Дело № 2а-1954/2021
74RS0028-01-2021-003416-80
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июля 2021 года Копейский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Цивилевой Е.С.,
при секретаре Шеломенцевой Т.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Челябинской области к Кашич М.В. о взыскании штрафа, задолженности по пени по земельному налогу,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 10 по Челябинской области (далее по тексту – МИФНС России № 10 по Челябинской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Кашич М.В. о взыскании штрафа, задолженности по пени по земельному налогу. В обоснование требований указано, что Кашич М.В. являлась собственником имущества, указанного в налоговом уведомлении. Административным ответчиком не была исполнена в срок обязанность по уплате земельного налога, в связи с чем образовалась задолженность по пени. Кроме того, административный ответчик была привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 500 рублей, который до настоящего времени не уплачен. Просит взыскать с Кашич М.В. штраф в сумме 500 рублей, пени по земельному налогу за 2016 год за период с 12 февраля 2018 года по 17 января 2019 года в сумме 344 рубля 88 копеек, всего взыскать 844 рубля 88 копеек (л.д. 4-5).
Представитель административного истца МИФНС России № 10 по Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д. 86-87, 4 оборот).
Административный ответчик Кашич М.В. в судебное заседание не явилась, извещена (л.д. 85).
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела в судебном заседании и оценив их в совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований в связи с пропуском срока обращения в суд, исходя из следующего.
Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу ч. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ч. 2 этой же статьи, если иное не предусмотрено п. 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно ч. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 настоящей статьи.
Статья 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье – заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз. 3 п. 2 настоящей статьи.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что в 2016 году Кашич М.В. являлась собственником имущества, указанного в налоговом уведомлении от 12 октября 2017 года (л.д. 9-16, 17-18, 52-69).
Согласно налоговому уведомлению НОМЕР от 12 октября 2017 года, Кашич М.В. начислен, в том числе, земельный налог за 2016 год в общей сумме 4115 рублей. Срок уплаты налога - не позднее 01 декабря 2017 года. Налоговое уведомление размещено в личном кабинете налогоплательщика 12 октября 2017 года (л.д. 17-19, 20).
Решением НОМЕР от 18 мая 2018 года Кашич М.В. привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения, ей назначен штраф в сумме 500 рублей (л.д. 71-74).
13 июля 2018 года налоговым органом в адрес Кашич М.В. направлено требование НОМЕР от 12 июля 2018 года об уплате в срок до 01 августа 2018 штрафа в сумме 500 рублей (л.д. 21, 22-24).
09 сентября 2018 года налоговым органом в адрес Кашич М.В. направлено требование НОМЕР от 10 июля 2019 года об уплате в срок до 05 ноября 2019 года, в том числе, пени по земельному налогу (на сумму 4115 рублей) в сумме 344 рубля 88 копеек (л.д. 25, 26, 27).
В настоящее время в связи с неисполнением требований от 12 июля 2018 года и 10 июля 2019 года административный истец просит взыскать с Кашич М.В. штраф в сумме 500 рублей, пени по земельному налогу за 2016 год за период с 12 февраля 2018 года по 17 января 2019 года в сумме 344 рубля 88 копеек (л.д. 6).
02 октября 2020 года административный истец обратился к мировому судье судебного участка № 5 г. Копейска Челябинской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Кашич М.В. указанной выше задолженности (л.д. 38а-43).
Судебный приказ был выдан заявителю 06 октября 2020 года, а впоследствии 27 октября 2020 года отменен в связи с поступлением возражений Кашич М.В. (л.д. 7, 44).
Согласно ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу абз. 2, 3 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела следует, что срок исполнения требования НОМЕР от 12 июля 2018 до 01 августа 2018 года, срок исполнения требования НОМЕР от 10 июля 2019 года до 05 ноября 2019 года, в связи с чем в суд налоговый орган мог обратиться не позднее 05 мая 2020 года.
Вместе с тем, за выдачей судебного приказа о взыскании задолженности по страховым взносам и пени налоговый орган обратился только 02 октября 2020 года, что следует из представленного в материалы дела заявления на имя мирового судьи о выдаче судебного приказа, то есть за пределами срока, установленного законом.
Принудительное взыскание налога, пени, штрафов за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, в соответствии с действующим законодательством осуществляться не может.
Административный истец с заявлением о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности с Кашич М.В. не обращался.
Поскольку судом в судебном заседании установлен факт пропуска административным истцом без уважительных причин срока обращения в суд, в удовлетворении заявленных требований следует отказать без исследования иных фактических обстоятельств по делу.
Согласно ч. 5 ст. 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Челябинской области к Кашич М.В. о взыскании штрафа, задолженности по пени по земельному налогу отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Копейский городской суд Челябинской области.
Председательствующий: