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Петушинского района Владимирской области Свинкова Е.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований прокурора.

В обоснование возражений пояснила, что ответчиком не оспаривается законное право Дроновой А.А. на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения как лица, оставшегося без попечения родителей. Истец внесен в список на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда и числится под . Указала, что ответчик не может предоставить истцу жилое помещение в установленный законом срок, поскольку финансирование приобретения жилых помещений для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется из бюджета Владимирской области. Объем средств, выделенных ответчику, недостаточен для обеспечения истца жильем в текущем году. Также отметила, что до предоставления Дроновой А.А. жилого помещения она вправе получать денежную компенсацию за поднаем жилья.

Третье лицо Департамент образования администрации Владимирской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направил, в письменном отзыве просил суд отказать прокурору в удовлетворении заявленных требований. В обоснование возражений указано, что Дронова А.А. включена в областной сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области под порядковым номером 75. В списке муниципального образования она имеет порядковый . Полагает, что право Дроновой А.А. на обеспечение жилым помещением не нарушено, поскольку действующим законодательством не ограничен возраст реализации права на жилье и не предусмотрено немедленное предоставление жилого помещения при наступлении права.

Представитель органа опеки и попечительства администрации Петушинского района Батурина С.Н. в судебном заседании оставила решение по делу на усмотрение суда.

Руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, учитывая сведения о надлежащем извещении, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя третьего лица.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, право на его бесплатное предоставление или предоставление за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со статьей статье 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ).

Вопросы обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Владимирской области регулируются Законом Владимирской области от 04 июня 2020 года № 43-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со статьей 13 Закона Владимирской области от 04 июня 2020 года № 43-ОЗ полномочия по государственному обеспечению и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами Владимирской области.

В целях реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение формируется список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (статья 4 Закона Владимирской области от 04 июня 2020 года № 43-ОЗ).

Согласно части 1 статьи 1 Закона Владимирской области от 28 декабря 2005 года № 201-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Постановлением Губернатора Владимирской области от 20 мая 2013 года 612 утвержден порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Порядок).

В силу пункта 2 Порядка жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения предоставляются Лицам, указанным в пункте 1 Порядка, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "»О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на основании решения органа местного самоуправления и в соответствии с частью 3 статьи 12 Закона Владимирской области от 04.06.2020 № 43-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.

В судебном заседании установлено следующее.

Вступившим в законную силу заочным решением Петушинского районного суда Владимирской области от дата Черномарецкая О.А. лишена родительских прав в отношении Черномарецкой А.А. (л.д. 16-18).

Сведения об отце Черномарецкой А.А. отсутствуют (л.д. 15).

Постановлением администрации Петушинского района Владимирской области от дата Черномарецкая А.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области (л.д. 12).

Черномарецкая А.А. зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: адрес. При этом проживание истца в данном жилом помещении признано невозможным постановлением администрации Петушинского района Владимирской области от дата (л.д. 13).

Черномарецкая А.А. дата заключила брак с Дроновым А.В., после заключения брака ей присвоена фамилия Дронова (л.д. 11).

На дату рассмотрения судом настоящего гражданского дела жилое помещение Дроновой А.А. не предоставлено.

Истец проживает в жилом помещении, временно безвозмездно предоставленном ей бывшим опекуном.

Учитывая положения вышеприведенных правовых норм применительно к установленным в ходе рассмотрения дела обстоятельствам, суд приходит к выводу, что требования действующего законодательства не устанавливают очередность в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан, включенных в список рассматриваемой льготной категории лиц, право которых на жилищное обеспечение наступило в силу закона.

Дронова А.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на соответствующий учет, достигла совершеннолетнего возраста, что дает ей право на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки.

В соответствии со статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 4 Закона Владимирской области от 04 июня 2020 года № 43-ОЗ обеспечение истца благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда должно осуществляться администрацией муниципального образования «Петушинский район» Владимирской области за счет средств, выделяемых в виде субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации - администрации Владимирской области, главным распорядителем которых является Департамент образования администрации Владимирской области.

Суд отклоняет доводы представителя ответчика о недостаточном финансировании, поскольку отсутствие надлежащего финансирования обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

В соответствии с вышеприведенными положениями закона не является основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора и возможность получения Дроновой А.А. денежной компенсации за поднаем жилого помещения.

Суд приходит к выводу об удовлетворении иска прокурора и возложении на администрацию Петушинского района Владимирской области обязанности предоставить Дроновой А.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на основании договора найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим нормам, не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Куприянов А.В.">решил:

Исковые требования прокурора Петушинского района, действующего в интересах Дроновой А. А., к администрации Петушинского района Владимирской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения - удовлетворить.

Куприянов А.В.">Обязать администрацию Петушинского района Владимирской области (ОГРН ) предоставить Дроновой А. А. (СНИЛС ) на основании договора найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим нормам, не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма за счет бюджета Владимирской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Петушинский районный суд Владимирской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено дата.

Куприянов А.В.">Председательствующий *              А.С. Гудимов

Дело № 2-1380/2022          *

УИД 33RS0015-01-2022-002379-71

Решение

именем Российской Федерации

город Петушки                                                                            18 октября 2022 года                                                                 

Петушинский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего Гудимова А.С.,

при секретаре судебного заседания Долговой О.С.,

с участием помощника прокурора Петушинского района Медведевой А.А.,

истца Дроновой А.А.,

представителя ответчика администрации Петушинского района Владимирской области Свинковой Е.И.,

представителя третьего лица Управления образования администрации Петушинского района Батуриной С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Петушинского района, действующего в интересах Дроновой А. А., к администрации Петушинского района Владимирской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения,

установил:

Прокурор Петушинского района, действующий интересах Дроновой А.А., обратился в суд с иском к администрации Петушинского района Владимирской области, в котором просит обязать ответчика обеспечить по договору найма специализированного жилого помещения Дронову А.А. благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям за счет бюджета Владимирской области.

В обоснование заявленных требований указано, что Дронова А.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Черномарецкая О.А. лишена родительских прав, сведения об отце в свидетельстве о рождении отсутствуют.

Постановлением администрации Петушинского района Владимирской области от дата установлен факт невозможности проживания Дроновой (Черномарецкой) А.А. в ранее занимаемом жилом помещении.

Постановлением администрации Петушинского района Владимирской области от дата Дронова А.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области.

Дронова А.А. обладает статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и граждан из их числа, нуждающихся в жилом помещении, достигла возраста 18 лет, что дает ей право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством, в том числе, на предусмотренное законом право на обеспечение благоустроенным жилым помещением.

Поскольку до настоящего времени в нарушение требований пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьи 12 Закона Владимирской области 04.06.2020 № 43-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ответчик не предоставил Дроновой А.А. жилье по договору найма специализированного жилого помещения, прокурор обратился в суд в защиту ее прав и законных интересов.

Помощник прокурора Петушинского района Медведева А.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в иске.

Истец Дронова А.А. в судебном заседании поддержала требования прокурора по основаниям, указанным в иске, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Петушинского района Владимирской области Свинкова Е.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований прокурора.

В обоснование возражений пояснила, что ответчиком не оспаривается законное право Дроновой А.А. на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения как лица, оставшегося без попечения родителей. Истец внесен в список на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда и числится под . Указала, что ответчик не может предоставить истцу жилое помещение в установленный законом срок, поскольку финансирование приобретения жилых помещений для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется из бюджета Владимирской области. Объем средств, выделенных ответчику, недостаточен для обеспечения истца жильем в текущем году. Также отметила, что до предоставления Дроновой А.А. жилого помещения она вправе получать денежную компенсацию за поднаем жилья.

Третье лицо Департамент образования администрации Владимирской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направил, в письменном отзыве просил суд отказать прокурору в удовлетворении заявленных требований. В обоснование возражений указано, что Дронова А.А. включена в областной сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области под порядковым номером 75. В списке муниципального образования она имеет порядковый . Полагает, что право Дроновой А.А. на обеспечение жилым помещением не нарушено, поскольку действующим законодательством не ограничен возраст реализации права на жилье и не предусмотрено немедленное предоставление жилого помещения при наступлении права.

Представитель органа опеки и попечительства администрации Петушинского района Батурина С.Н. в судебном заседании оставила решение по делу на усмотрение суда.

Руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, учитывая сведения о надлежащем извещении, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя третьего лица.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, право на его бесплатное предоставление или предоставление за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со статьей статье 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ).

Вопросы обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Владимирской области регулируются Законом Владимирской области от 04 июня 2020 года № 43-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со статьей 13 Закона Владимирской области от 04 июня 2020 года № 43-ОЗ полномочия по государственному обеспечению и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами Владимирской области.

В целях реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение формируется список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (статья 4 Закона Владимирской области от 04 июня 2020 года № 43-ОЗ).

Согласно части 1 статьи 1 Закона Владимирской области от 28 декабря 2005 года № 201-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Постановлением Губернатора Владимирской области от 20 мая 2013 года 612 утвержден порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Порядок).

В силу пункта 2 Порядка жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения предоставляются Лицам, указанным в пункте 1 Порядка, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "»О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на основании решения органа местного самоуправления и в соответствии с частью 3 статьи 12 Закона Владимирской области от 04.06.2020 № 43-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.

В судебном заседании установлено следующее.

Вступившим в законную силу заочным решением Петушинского районного суда Владимирской области от дата Черномарецкая О.А. лишена родительских прав в отношении Черномарецкой А.А. (л.д. 16-18).

Сведения об отце Черномарецкой А.А. отсутствуют (л.д. 15).

Постановлением администрации Петушинского района Владимирской области от дата Черномарецкая А.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области (л.д. 12).

Черномарецкая А.А. зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: адрес. При этом проживание истца в данном жилом помещении признано невозможным постановлением администрации Петушинского района Владимирской области от дата (л.д. 13).

Черномарецкая А.А. дата заключила брак с Дроновым А.В., после заключения брака ей присвоена фамилия Дронова (л.д. 11).

На дату рассмотрения судом настоящего гражданского дела жилое помещение Дроновой А.А. не предоставлено.

Истец проживает в жилом помещении, временно безвозмездно предоставленном ей бывшим опекуном.

Учитывая положения вышеприведенных правовых норм применительно к установленным в ходе рассмотрения дела обстоятельствам, суд приходит к выводу, что требования действующего законодательства не устанавливают очередность в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан, включенных в список рассматриваемой льготной категории лиц, право которых на жилищное обеспечение наступило в силу закона.

Дронова А.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на соответствующий учет, достигла совершеннолетнего возраста, что дает ей право на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки.

В соответствии со статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 4 Закона Владимирской области от 04 июня 2020 года № 43-ОЗ обеспечение истца благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда должно осуществляться администрацией муниципального образования «Петушинский район» Владимирской области за счет средств, выделяемых в виде субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации - администрации Владимирской области, главным распорядителем которых является Департамент образования администрации Владимирской области.

Суд отклоняет доводы представителя ответчика о недостаточном финансировании, поскольку отсутствие надлежащего финансирования обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

В соответствии с вышеприведенными положениями закона не является основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора и возможность получения Дроновой А.А. денежной компенсации за поднаем жилого помещения.

Суд приходит к выводу об удовлетворении иска прокурора и возложении на администрацию Петушинского района Владимирской области обязанности предоставить Дроновой А.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на основании договора найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим нормам, не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Куприянов А.В.">решил:

Исковые требования прокурора Петушинского района, действующего в интересах Дроновой А. А., к администрации Петушинского района Владимирской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения - удовлетворить.

Куприянов А.В.">Обязать администрацию Петушинского района Владимирской области (ОГРН ) предоставить Дроновой А. А. (СНИЛС ) на основании договора найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим нормам, не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма за счет бюджета Владимирской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Петушинский районный суд Владимирской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено дата.

Куприянов А.В.">Председательствующий *              А.С. Гудимов

2-1380/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Дронова Алина Александровна
Медведева Анастасия Александровна
Ответчики
Администрация Петушинского района
Другие
Управление образования администрации Петушинского района
Департамент образования Владимирской области
Суд
Петушинский районный суд Владимирской области
Судья
Гудимов Александр Сергеевич
Дело на странице суда
petushinsky.wld.sudrf.ru
30.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.10.2022Передача материалов судье
04.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.10.2022Судебное заседание
25.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее