Дело № 2-115/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 марта 2013 года п. Ибреси
Ибресинский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Николаева О.В.,
при секретаре Аверкиевой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Захаровой ФИО9 о признании незаконным постановления главы администрации Хормалинского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики об отказе в постановке на учет по улучшению жилищных условий и постановке на учет по улучшению жилищных условий,
установил:
Захарова Р.М. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления главы администрации Хормалинского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях», которым ей отказано в постановке на учет по улучшению жилищных условий. В обоснование заявления Захарова Р.М. указала на то, что указанным постановлением ей отказано в постановке на учет по улучшению жилищных условий со ссылкой на то, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет более учетной нормы. На праве собственности принадлежит жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв. м., в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв. м., ДД.ММ.ГГГГ постройки, расположенный по <адрес>, в котором отсутствуют водопровод, канализация и туалет. В связи с этим при пользовании домом испытывает неудобства, поскольку является престарелой и больной. В указанном доме проживает совместно с сыном - ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ рождения, который ведет нетрезвый образ жизни и по хозяйству не помогает. Нуждается в улучшении жилищных условий. По указанным основаниям Захарова Р.М. просит указанное постановление отменить и обязать администрацию Хормалинского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики поставить ее в очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Заявитель Захарова Р.М., своевременно извещенная о времени и месте судебного разбирательства на судебное заседание не явилась, суду об уважительных причинах неявки не сообщила.
Представитель заявителя Захарова М.Н., своевременно извещенная о времени и месте судебного разбирательства на судебное заседание не явилась, представила суду заявление об отложении судебного разбирательства в виду болезни.
Глава администрации Хормалинского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики Евграфов В.В., своевременно извещенный о времени и месте судебного разбирательства на судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия и просил в удовлетворении заявления заявителя отказать.
Согласно части 3 и части 4 статьи 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает их неявки неуважительными.
В соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
Учитывая, что заявитель Захарова Р.М. была своевременно и надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела в суде и ей была обеспечена реальная возможность явиться к месту судебного разбирательства вовремя, суд рассматривает ее неявку волеизъявлением, свидетельствующем об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав.
Из материалов дела следует, что представитель заявителя Захарова М.Н. своевременно и надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела в суде и ей была обеспечена реальная возможность явиться к месту судебного разбирательства вовремя. Представитель заявителя направила в суд заявление об отложении судебного разбирательства в виду ее болезни. Вместе с тем, Захарова М.Н. в подтверждение нахождения в болезненном состоянии, препятствующем ее участию в судебном заседании, справку с медицинского учреждения не представила. Таким образом, в материалах дела отсутствуют основания для признания неявки представителя заявителя на судебное разбирательство по уважительным причинам.
Исходя из того, что у заявителя имелась возможность обеспечить участие в судебном разбирательстве другого представителя, и имелось достаточно времени для оформления полномочий представителя, неявку заявителя и не направление ею своего представителя в судебное заседание, суд расценивает волеизъявлением, свидетельствующем об отказе заявителем от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, а также через своего представителя.
Глава администрации Хормалинского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики Евграфов В.В. представил заявление о рассмотрении дела без его участия.
Указанные обстоятельства, по мнению суда, не могут служить препятствием для рассмотрения судом дела по существу.
Суд, исследовав материалы гражданского дела, не находит оснований для удовлетворения заявления по следующим основаниям.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с частью 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан.
Часть 3 статьи 54 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что решение об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть обжаловано в судебном порядке.
Исходя из положений статьи 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статья 247 ГПК РФ содержит общие положения, которые распространяются на все дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе и при оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, и предусматривает, что при наличии спора о праве поданное гражданином заявление должно рассматриваться в порядке искового производства, а не по правилам главы 25 ГПК РФ.
На стадии постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отсутствует спор о праве на жилое помещение, поскольку жилищные правоотношения еще не возникли, следовательно, данные отношения носят публичный характер, так как гражданин оспаривает действия органа местного самоуправления.
Исходя из изложенного решения органов местного самоуправления об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.
В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» должны быть обеспечены жильем в кратчайший срок.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что Захарова Р.М. является вдовой. Ее супруг ФИО2 являлся участником Великой Отечественной войны, который умер ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях последующего предоставления им в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими по месту своего жительства.
ДД.ММ.ГГГГ Захарова Р.М. обратилась в администрацию Хормалинского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилищных помещениях.
В силу ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.
ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Хормалинского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики вынесено постановление за №, об отказе Захаровой Р.М. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет более учетной нормы.
Копиями свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Захаровой Р.М. на праве собственности принадлежит одноэтажный жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв. м., расположенный на земельном участке общей площадью <данные изъяты> кв. м. по <адрес>. Указанное также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ № и справкой <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Из копии технического паспорта на вышеуказанный жилой дом следует, что одноэтажный жилой дом веден в эксплуатацию в <данные изъяты> году. <адрес> жилого дома составляет <данные изъяты> кв. м., жилая площадь жилого дома составляет <данные изъяты> кв. м. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (составления технического паспорта) состояние кирпичного жилого дома было хорошим.
Актом обследования жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ № и заключением о признании жилого дома пригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что жилой дом, расположенный по <адрес> отнесен к категории пригодного для постоянного проживания.
Из лицевого счета № из выписки из похозяйственной книги № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и справки <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Захарова Р.М. и ФИО6 зарегистрированы и проживают по <адрес>
В соответствии с ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных этим Кодексом случаев.
Согласно положениям ч. 2 указанной статьи и статьи 49 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право малоимущие граждане либо иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
На основе представленных доказательств судом установлено, что заявитель является супругой погибшего военнослужащего и относится к лицам, имеющим право на социальную поддержку предусмотренных статьей 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» к иным категориям граждан, определенным настоящим Законом в соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики относятся граждане, указанные в статьях 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, и граждане, указанные в статьях 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий.
С учетом приведенных норм суд приходит к выводу о том, что необходимым условием для обеспечения лиц, имеющих право на обеспечение жильем на основании статьей 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», является их нуждаемость в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ и с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в частности, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Постановлением главы Хормалинского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» утверждена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере <данные изъяты> кв. м.
Согласно копии технического паспорта на жилой дом, расположенный по <адрес>, общая площадь жилого дома составляет <данные изъяты> кв. м., в том числе жилая площадь жилого дома составляет <данные изъяты> кв. м.
Оценивая жилищную обеспеченность Захаровой Р.М. и ФИО6, суд приходит к выводу, что на долю каждого из них приходится <данные изъяты> кв. м. общей площади в жилом доме, что превышает установленную законом учетную норму, недостижение которой в силу взаимосвязанных положений ст. ст. 49-52 Жилищного кодекса РФ и постановлением главы Хормалинского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» является основанием для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставления им жилого помещения по договору социального найма.
В данном случае постановление главы администрации Хормалинского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № вынесено в соответствии со ст. 54 Жилищного кодекса РФ. Решение об отказе в принятии на учет содержит основания такого отказа с обязательной ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ.
Следовательно, Захарова Р.М., будучи обеспеченным жилым помещением более учетной нормы, не может быть признана нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма.
Иных, установленных законом, оснований, в силу которых она могла бы быть поставлена на соответствующий учет, заявителем не приведено.
Жилое помещение Захаровой Р.М. не является полностью благоустроенным, однако такой критерий, как степень благоустроенности не установлен жилищным законодательством в качестве основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 12 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Пунктом 41 данного Постановления предусмотрено, что не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажных жилых домах.
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют доказательства свидетельствующие о незаконности акта обследования жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ № и заключения о признании жилого дома пригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ №.
Принимая во внимание изложенное, суд считает, что заявление Захаровой Р.М. о признании незаконным постановления главы администрации Хормалинского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики об отказе в постановке на учет по улучшению жилищных условий и постановке на учет по улучшению жилищных условий не подлежащим удовлетворению, поскольку указанным постановлением главы администрации не нарушены права и свободы заявителя, не созданы препятствия к осуществлению указанным гражданином ее прав и свобод и на заявителя не возложена какая-либо незаконная обязанность.
При указанных обстоятельствах в удовлетворении заявления Захаровой Р.М. о признании незаконным постановления главы администрации Хормалинского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № и постановке на учет по улучшению жилищных условий следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении заявления Захаровой ФИО1 о признании незаконным постановления главы администрации Хормалинского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях» и постановке на учет по улучшению жилищных условий, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Ибресинский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.В. Николаев