Решение по делу № 2-1267/2020 от 17.02.2020

Дело № 2-1267/2020

УИД 79RS0002-01-2020-001124-45

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 сентября 2020 года г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд ЕАО в составе

судьи Шариповой Ю.Ф.,

с участием:

истца Михайловой Н.Ю.,

представителей истца Пашевой Е.В., Гузмана В.Э.,

представителя ответчика управления сельского хозяйства правительства ЕАО Морозовой А.П.,

представителя третьего лица администрации Биробиджанского муниципального района ЕАО Пирогова С.С.,

третьего лица Михайлова В.Н.,

при секретаре Зиминой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайловой Натальи Юрьевны к управлению сельского хозяйства правительства ЕАО, Российской Федерации в лице Министерства сельского хозяйства РФ, ФГБУ «Россельхозцентр» о признании права на получение государственной поддержки в виде субсидии в связи с утратой урожая, возложении обязанности произвести выплату субсидии,

У С Т А Н О В И Л:

Михайлова Н.Ю. обратилась в суд с исковым заявлением к управлению сельского хозяйства правительства ЕАО, Министерству сельского хозяйства РФ, федеральному государственному бюджетному учреждению «Россельхозцентр» о признании права на получение государственной поддержки в виде субсидии в связи с утратой урожая, указав, что с 10.02.2010 она имеет в аренде земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование для ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь 0,4367 га., адрес объекта: ЕАО, Биробиджанский район, с. Дубовое, ул. Дальняя, д. 2, с кадастровым номером 79:04:2500007:71. С 02.08.2019 на территории ЕАО был введен режим чрезвычайной ситуации, в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 г. на территории ЕАО. Земельный участок, расположенный по адресу: ЕАО, <адрес>, с кадастровым номером 79:04:2500007:71 попал в зону подтопления. 12.09.2019 был составлен акт обследования посевов и посадок сельскохозяйственных культур пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера № 106-БР из которого установлено, что в результате сильного переувлажнения и высоких уровней воды реки погибли сельскохозяйственные культуры, а именно картофель с площадью гибели 0,4367 га., расположенном на участке с кадастровым номером 79:04:2500007:71. 25.12.2019 она обратилась с заявлением в управление сельского хозяйства правительства ЕАО о выплате компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильными дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 года на территории ЕАО. 30.12.2019 управлением сельского хозяйства правительства области ей отказано в получении субсидии из областного бюджета за счет средств федерального бюджета сельскохозяйственным производителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате дождей прошедших в июле-сентябре 2019 года, по причине не полного предоставления пакета документов, а именно в связи с отсутствием у неё права собственности, пользования или иного законного права владения земельным участком. Согласно акту обследования посевов и посадок сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера, от 12.09.2019 № 106 ей причинен материальный ущерб в размере 126486 тысяч рублей. Однако в получении субсидии ей отказано, хотя ею был предоставлен полный пакет документов, предусмотренный постановлением правительства ЕАО от 20.11.2019 № 414-пп. 20.01.2020 она обратилась с объяснением о том, что у неё в аренде находится земельный участок с кадастровым номером 79:04:2500007:71, который был обследован, однако её не указали как главу личного подсобного хозяйства. 03.02.2020 она получила ответ от управления сельского хозяйства из которого следует, что она не является главой личного подсобного хозяйства, она является только его членом. Однако согласно выписки из похозяйственной книги № 02, выданной администрацией МО «Дубовское сельское поселение», она является главой личного подсобного хозяйства. Считает, что имеет право на получение субсидии из областного бюджета за счет средств федерального бюджета сельскохозяйственным производителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате дождей прошедших в июле-сентябре 2019 года, поскольку ею были предоставлены все документы необходимые для получения субсидии. Просит признать за ней право на получение субсидии из областного бюджета за счёт средств федерального бюджета сельскохозяйственным производителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 года на территории ЕАО.

В порядке подготовки к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены администрация муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район», Министерство финансов РФ, финансовое управление правительства ЕАО.

Определением суда от 31.07.2020 к производству суда приняты увеличенные исковые требования, согласно которым истица просит обязать Российскую Федерацию в лице Министерства сельского хозяйства РФ за счёт средств из федерального бюджета выплатить ей субсидию как сельскохозяйственному товаропроизводителю, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 года на территории ЕАО.

Определением суда от 16.09.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечён Михайлов В.Н.

В судебном заседании истец Михайлова Н.Ю. заявленные требования поддержала, пояснив, что не настаивает на том, что субсидия должна быть выплачена ей именно Российской Федерацией в лице Министерства сельского хозяйства РФ, но считает, что ей положена данная форма поддержки государства и субсидия должна быть ей выплачена. Дополнительно к изложенному в иске пояснила, что заявление на проведение обследования земельный участков не требовалось. Администрация довела до сведения, что у тех, у кого подтопило огороды в определённый день будет производится их осмотр. Сначала комиссия осматривала земельный участок, предоставленный ей по договору аренды. Установили, что весь картофель сгнил. Потом осматривали участок, принадлежащий бывшему мужу. Документы на земельные участки, при осмотре их членами комиссии, были и у нее и у Михайлова В.Н., однако подписывать акт позвали только Михайлова В.Н., хотя она поясняла, что один из земельных участков оформлен на её имя. Члены комиссии ответили, что знают, что и как нужно оформлять. В декабре в сельской администрации раздавали бумаги на получение выплаты. Бумаги были на имя Михайлова В.Н., поэтому она писать заявление не стала. После новогодних праздников пришел отказ в выплате субсидии на земельный участок, оформленный на ее имя. Она обратилась в управление сельского хозяйства правительства ЕАО, хотела написать заявление от своего имени, но ей в устном порядке разъяснили, что у нее нет обследованного земельного участка, поэтому необходимо обращаться в суд, что она и сделала.

Представитель истца Гузман В.Э. в судебном заседании заявленные требования поддержал, пояснив, что все ошибки, неверные действия сотрудников власти являются следствием ЧС, когда ставятся короткие сроки, большие требования. Составленный на Михайлова В.Н. акт изначально не соответствует законодательству и похозяйственной книге, не приняты во внимание правообладатели земельных участков. Обстоятельства написания заявлений тоже свидетельствуют о сумбурной деятельности сотрудников власти. Факт утраты урожая установлен актом, выданном на имя Михайлова В.Н. Сама Михайлова Н.Ю. обращалась во все инстанции, показывала всю значимость и необходимость включения ее в акт обследования для получения выплат. В ходе общения с сотрудниками правительства ЕАО Наталья Юрьевна также изъявляла желание написать заявление, чтобы на него отреагировали, однако ей отказали по причине того, что в отношении неё не составлен акт обследования гибели посевов. То, что на Михайлову Н.Ю. не составлены соответствующие документы, которые позволили бы ей получить государственную поддержку, не является основанием для того, чтобы не признать за ней право на данную поддержку.

Представитель истца Пашева Е.В. в судебном заседании заявленные требования и пояснения истца, представителя истца Гузмана В.Э. поддержала.

Представитель ответчика управления сельского хозяйства правительства ЕАО Морозова А.П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, пояснив, что в соответствии с Постановлением № 414-пп в управлении сельского хозяйства правительства ЕАО производились выплаты сельхозтоваропроизводителям, пострадавшим в результате ЧС. В соответствии с Приказом Министерства сельского хозяйства № 113 все обследования изначально проводят комиссии, которые создаются на базе администрации района. В данном случае также была создана комиссия. Собственнику или пользователю земельного участка необходимо было написать заявление, приложить документы: ИНН, выписку из похозяйственной книги, на основании которых проводились акты обследования. Затем весь пакет документов направлялся в Министерство сельского хозяйства РФ для проведения экспертизы. Михайлов В.Н. был включен в акт Министерства сельского хозяйства РФ, но когда он подал документы в управление сельского хозяйства для получения выплаты, было установлено, что участок, принадлежащий ему, не пострадал, а пострадал участок Михайловой Н.Ю., в связи с чем, ему было отказано. Михайлова Н.Ю. не обращалась за получением субсидии, документы Михайловой Н.Ю. не направлялись в Министерство сельского хозяйства РФ и ущерб не был определен. Выплатить субсидию Михайловой Н.Ю. в добровольном порядке не могли, поскольку она отсутствовала в актах Министерства сельского хозяйства РФ. В конце 2019 года все денежные средства были возвращены в казну РФ. В начале 2020 года делали запросы в Министерство сельского хозяйства РФ и в Правительство РФ о выделении денежных средств для выплаты гражданам, пострадавшим в результате паводка в 2019 году. Отказали, поскольку это не соответствует распоряжению.

Третье лицо Михайлов В.Н. в судебном заседании пояснил, что требования подлежат удовлетворению. Комиссия вписала земельные участки в один акт, хотя один из них оформлен на него, который не пострадал, а второй, который пострадал, оформлен на Михайлову Н.Ю. Наталья Юрьевна говорила членам комиссии, что не нужно писать на него акт, поскольку подтопленный земельный участок принадлежит ей, на что ей ответили, что знают что писать. В сельской администрации он подписывал чистые бланки заявлений. Какое-то заявление писала Наталья Юрьевна, а он расписался. Когда получили отказ, ходили в управление сельского хозяйства правительства ЕАО. Там разъяснили, что Наталья Юрьевна с заявлением не обращалась. Наталья Юрьевна сказала, что напишет заявление, но ответили, что все равно выплату не произведут, поскольку нет акта обследования, составленного на ее имя. После этого отправили в суд. Дополнительно пояснил, что с 2008 года в разводе с Натальей Юрьевной, но проживают одной семьей. Развелись для уменьшения размера алиментов на его первого ребенка.

Представитель третьего лица администрации МО «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО Пирогов С.С., действующий на основании доверенности, оставил разрешение заявленных требований на усмотрение суда.

Представители ответчиков Министерства сельского хозяйства РФ, ФГБУ «Россельхозцентр», представители третьих лиц Министерства финансов РФ, финансового управления правительства ЕАО в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения извещены надлежащим образом.

Согласно представленным возражениям Министерства сельского хозяйства РФ от 11.09.2020 просят отказать в удовлетворении исковых требований Михайловой Н.Ю., поскольку истица не доказала, что Российская Федерация в лице Минсельхоза России обязана выплатить ей за счёт средств федерального бюджета субсидию как сельскохозяйственному товаропроизводителю, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации. Также истица не представила доказательств нарушения своих прав и законных интересов действиями (бездействием) Минсельхоза России, что исключает возможность удовлетворения требований. Прямое взаимодействие Минсельхоза России как лица, предоставляющего иные межбюджетные трансферты бюджету субъекта Российской Федерации, и сельхозтоваропроизводителя – получателя компенсации отсутствует и Правилами № 1441 и 1455не предусмотрено. Сельхозтоваропроизводитель не может являться получателем компенсации за счёт средств федерального бюджета, если он в установленном порядке не прошёл оценку ущерба. Перечисленные в п. 3 Порядка документы, подтверждающие утрату урожая в результате ЧС на земельном участке истицы, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или уполномоченным им органом в Минсельхоз России не были направлены, соответственно, экспертная оценка ущерба по ним не проводилась, гибель урожая документально надлежащим образом не была подтверждена, в связи с чем размер ущерба определён не был. Соответственно, он не мог быть учёте при расчёте и выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ. Выделенные из резервного фонда Правительства РФ средства в полном объеме были перечислены Минсельхозом России в бюджет ЕАО. Прямое перечисление средств сельхозтоваропроизводителю из резервного фонда Правительства РФ законодательно не предусмотрено. Иных средств на данные цели у Министерства нет. Самостоятельно распоряжаться средствами резервного фонда Правительства РФ Минсельхоз России не вправе. Выступать от имени государственной казны РФ в данном случае Министерство также не уполномочено. Возложение на Российскую Федерацию в лице Минсельхоза России обязанности по выплате истице компенсации будет являться вмешательством в бюджетные правоотношения и нарушением бюджетного законодательства. Тем самым основания для принудительного возложения на Минсельхоз России обязанности по выплате истице компенсации ущерба отсутствуют. Финансирование расходов по поддержке соответствующих направлений сельскохозяйственного производства является расходным обязательством субъекта РФ. Следовательно, исполнение расходных обязательств субъекта РФ не может быть возложена на Российскую Федерацию. Также просят рассмотреть дело в отсутствие представителя Минсельхоза России.

Согласно возражениям ФГБУ «Россельхозцентр» просят отказать в удовлетворении исковых требований, заявленных к ФГБУ «Россельхозцентр», поскольку учреждение является ненадлежащим ответчиком. Оценка ущерба сельскохозяйственным товаропроизводителям осуществляет Министерство сельского хозяйства РФ на основании документов, предоставленных исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или уполномоченный им органом, результат оценки ущерба оформляется актом с приложением реестра сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших от ЧС. Также согласно заявлению от 30.07.2020 просят рассмотреть дело без их участия.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, и, заслушав пояснения участников процесса, показания свидетелей, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Распоряжением Правительства РФ от 23.10.2019 № 2494-р в целях компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в 2019 году на территории Дальневосточного федерального округа в связи с паводком, Минсельхозу России из резервного фонда Правительства РФ в 2019 году выделены бюджетные ассигнования для предоставления иного межбюджетного трансферта бюджету ЕАО на оказание финансовой помощи, имея в виду осуществление компенсации ущерба 139 сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, а также исполнение обязательств сельскохозяйственных товаропроизводителей по уплате процентов по 21 кредитному договору (соглашению), заключенному в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 № 1528, по уплате лизинговых платежей по 6 договорам финансовой аренды (лизинга) и на компенсацию ущерба от утраты урожая, поголовья сельскохозяйственных животных и птицы 1 424 личным подсобным хозяйствам.

Пунктами 5, 6 Правил предоставления в 2019 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, а также затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) и процентов по кредитам (займам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.11.2019 № 1455, определено, что компенсация сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, осуществляется вследствие воздействия таких природных явлений, как атмосферная, почвенная засуха, суховей, заморозки, вымерзание, выпревание, градобитие, пыльная буря, ледяная корка, половодье, переувлажнение почвы, шторм, сильный ветер, сильный снегопад, раннее установление снежного покрова, ураганный ветер, землетрясение, лавина, сель, природный пожар, удар молнии, сильная метель, буран, наводнение, обвал, оползень, паводок.

Оценка ущерба, причиненного сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе личным подсобным хозяйствам, в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, осуществляется в соответствии с пунктом 4 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2014 № 1441 «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера».

Для предоставления иных межбюджетных трансфертов высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, на территории которого произошла чрезвычайная ситуация природного характера, направляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации обращение о выделении средств федерального бюджета на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил, содержащее обязательство субъекта Российской Федерации по реализации соответствующих мероприятий.

Распоряжением губернатора ЕАО от 01.08.2019 № 385-рг на территории ЕАО с 08.00 час. 02.08.2019 введен режим чрезвычайной ситуации.

Пунктами 2, 5, 8 Порядка предоставления в 2019 году субсидии из областного бюджета за счет средств федерального бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 на территории ЕАО, утвержденного постановлением правительства ЕАО от 20.11.2019 № 414-пп, определено, что предоставление субсидии осуществляется управлением сельского хозяйства правительства области в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году федеральным бюджетом.

Право на субсидию имеют сельхозтоваропроизводители, являющиеся по состоянию на 02.08.2019 владельцами (пользователями) земельных участков, попавших в зону подтопления (затопления) в соответствии с распоряжением губернатора ЕАО от 30.08.2019 № 440-рг «Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в результате сложной гидрометеорологической обстановки на территории ЕАО в 2019 году», утратившие урожай полностью либо частично в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 на территории ЕАО.

Субсидия предоставляется сельхозтоваропроизводителям, являющимся собственниками земельных участков или пользователями земельных участков на ином законном праве.

Субсидия предоставляется на основании следующих документов:

1) заявления о предоставлении субсидии по форме согласно приложению к настоящему Порядку;

2) правоудостоверяющего документа на земельный участок (для собственников земельных участков):

- права на который зарегистрированы в ЕГРН;

- права на который не зарегистрированы в ЕГРН;

3) сведения, подтверждающие предоставление в пользование земельных участков на ином законном праве (для пользователей земельных участков на ином законном праве):

- права на которые зарегистрированы в ЕГРН;

- права на которые не зарегистрированы в ЕГРН;

4) копии паспорта или иного документа, удостоверяющего личность получателя субсидии или его представителя (если документы представляет представитель);

5) доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если документы от получателя субсидии представляются представителем);

6) выписки из ЕГРЮЛ или из ЕГРИП (для сельхозтоваропроизводителей, являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями).

В случае отсутствия документов, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 8 настоящего Порядка, решение о предоставлении субсидии принимается на основании решения суда об установлении права владения (пользования) земельным участком, попавшим в зону подтопления (затопления), по состоянию на 02.08.2019.

Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственными товаропроизводителями с 1 января 2007 года признаны, в том числе, и граждане, ведущие личное подсобное хозяйство в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (далее - Закон) личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Право на ведение личного подсобного хозяйства, в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона, имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.

Из материалов дела следует, что в пользовании Михайловой Н.Ю. на условиях аренды находится земельный участок, общей площадью 0,4367 га, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 79:04:2500007:71, что подтверждается договором аренды земли от 10.02.2010 № 88-Д.

Срок аренды 5 лет, с 10.02.2010 по 09.02.2015 (п. 1.2 договора). В случае если арендатор не подал заявление о расторжении договора и не сдал земельный участок по акту, договор считается продлённым на тех же условиях, на неопределенный срок (п. 9.6 договора).

По информации администрации Биробиджанского муниципального района от 23.07.2020 по состоянию на 22.07.2020 данный договор является действующим.

Актом обследования № 106-Бр от 12.09.2019 подтверждается, что в личном подсобном хозяйстве Михайлова В.Н. в период с 15.08.2019 по дату обследования в результате сильного переувлажнения почвы в период уборки погибли сельскохозяйственные культуры – картофель, на площади 0, 4367 га на земельном участке с кадастровым номером 79:04:2500007:71, на площади 2,9 га - на земельном участке с кадастровым номером 79:04:1304003:77 гибель урожая не зафиксирована.

Общая сумма материального ущерба составила 126485 рублей.

В акте в качестве владельца личного подсобного хозяйства указан Михайлов В.Н., акт подписан членами комиссии по определению ущерба сельскохозяйственных культур, Михайловым В.Н. и утвержден председателем комиссии.

В акте от 02.10.2019 № 018ЛПХд3/1 Министерства сельского хозяйства РФ, составленном ФГБУ «Россельхозцентр» по результатам анализа материалов по гибели растениеводства, представленных регионами, пострадавшими в результате ЧС «Паводок» в летний период 2019 (ЕАО), указано, что пострадали объекты растениеводства 165 ЛПХ в 4 районах. Под номером 40 в списке пострадавших хозяйств значится Михайлов В.Н., площадь утраченных сельскохозяйственных культур – 0,44 га, сумма ущерба – 48,42 тыс. руб.

25.12.2019 Михайлов В.Н. обратился с заявлением на имя начальника управления сельского хозяйства правительства ЕАО о предоставлении субсидии как сельскохозяйственному товаропроизводителю, пострадавшему в результате ЧС.

К заявлению приложены вышеуказанный договор аренды земельного участка с кадастровым номером 79:04:2500007:71 от 10.02.2010 № 88-Д и свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером 79:04:1304003:77, в котором собственником земельного участка значится Михайлов В.Н.

По результатам рассмотрения заявления Михайлова В.Н. 30.12.2019 управлением сельского хозяйства правительства ЕАО принято решение об отказе в выплате компенсации в связи с неполным пакетом документов, а именно отсутствием права собственности, пользования или иного законного права владения земельным участком с кадастровым номером 79:04:2500007:71.

20.01.2020 истица Михайлова Н.Ю. обратилась с заявлением на имя начальника управления сельского хозяйства администрации Биробиджанского муниципального района о проведении обследования земельного участка с кадастровым номером 79:04:2500007:71 на предмет гибели урожая в результате подтопления.

По результатам рассмотрения данного заявления Михайловой Н.Ю. сообщено, что повторное обследование на предмет гибели урожая в результате подтопления, а также внесение изменений в уже составленный акт действующим законодательством не предусмотрено (письмо от 03.02.2010).

Согласно выписке из похозяйственной книги № 02 по состоянию на 01.07.2019 главой личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу <адрес>, значится Михайлова Наталья Юрьевна.

В материалах дела также имеется выписка из похозяйственной книги № 02 по состоянию на 01.07.2019 главой личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу <адрес>, значится Михайлов Валерий Николаевич.

Согласно выписке из похозяйственной книги № 02 по состоянию на 12.09.2019 главой личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу <адрес>, значится Михайлов Валерий Николаевич.

Согласно сведениям похозяйственной книги № 02 Дубовского сельского поселения, представленной в оригинале в судебное заседание, главой личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу <адрес>, значится Михайлова Наталья Юрьевна. В качестве членов хозяйства указаны: муж Михайлов В.Н., дочь Михайлова В.В., дочь Михайлова С.В. В списке земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, значится земельный участок, находящийся в аренде, по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 79:04:2500007:71.

Свидетель Кравчук К.В. суду пояснил, что входил в составе комиссии, которая проводила обследование посевов и посадок сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате ЧС. Первоначально комиссия подъехала к истцу для обследования придомовой территории, однако по параметрам этот земельный участок не подошел. Наталья Юрьевна сказала, что у них есть ещё 2 земельных участка, один на <адрес>, а другой за <адрес> выехала по данному адресу и начала обследовать первый участок - огород, на котором произрастал картофель. Было видно, что урожай пропал. Потом специалисты из администрации района начали составлять документы, а он (свидетель) поехал с Михайловым Валерием Николаевичем на другой огород. После обследования приехали обратно. Документы на земельные участки видел. Один из участков по договору аренды был у Натальи Юрьевны, а другой в собственности у Валерия Николаевича, но решили, что не имеет значения кого писать в выписку, поскольку они семья. Наталья Юрьевна говорила, чтобы акт составили и на нее, но уже начали составлять на Валерия Николаевича, переделывать не стали. В оригинале похозяйственной книги первой записана Наталья Юрьевна, но, когда составляли акт, думали, что Валерий Николаевич, как мужчина, должен быть первый. Когда направляли документы в Министерство сельского хозяйства РФ, направляли электронную выписку из похозяйственной книги, главой стояла Наталья Юрьевна, но потом, так как документы собирали на Валерия Николаевича, поменяли главу на Валерия Николаевича. Выписка, которая была передана в управление сельского хозяйства правительства ЕАО, не соответствует ни бумажному, ни электронному варианту похозяйственной книги. Данные похозяйственной книги приводили в соответствие с актом обследования. В период ЧС оформлялись следующие заявления: заявление о нарушении жизнедеятельности на имя Солтуса, заявление на ЛПХ на имя Репина, остальные заявления на имя Пащенко. Делали 2 экземпляра, один из них пустой, поскольку не знали точную дату, которой они должны быть подписаны. Людям давали подписывать пустые бланки. Заявления на проведение обследования посевов и посадок не отбирали у людей, так как знали, которые из них необходимо обследовать, делали реестр лиц, земельные участки которых подтоплены.

Свидетель Алюнина О.В. суду пояснила, что была заместителем председателя комиссии, которая проводила обследование посевов и посадок сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате ЧС в 2019 году. Истца помнит. От Михайловой Н.Ю. заявление не принимали, так как были четкие указания председателя комиссии о том, что заявление должно быть только от главы ЛПХ. По выписке, которую предоставила администрация сельского поселения, главой ЛПХ был Михайлов В.Н., от него и брали заявление, акт также составлен на него. Если выписок не было, администрация говорила, кто глава ЛПХ. У Михайловых обследовали два земельных участка. Один участок располагался в селе, там была потеря посевов, которую зафиксировали. Потом Константин Кравчук и Соломоненко Александр выезжали на земельный участок, который расположен за селом, на нем потери посевов не было. Составили акт, который Валерий Николаевич Михайлов подписал, то есть согласился с ним. На руки акт не выдали, так как не было подписей всех членов комиссии. Документы на земельные участки проверяли. В акте обследования, составленном на имя Михайлова В.Н., указали земельный участок, принадлежащий Михайловой Н.Ю., так как были указания руководителя составлять один акт на все земельные участки, им и следовали. На обращения Михайловой Н.Ю. в связи с этим не могли отреагировать.

Свидетель Дрюк Е.В. суду пояснил, что иногда работал у семьи Михайловых по просьбе Натальи Юрьевны, работал на огороде. Огородами занимается только истица. Огороды сажали каждый год, точный адрес не помнит, но в <адрес>. Земельный участок отдельно от дома, садили картофель. Валерий Николаевич отношение к земельным участкам, на котором он (свидетель) работал, не имеет. В 2019 году урожай не убирали, т.к. было затопление. Земельные участки принадлежат истице.

Свидетель Султанов Е.Ю. суду пояснил, что каждый год помогает истице садить огород и собирать урожай, уже около 5 лет. Участок, где он работал, находится на ул. Дальняя. Дом находится по другому адресу. В 2019 году урожай не выкапывали, т.к. стояла вода. Земля принадлежит Михайловой Н.Ю.

У суда нет оснований не доверять показаниям допрошенных свидетелей, так как они логичны, последовательны и согласуются с показаниями лиц, участвующих в деле, и материалами дела.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что Михайлова Н.Ю. на момент чрезвычайной ситуации использовала на основании договора аренды земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, урожай погиб в результате паводка летом 2019 года, следовательно, Михайлова Н.Ю. имеет право на получение компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личном подсобном хозяйстве в результате чрезвычайной ситуации 2019 года, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур 0,44 га, как указано в акте от ДД.ММ.ГГГГ ЛПХд3/1 Министерства сельского хозяйства РФ.

По мнению суда, то обстоятельство, что уполномоченными должностными лицами были неправильно оформлены документы, необходимые для получения вышеуказанной субсидии, не должно вести к лишению истца права на получение мер государственной поддержки, поскольку факт использования Михайловой Н.Ю. земельного участка в целях ведения личного подсобного хозяйства, равно как и факт гибели урожая, на данном земельном участке, в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, нашел подтверждение в судебном заседании.

Поскольку, как указано выше в соответствии с Порядком предоставления в 2019 году субсидии из областного бюджета за счет средств федерального бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области предоставление субсидии осуществляется управлением сельского хозяйства правительства области в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году федеральным бюджетом, суд приходит к выводу о возложении обязанности произвести выплату меры государственной поддержки на управление сельского хозяйства правительства ЕАО.

Поскольку порядок получения спорной меры государственной поддержки законодательно установлен, оснований для возложения обязанности произвести выплату субсидии на Российскую Федерацию в лице Министерства сельского хозяйства РФ и ФГБУ «Россельхозцентр» отсутствуют.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Михайловой Натальи Юрьевны к управлению сельского хозяйства правительства ЕАО, Российской Федерации в лице Министерства сельского хозяйства РФ, ФГБУ «Россельхозцентр» о признании права на получение государственной поддержки в виде субсидии в связи с утратой урожая, возложении обязанности произвести выплату субсидии удовлетворить частично.

Признать за Михайловой Натальей Юрьевной право на получение меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области.

Обязать управление сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области произвести Михайловой Наталье Юрьевне выплату меры государственной поддержки в виде субсидии на компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Еврейской автономной области, из расчёта площади гибели сельскохозяйственных культур – 0,44 га, из областного бюджета за счёт средств федерального бюджета.

В остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд ЕАО в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Ю.Ф. Шарипова

Мотивированное решение изготовлено 06.10.2020

2-1267/2020

Категория:
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Михайлова Наталья Юрьевна
Ответчики
Управление сельского хозяйства правительства ЕАО
Министерство сельского хозяйства РФ
Россельхозцентр, ФГБУ
Другие
Михайлов Валерий Николаевич
Суд
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области
Судья
Шарипова Юлия Фаритовна
17.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.02.2020Передача материалов судье
25.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.03.2020Подготовка дела (собеседование)
13.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.04.2020Судебное заседание
31.07.2020Производство по делу возобновлено
31.07.2020Судебное заседание
16.09.2020Судебное заседание
29.09.2020Судебное заседание
06.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее